Редактор GIM International о взаимоотношениях государства и бизнеса в сфере использования пространственных данных
Перевод статьи Дарка Хаарсма, издателя и редактора журнала GIM International от 4 сентября 2007 г.
О свободном доступе к данным.
ГИС «Виртуальный Лондон», разработанная по указу Мэра и профинансированная налогоплательщиками, успешно работала в рамках Google Earth. В то же время источником данных являлась OS MasterMap собственность национального картографического агентства Ordnance Survey. Агентство обладает правами на все данные, получаемые из OS MasterMap и выдает платные лицензии правительственным организациям и институтам на их использование.
Но свободный доступ к Virtual London был запрещен, Ordnance Survey потребовала оплаты индивидуально от каждого пользователя. Google Earth и Центр Современного Пространственного Анализа предприняли попытки договориться с Ordnance Survey об оплате одной лицензии за возможность использовать ГИС жителями Лондона и другими частными лицами, но им было отказано. Разрыв дальнейших отношений стал основой анонса, опубликованного командой Virtual London, сообщающего, что ГИС не будет эксплуатироваться в рамках Google Earth.
Редакция The Guardian Technology, проводящая лобби «Предоставьте Свободу Нашим Данным», полагает, что Ordnance Survey обязана открыть данные, т.к. они собраны на деньги налогоплательщиков и не могут быть для них закрытыми. Автор согласен с позицией лобби как в данном случае, так и во множестве других прецедентов. И не только потому что финансирование сбора и обработки информации осуществляется из налоговых сборов.
Не все данные, собранные и хранимые по инициативе правительства, оплаченные налогоплательщиками, могут быть свободно доступными для общественности. К примеру, данные разведки или другие закрытые данные имеющие секретное предназначение. Но в планах Ordnance Survey есть еще одна причина. Наступившая цифровая эра рождает новые бизнес-модели каждый день. Вместо того, чтобы «сидеть» на старых, национальные картографические агентства и институты, финансируемые обществом, просто обязаны развивать новые подходы. Этим они зарабатывают себе право на существование в будущем. Крепко держась за старые прерогативы, они не выживут в сложной конкурентной борьбе цифрового мира, в котором информация бесплатна или уже оплачена кем-то другим.