Васильев Николай Георгиевич, начальник Главного управления градостроительной политики, кадастра и архитектуры республики Татарстан (Казань)
Васильев Николай Георгиевич, начальник Главного управления градостроительной политики, кадастра и архитектуры республики Татарстан (Казань)
Уважаемый Сергей Адольфович!
Благодарю Вас за высокую оценку моего вклада в становление геоинформационного рынка в нашей стране. Однако область моей профессиональной деятельности скорее распространяется на проблемы градостроительства, архитектуры и землепользования, в связи с этим моя оценка современного состояния и становления геоинформационного рынка возможно недостаточно профессиональна с точки зрения развития собственно цифрового картографирования и использования программы технических средств.
По моему преставлению цивилизованный рынок геодезической и картографической деятельности в масштабе страны лишь начинает складываться. Для него характерна высокая поляризация центр-периферия, распространяющаяся на все составляющие: система организации, финансирование, материально-техническое обеспечение, кадровый потенциал и т. д. Его главной особенностью можно считать зависимость от политики многих министерств и ведомств в отсутствие единого координатора. Поэтому хаотическое формирование рынка названных услуг главным образом вызвано частыми сменами приоритетов в ведомственном управлении и отсутствием межведомственной координации на этапе его формирования. На сегодняшний день еще не утвердились роли министерств в управлении развития территорий, что не позволяет им распределить задачи по формированию геодезической и картографической деятельности. Попеременно претензии на первенство в этом виде деятельности предъявляли Федеральный Минстрой, Мин. имущественных отношений, Комитет по земельным ресурсам (до его упразднения), Земельно-кадастровый центр и т. д. Поэтому представляется, что цивилизованный рынок в этой области может сформироваться только на основе координации управления в области экономико-правового регулирования, развития территорий. В связи с этим очевиден ответ на вопрос о последовательности шагов по развитию рынка геодезической и картографической деятельности в России. Первичной должна быть постановка задач по развитию рынка на основе межведомственной координации деятельности в области управления территорий. Последующие действия представляются техническими проблемами. Поэтому задача государства в этой области на федеральном уровне должна быть в первую очередь направлена на координацию действий, исключение дублирования ответственности и единство методических подходов в отраслевых министерствах.
Учитывая большой объем и режимность доступа к информации, независимо от задач, для решения которых создается геодезическая и картографическая информация (градостроительное регулирование, вопросы землепользования, регистрация недвижимости, техническая инвентаризация, строительство объектов и т. д.), хранение информационного банка данных должно быть обеспечено государственными структурами. Это могут быть государственные предприятия (головные проектные организации, кадастровые центры, подразделения при министерствах и т. д.) Все остальные функции могут быть переданы предприятиям и организациям любой формы собственности, обладающим соответствующей лицензией. Выбор исполнителя должен определяться рыночными принципами (цена-качество).
Учитывая изложенное, представляется, что усилия по созданию нормативно-методической базы, опережающей законодательное оформление принципов территориального управления, - непродуктивны. Иллюстрацией процесса может служить опережение предлагаемых на рынке ГИС-технологий по сравнению с оформленным спросом на конкретную картографическую продукцию.