*В Петербурге разработан новый комплекс, обеспечивающий на основе спутниковой навигации эффективное движение общественного транспорта
16 декабря 2005 г. в городском Центре управления дорожным движением был представлен новый технологический комплекс, обеспечивающий эффективное передвижение по городу общественного транспорта. В его основе мобильные терминалы спутниковой навигации, позволяющие организовать «зеленую волну» для автобусов и троллейбусов, сообщает «КоммерсантЪ». Обыденной для Европы, но революционной для России системой мониторинга через пару лет хотят оснастить весь исторический центр.
Комплекс организации приоритетного пропуска общественного транспорта совместный продукт петербургских компаний «Т-Траффик» и «Телда». Заказчиком выступил комитет по транспорту Смольного в лице ГУ «Дирекция по организации дорожного движения» (ДОДД), выделивший этим летом около 6 млн руб. на реализацию пилотного проекта.
По условиям тендера разработчикам ставилась задача обеспечить беспрепятственный пропуск автобусов, троллейбусов и трамваев по городским улицам, чтобы они вновь стали популярны среди петербуржцев. Убедившись, что передвигаться по городу на общественном транспорте удобнее, чем на личном, горожане, по замыслу ДОДД, оценят и такие нововведения, как перехватывающие парковки, системы электронного расчета за проезд, автоматические паркинги и т. п. Все это в конечном итоге избавит город от пробок и смога.
Если в Европе подобный подход к решению транспортных проблем давно опробован и внедрен, то в России разработка управляющих систем лишь начинается. Первые шаги в этом направлении делают Москва, Казань и Петербург. Подрядчики ДОДД под эти цели оптимизировали собственную систему мониторинга подвижных объектов, в основу которой положен мобильный терминал hi-track небольшая коробочка, размером с портмоне, к которой подсоединяется модуль GPS (глобальная система позиционирования, использующая для навигации геостационарные спутники).
В рамках пилотного проекта таким оборудованием оснащено два десятка автобусов и троллейбусов (маршруты 46 и 5 соответственно), а также восемь перекрестков на Суворовском проспекте. По словам заместителя гендиректора ЗАО «Телда» С. Подгузова, расходы на оснащение составляют порядка 1 тыс. дол. «за каждый борт или перекресток». В принципе, hi-track может использовать любой способ передачи данных как проводной, так и беспроводной. В данном случае для связи с диспетчерским сервером задействован GPRS-канал МТС.
На рабочей презентации главе транспортного комитета А. Дацюку и руководителю ДОДД А. Погребняку были продемонстрированы возможности нового комплекса.
За период тестирования среднее время ожидания зеленого света общественным транспортом сократилось с 21-23 до 5,6-6,2 секунд. Это при том, что никакой оптимизации самого расписания еще не производилось. Как сообщил Ъ господин Погребняк, сейчас перед разработчиками поставлена задача приспособить систему к работе с автоматической системой управления дорожным движением (АСУДД) Невского проспекта, установленной Siemens. «Тогда это будет уже вполне рабочий и показательный участок. За пару месяцев мы наберем статистику и представим ее на городском правительстве"», заявил он. По словам господина Подгузова, мощность пилотного комплекса позволяет обеспечить контроль за тысячей подвижных объектов: «Этого достаточно, чтобы охватить весь исторический центр». В комитете по транспорту считают, что реализовать замысел удастся за полтора-два года: на разработку комплексной транспортной концепции Смольный выделяет порядка 4 млрд руб. По сути, это будет одна общегородская АСУДД. Так, на том же Суворовском проспекте уже вывешены (но пока не работают) информационные табло, которые будут сообщать гражданам, сколько им еще ждать на остановке своего автобуса или троллейбуса. И предполагается, что после завершения реформы так будет везде.