Анатолий Липин проф. кафедры Аэронавигации о Постановлении Правительства РФ по системам GPS/ГЛОНАСС
Как мы уже сообщали, Правительство РФ приняло постановление «Об осна-щении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навига-ции ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (см. http://www.gisa.ru/22741.html ).
С целью оценки последствий этого Постановления для развития рынка геоин-форматики России мы попросили ответить на наши вопросы руководителей компа-ний - ведущих поставщиков средств спутникового позиционирования на российский рынок.
Предлагаем Вам ознакомиться с ответами Анатолия Владимирович Липина, к.т.н., проф. кафедры Аэронавигация Санкт-Петербургского Государственного университета гражданской авиации.
1. Какое влияние окажет принятое Постановление на развитие рынка спутниковых навигационных устройств в России и мире?
Здесь и далее ответы касаются только применительно к использованию спутниковых систем для воздушных судов (ВС) гражданской авиации.
Желание заставить российских эксплуатантов ВС демонтировать существующие приемоиндикаторы GPS и закупить оборудование ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ GPS напоминает ситуацию, когда КПСС диктовала высоту крыши дачного домика. А, кроме того, в настоящее время у эксплуатантов ВС отсутствует уверенность в дееспособности космического сегмента ГЛОНАСС.
Можно отметить, что на вновь изготавливаемых ВС в России будет установлены спутниковые навигационные устройства (СНУ) ГЛОНАСС/GPS. Сколько было построено ВС в 2003 2004 гг. видно из следующего перечисления: (Тип ВС, проиведено соответственно в 2003 и 2004 гг.)
Ил-96/1,2; Ту-204/2/1; Ту-214/3, 0; Ту-154/1, 0; Як-42Д/1/0; т.е. всего 8 и 3.
Относительно зарубежных эксплуатантов ВС необходимо сказать, что принятое Постановление их не касается.
2. Как вы оцениваете общий эффект от введения Постановления в действие
в сферах повышения:
- повышения эффективности управления движением на транспорте,
- повышения уровня безопасности перевозок,
- совершенствования геодезических и кадастровых работ.
При полной комплектации и работоспособности космического сегмента ГЛО-НАСС эффект будет значимым.
3. Какие вопросы, с Вашей точки зрения, не раскрыты в Постановлении для его эффективного применения на территории РФ?
В Постановлении отсутствует важный момент. Должны ли СНУ, работающие с космическим сегментом ГЛОНАСС, отвечать Стандартам и Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) согласно Приложению 10 к Чикагской конвенции: Авиационная электросвязь. Том I. Радионавигационные средства.
В связи с тем, что ГЛОНАСС является компонентом GNSS, то в указанном документе дано:
3.7.2.3.1 Отсчет координат. Информация о местоположении, обеспечивае-мая пользователю GNSS, выражается в геодезических координатах Всемирной гео-дезической системы -1984 (WGS-84).
Примечание 2. Если элементы GNSS используют иные (не WGS-84) коорди-наты, то должны применяться соответствующие параметры преобразования .
В России в целях геодезического обеспечения орбитальных полетов и реше-ния навигационных задач используется система координат ПЗ-90. В этой связи воз-никает вопрос, в какой системе координат будет определяться местоположение ВС при использовании СНУ ГЛОНАСС/GPS российского производства в воздушном про-странстве России?
К настоящему времени из 186 государств членов ИКАО более 150 перешло на систему координат WGS-84. Если СНУ ГЛОНАСС/GPS отечественного производства будут иметь функцию определения местоположения ВС при полетах в воздушном пространстве России в системе ПЗ-90, а вне России - WGS-84, то для российских эксплуатантов ВС проблема будет снята. В тоже время для зарубежных эксплуатан-тов ВС, при полетах над нашей территорией, местоположение ВС будет опреде-ляться в системе координат WGS-84, т.к. маловероятно, что на ВС производства Бо-инг, АЭРБАС и других производителей будет установлено СНУ ГЛОНАСС или ГЛО-НАСС/GPS российского производства.