Саморегулирование: стандартизация и текущий контроль
Как сообщает , в Совете Федерации обсудили концепцию законодательного развития саморегулирования в России. Представители объединений СРО, действующих в ряде сфер экономической деятельности, единодушно предлагают сенаторам закрепить в законодательстве обязательное членство СРО в национальных объединениях.
В оглашении ключевых предложений по корректировке законодательства о саморегулировании принимали участие:
- Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Игорь Судец,
- Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Алексей Бутовецкий,
- Президент Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров», Алла Овчинникова,
Вице-президент Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров», президент А СРО «Кадастровые инженеры» Виктор Кислов,
- Генеральный директор Национального союза профессионалов антикризисного управления (НСПАУ) Анастасия Каверзина,
- Председатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, директор СРО Национальная ассоциация специалистов финансового планирования Андрей Паранич,
- Вице-президент СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» Мария Коршикова,
- Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Андрей Чумаков,
и другие.
Круглый стол «О развитии и текущем состоянии института саморегулирования в Российской Федерации» первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов провел 5 ноября 2024 года.
Открывая мероприятие, Иван Абрамов отметил, что суть саморегулирования состоит в восполнении недостатка координации между участниками рынка в тех аспектах профессиональной деятельности, где исключительно ценовые механизмы её обеспечить не в состоянии.
«Именно саморегулирование призвано обеспечить выработку наиболее эффективных форм взаимодействия профессиональных участников отрасли между собой, а также с потребителем результата своей профессиональной деятельности», – сказал сенатор.
Он также напомнил, что общие базовые принципы работы СРО закреплены в двух нормативных документах в Федеральном законе 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утверждённой распоряжением Правительства РФ в 2015 году.
Вместе с тем, Иван Абрамов обратил внимание на то, что большинство сфер саморегулирования имеют уникальные особенности и специфику, которые не позволяют реализовать единые подходы для всех сфер саморегулирования. При этом изменения в нормативную базу СРО давно не вносились, хотя в свете новых государственных задач явно назрели.
Замдиректора Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Игорь Судец сообщил, что согласно данным мониторинга деятельности СРО в последние годы институт демонстрирует стабильность: общий объем компенсационных фондов СРО составляет 190 млрд рублей. При этом объемы выплат из фондов СРО составляют порядка 0,4%.
Также представитель Минэкономразвития подтвердил, что министерство продолжает ежегодно представлять в аппарат Правительства РФ доклад о развитии саморегулирования. Отвечая на вопрос участников круглого стола, отчего с 2022 года документ не публикуется в открытом доступе, чиновник сообщил, что решение о его опубликовании целиком находится в компетенции Правительства РФ.
Статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий рассказал об успехах деятельности ведомства в сфере взаимодействия с СРО.
В числе недостатков регулирования в докладах отмечали
что механизм «признания СРО» со стороны госорганов – это хорошая, но, к сожалению, пока неработающая норма,
что взаимодействие представителей НО СРО с профильным ФОИВ оставляет желать лучшего,
что участие СРО в нормотворческой деятельности до сих пор недостаточно.
Далее руководители национальных объединений СРО кадастровых инженеров, арбитражных управляющих, коллекторов, психиатров и экономистов рассказали об актуальных вопросах и задачах, которые решают СРО в данных сферах, и вносили свои предложения по законодательному совершенствованию института саморегулирования. В том числе, по завершению реализации трехуровневой модели саморегулирования.
Представители профсообщества также предлагают законодателям:
Расширение полномочий СРО в части контроля деятельности её членов.
Мораторий на проверки бизнеса постепенно переходит из статуса временного режима в постоянный порядок. В этой связи, возможности государственного контроля и надзора серьёзно ограничены, в то время как СРО подобными ограничениями не связана. Этот момент стоит использовать для сохранения необходимого уровня контроля участников рынка. Кроме того, повышение ответственности СРО за деятельность своих членов хорошо бы уравновесить расширением её полномочий.
Сделать членство СРО в национальном объединении СРО соответствующего вида обязательным и закрепить такую норму в законе.
По мнению участников круглого стола, только данная мера гарантирует единообразие в работе СРО.
Расширение полномочий НО СРО в части стандартизации и контроля деятельности СРО.
Сформулировать, разделить и закрепить предмет контроля для СРО, для НО СРО и для органов государственного надзора.
Несмотря на то, что представители национальных объединений СРО строительной сферы (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) на круглом столе не присутствовали, озвученные в ходе мероприятия идеи почти полостью созвучны концепции законопроекта с поправками в Градкодекс, в подготовке которых они принимали деятельное участие.
Предложения участников мероприятия будут отражены в его резолюции.
Рабочая группа по подготовке законопроекта формируется при Минэкономразвития.