Леонид Токарчук, ООО «ДИ-ЛИТО»(Нижний Новгород) о Положении о ФКГФ
Как мы уже сообщали на нашем сайте развернута дискуссия "Обсуждаем Положение о федеральном картографо-геодезическом фонде"
Подробности на http://www.gisa.ru/fedfond.html
Очное обсуждение предложений состоится 10 июня 2005 г. в 10.00 в рамках XII Всероссийского ГИС-Форума (подробно см. http://www.gisa.ru/gis-forum2005.html), Москва, РАГС (м. Юго-Западная, пр-т Вернадского, 84, 2-ая проходная, второй учебный корпус).
Публикуем мнение Леонида Токарчука, ООО «ДИ-ЛИТО»(Нижний Новгород):
В существующем законодательстве, регулирующем отношения в области геодезии и картографии, существует четко обозначенная тенденция на ограничение конкуренции и смещении приоритетов в сторону государственных предприятий АГП.
Масса разрешительных процедур, для коммерческих предприятий и полное их игнорирование со стороны государственных АГП (в лучшем случае документы оформляются задним числом).
Хозяин барин.
Пункт 3 подпункт е) «Положения о лицензировании картографической деятельности» гласит:
Лицензионными требованиями и условиями являются:
e) использование последних по сроку издания (составления) материалов государственного картографо-геодезического фонда в качестве основы при составлении и подготовке к изданию новой картографической продукции;
Пункт 6. «Положения о ФКГФ» гласит:
Организации, находящиеся в ведении Федеральной службы геодезии и картографии России и Министерства обороны Российской Федерации и осуществляющие по их поручению ведение фонда (далее именуются - организации - фондодержатели), хранят и предоставляют в пользование материалы и данные фонда по закрепленной за ними территории.
Это приводит к следующему:
Частные компании должны предоставить полное описание предстоящих работ, тираж, методику, цель и т. д.
Что есть неоценимые сведения для отделов маркетинга АГП.
На основе их, а не на основе подписанного руководителем ТИГН разрешения, директор АГП будет решать, выдавать материал или нет.
Частной компании месяца через два, если у нее не пропадет желание что-либо выпускать, организация - фондодержатель даст ответ, что запрашиваемых материалов в фондах нет и чтобы получить то, что ей требуется, нужно обратиться в отдел маркетинга АГП. А там уж так оформят передачу авторских прав, что и без денег останешься, и копирайт АГП будешь всю жизнь ставить даже на личных письмах.
При сдаче копий произведенной продукции в ФКГФ, организация - фондодержатель может собственной волей ее не принять вопреки предписанию ТИГН. Руководитель АГП ведь не подчиняется Главному инспектору, а вот Главный инспектор от руководителя АГП очень даже зависит. А кто в театре главный?
И это при отмененном приказе Роскартографии №158-пр «Об утверждении организаций фондодержателей».
Приведенная иллюстрация не голословна. ВВАГП в Нижнем Новгороде о своем монополизме уже заявляет в рекламе. Я полагаю, практика в других регионах мало, чем отличается от приведенной выше. АГПы ведут себя в фондах по принципу своя рука владыка. И о пункте 13 «Положения о ФКГФ» их особо голова не болит. Их ответственность ведь нигде не определена и не прописана. Что же они в ущерб себе на благо страны будут работать?
Пункт 7 абзац 2 «Положения о ФКГФ» гласит:
Ответственность за обеспечение сохранности материалов и данных фонда и за соблюдение установленного порядка их использования несут руководители организаций - фондодержателей.
Эта формулировка весьма туманна. Какая именно ответственность не определено. Ответственность за соблюдение установленного порядка кем не определено. Какая ответственность за невыдачу или несвоевременную выдачу не определено.
На деле же эта туманная формулировка приводит к полной безответственности.
Неужели это результат непродуманности? Похоже, что продуманности.
Пункт 14 абзац 2 «Положения о ФКГФ» гласит:
Материалы и данные фонда предоставляются пользователям на договорной основе.
Не добавляет ясности. (Договора с кем и о чем)
Громоздкость всего процедурного процесса не дает возможности планировать работы даже на небольшое будущее.
Если в издании нужно изменить только тематическое содержание, например: заменить автомобильную информацию на информацию о маршрутах городского транспорта, то почему-то нужно опять запрашивать «необходимые» материалы со всеми вытекающими последствиями.
Почему если заказчику нужна небольшая схема, допустим туристского маршрута, хорошо и весело оформленная, исполнитель должен выполнять ее с соблюдением всех существующих инструкций ГОСТов и процедур.
Вывод: дорабатывать и изменять нужно не только «Положение о ФКГФ» но и ряд других нормативных актов c целью их приведения в полное соответствие с существующими законами и исключения злоупотреблений.
Предложения по внесению изменений в «Положение о ФКГФ»:
коммерческие организации, в том числе и АГП, не могут и не должны быть организациями-фондодержателями.
не должно быть оснований для отказа в выдаче материалов для использования в картографических работах, кроме как на основании несоблюдения субъектом законодательства.
процедура получения материалов ФКГФ на законных основаниях должна быть предельно упрощена, перечень документов предоставляемых для получения разрешений сокращен.
стоимость использования материалов ФКГФ должна быть четко фиксированной, и включать в себя только плату за деятельность фонда, а не за создание материалов.
информация о наличии материалов фонде должна быть открытой. Перечень материалов и данных должен публиковаться в сети Internet и выдаваться по запросам организаций.
С панорамой Нижнего Новгорода в Интернете, изготовленной ООО «ДИ-ЛИТО», можно ознакомиться по адресу: http://www.nnov.ru/