Искандяров Владимир Николаевич, директор ФГУП КАГП (Красноярск)
Искандяров Владимир Николаевич, директор ФГУП КАГП (Красноярск)
Отвечая на Ваши вопросы, хотелось бы в первую очередь сказать о том, что в настоящее время положение в сфере геодезии, в особенности цифрового картографирования, складывается таким образом, что объемы работ настолько велики, что для их освоения требуется огромные финансовые вливания, а так же участие всех геодезических структур России. Но если даже найдутся финансовые средства, все это будет нерационально без координации расходования средств и производства работ, выполняемых геодезистами, землеустроителями, геологами, геофизиками , лесоустроителями, а также другими участниками рынка геодезических и картографических работ. Поскольку при координации финансовых средств, технологий изготовления, а также обмена данными, в особенности цифровой картографо-геодезической продукции, затраченных вышеуказанными организациями за период с 1990 по 2002 год, хватило бы для создания большей части национальной многоуровневой ГИС Российской Федерации, начиная с крупных масштабов 1:2000 и заканчивая мелким масштабом 1:1 000 000, которая применялась бы уже всеми хозяйствующими субъектами России, начиная от муниципальных служб и заканчивая органами исполнительной власти.
Например, сейчас при выполнении целевой Федеральной программы по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости до 2007 года на местах мы видим и понимаем, что средства будут распылены без координации действий министерств и ведомств, поскольку каждое ведомство преследует свои частные интересы, это все понимают.
Бесспорно, нельзя предусмотреть все, но по крайней мере, мы могли бы предварительно согласовав технологии, договориться о разделении функций на подготовку топоосновы, информации о землепользователях, информации о почвах и растительности, информации о природных ресурсах, информации о недвижимости и т.д.
Наиболее эффективно роль координатора объединяющего воедино весь комплекс задач и проблем, могло бы взять на себя государство совместно с представителями производителей и потребителей топографо-геодезической продукции и их общественными объединениями.
Все затраты, понесенные государством на создание топографо-геодезической и картографической продукции, в том числе в цифровом виде, естественно имели бы гораздо большую экономическую отдачу нежели в настоящее время, но только в случае проведения комплекса работ по преобразованию цифровых топографических карт в ЦТК открытого пользования, либо при пересмотре ценза секретности и засекречиванию только мест расположения действительно секретных объектов.
В этом случае нельзя не учитывать того факта, что рассекречивание без ряда мер по защите авторских прав и установления порядка использования топографо-геодезической продукции без обязательной сдачи в государственный фонд экземпляров производной продукции, может привести к большим экономическим потерям государства и нового витка полной раскоординации действий участников рынка.
Государство. затратив огромные средства на протяжении всего существования России во все отрасли, прямо или косвенно связанные с геодезией и картографией, на производство картографо-геодезической продукции должно, базируясь на основных производителей и потребителей, а также на их общественные объединения, правильно распорядиться имеющейся продукцией. Должно скоординировать свои действия и действия участников рынка геодезической продукции для наиболее эффективной отдачи, которая будет несомненно присутствовать, если не в чисто денежном эквиваленте, то в переходе информационного рынка, органов управления хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти на совершенно новый технологический уровень, позволяющий оперативно решать и прогнозировать различные ситуации, в том числе и чрезвычайные.