Российские девелоперы потеряли доступ к документации из облака Autodesk
Как сообщает РБК, российские девелоперы потеряли доступ к своей проектной документации из-за блокировки облачных аккаунтов американским разработчиком Autodesk. Игроки рынка опасаются, что это приведет к сдвигу сроков сдачи объектов строительства.
Ряд крупных российских девелоперов потеряли доступ к облачному решению американского разработчика систем автоматизированного проектирования (САПР) для строительства, проектирования и промышленного дизайна Autodesk BIM 360, а вместе с ним и доступ к своей проектной документации, которая там хранилась. Об этом РБК сообщили два источника среди застройщиков: Autodesk начала блокировку компаний из России, которые продолжали пользоваться ее решением, делая закупки через третьи страны или через VPN.
Факт начала блокировки РБК подтвердили президент ассоциации «Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования» (НОТИМ), руководитель комиссии по цифровизации строительной отрасли и ЖКХ Общественного совета при Минстрое Михаил Викторов, а также директор по девелопменту компании Rariteco (девелопер клубного комплекса Quartier d’Or / «Золотой квартал») Екатерина Борисова. «Модели, которые были в зарубежном облаке у девелоперов, действительно сейчас недоступны», — заявила она.
Американский вендор еще в минувшем марте запретил использование своих программных продуктов российскими компаниями. Это произошло спустя два года, после того как Autodesk официально объявила о приостановке своей деятельности в России в связи с началом военной спецоперации на Украине. В прошлом октябре Autodesk ликвидировала свое российское юридическое лицо ООО «Аутодеск (Си-Ай-Эс)».
Продукты компании, такие как AutoCAD, Autodesk 3ds Max и семейство программ Autodesk Revit (Revit Architecture, Revit Structure и Revit MEP), использовались большинством российских инженеров в разных отраслях промышленности, включая машиностроение, строительство и др. BIM 360 — это серверное решение с механизмом хранения данных на серверах Autodesk. Файлы, загруженные клиентами в эту систему, попадают в зашифрованное хранилище облака.
При отключении российских пользователей от своей системы Autodesk может удалить их учетные записи или стереть все данные, которые хранились в этом облаке, пояснил РБК Михаил Викторов. Блокировка доступа для пользователей из России означает, что компаниям придется заново формировать информационные модели как минимум по последним архивированным данным, пояснил замгендиректора по науке «СиСофт Девелопмент» (разработчик строительного ПО) Михаил Бочаров.
По его мнению, часть компаний будут пытаться продолжать использовать BIM360 через VPN под адресом другой страны, но это не гарантирует успеха. «Блокировка может быть адресной, в этом случае система Autodesk не впустит в онлайн-кабинет российской компании пользователя из другой страны», — рассуждает Бочаров.
В 2022 году часть девелоперов покупали лицензии Autodesk через Казахстан, Киргизию, ОАЭ и другие страны. Американский вендор нашел следы использования своего продукта компаниями из России и отключил его для них, рассказал РБК источник в одном из крупных застройщиков. После этого, по его словам, девелоперы стали активно переходить на российский софт, опасаясь потери данных в случае отключения системы. Он пояснил, что часть застройщиков сейчас используют только собственные разработки, объединяя их в среду общих данных, в частности так делает группа компаний «А101».
Потеря доступа к системе BIM 360 равносильна потере всех данных, хранящихся на сервере, говорит директор дивизиона BIM компании — разработчика инженерного программного обеспечения «Аскон-Интеграция» Дмитрий Демин. «Если исчезнут данные по текущим проектам, проектировщик или застройщик могут не успеть выполнить обязательства по контракту на проектно-изыскательские работы либо по сдаче объекта строительства», — пояснил он.
По мнению Викторова, Autodesk «продолжит последовательную и тщательную работу по технологической изоляции стройкомплекса России от своих продуктов». «Эта отрасль немного запаздывает в импортозамещении или пока находится в плену неких технологических иллюзий. В этом году надо приложить максимум усилий, чтобы приблизить уровень импортозамещения в этой отрасли к 100%», — говорит Викторов.