Ъ: цифровизация агропрома обойдется в 50 млрд рублей
На сайте "КоммерсантЪ" опубликована статья Н. Королёва "Цифровизация агропрома обойдется в 50 млрд рублей". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Минсельхоз запрашивает 50 млрд руб. до 2030 года из федерального бюджета на внедрение цифровых технологий в сельском хозяйстве. Речь идет о внедрении технологий искусственного интеллекта (ИИ), интернета вещей (IoT), беспилотников, робототехники, предиктивной аналитики и дистанционного зондирования Земли. Цифровизация сельского хозяйства — мировой тренд, но Россия отстает в этом направлении, говорят эксперты. Пока IT-решения фрагментарно внедряют только крупнейшие участники рынка.
В распоряжении “Ъ” оказался проект распоряжения правительства РФ «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса РФ до 2030 года». В документе перечислены планы Минсельхоза по цифровизации отрасли.
В частности, министерство предлагает внедрить технологии цифровых двойников, ИИ, IoT, беспилотников, дистанционного зондирования Земли, а также разработать онлайн-платформу для продвижения российской сельхозпродукции и запустить системы моделирования и прогнозирования.
На это Минсельхозу потребуется из бюджета 50 млрд руб.
В Минсельхозе “Ъ” пояснили, что цифровая трансформация сельского хозяйства направлена на «повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение полноты и достоверности данных о ситуации в отрасли и на продовольственном рынке, снижение себестоимости продукции и стоимости входа в агробизнес новых сельхозпроизводителей». Документ поступил на согласование в Минцифры, сообщили “Ъ” в этом министерстве.
В документе поясняется, что технологии прогнозирования позволят строить предиктивные модели урожайности и вероятности заболеваний животных, использование роботов и беспилотников упростит производственные процессы, а решения в области дистанционного зондирования земли — сбор данных о сельхозземлях и их использовании по назначению. В числе рисков реализации стратегии — зависимость от зарубежных технологий, недостаточное финансирование, а также нежелание сельхозкомпаний внедрять цифровые технологии.
Мировой рынок IT-решений в АПК будет расти высокими темпами, прогнозируют аналитики. Например, по данным J’son & Partners Consulting, только глобальный рынок IoT в сельском хозяйстве вырастет в восемь раз к 2025 году, до $ 40 млрд. Но Россия отстает от общемирового тренда, говорят эксперты. «Уровень цифровизации сельского хозяйства у нас достаточно низкий. Проблема в том, что стоимость внедрения программных и аппаратных решений, в том числе с применением ИИ, остается высокой»,— объясняет директор центра разработки Artezio Дмитрий Паршин.
Наиболее активно внедрением цифровых решений занимаются крупные агропромышленные холдинги, располагающие достаточными ресурсами, отмечает партнер PwC в России Михаил Фролов.
По его словам, в земледелии компании активно внедряют ERP (системы планирования ресурсов.— “Ъ”), технологии спутникового позиционирования, системы мониторинга техники, оцифровывание полей и беспилотники. В молочной отрасли востребованы элементы «умной фермы» — интеллектуальные системы управления производством и системы RFID (способ автоматической идентификации объектов). В мясной отрасли наиболее активно внедряют роботизацию переработки.
В группе «Черкизово» рассказали, что в растениеводстве перспективной технологией, позволяющей увеличивать урожайность с гектара, является точное земледелие. «Интерес представляют также все технологии, связанные с ИИ и машинным зрением. На одном из наших птицеводческих предприятий действует система, которая распознает сотрудников и отслеживает все операции, выполняемые человеком в течение смены»,— добавили в компании.
Российские предприятия внедряют IT фрагментарно: у каких-то холдингов есть отдельные, разрозненные решения, например оцифрованы поля, но сквозной цифровизации процессов нет нигде, отмечает гендиректор J’son & Partners Consulting Светлана Водянова.
«Проблема подобных проектов в том, что это колоссальные затраты, на которые сейчас способны только крупнейшие международные компании»,— отмечает она. К тому же, добавляет эксперт, внедрение таких технологий невозможно без высококвалифицированных кадров, и их сейчас не хватает не только на российском, но и на международном рынке.