Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Пространственные данные/Содержание журналов/№ 3 (2007)/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Состав и особенности описания базовых пространственных данных автодорожной сети Российской Федерации

В качестве базового пространственного объекта по совокупности назначений автодорог предлагается принять объект «проезжая часть», который описывается геометрическим примитивом «полигональный объект», с границей, именуемой «край проезжей части», «кромка проезжей части», «кромка покрытия проезжей части», «граница проезжей части»

Окончание. Начало см. в № > 2 за 2007 г.

Основой серии публикаций послужили материалы отчета о выполнении НИОКР по заказу Минэкономразвития России в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 2010 годы)» «Техническое проектирование, разработка нормативного правового и методического обеспечения для реализации пилотных проектов по созданию Российской инфраструктуры пространственных данных», исполнителем которого является ГИС-Ассоциация. Автор соответствующего раздела отчета Н.Н. Казанцев. Руководитель работ президент ГИС-Ассоциации С.А. Миллер.

Виды пространственных объектов, относящихся к автодорогам

Обеспечение безопасности дорожного движения. В терминах безопасности дорожного движения в качестве базового пространственного объекта (БПО) следует выделить пространственный объект «проезжая часть», с которым связаны:
объекты, непосредственно формирующие проезжую часть («сторона, предназначенная для встречного движения», «полосы движения»);
участки проезжей части, на которых действуют особые режимы движения, остановки и стоянки («перекрестки», «железнодорожные переезды», «пешеходные переходы», «место стоянки», «крутой спуск», «крутой подъем», «опасный поворот», «эстакада»);
объекты элементы дороги (в объеме содержания понятия «дорога»), положение которых удостоверяется относительно проезжей части («обочина», «тротуар», «разделительная полоса», «трамвайные пути»);
особо выделенные участки территории, через которые проходит проезжая часть или дорога («тоннель», «населенный пункт», «жилая зона», «прилегающая территория»);
сооружения на проезжей части дорог («люки смотровых колодцев», «дождеприемники», «препятствия для дорожного движения»);
сооружения, являющиеся техническими средствами организации дорожного движения или его обслуживания («светофор», «дорожный знак» с опорой, «дорожное ограждение», «бортовой камень», «сигнальный столбик», «сигнальный маяк», «объект наружного освещения» с опорой, «километровый знак», «пост ДПС»);
объекты придорожной инфраструктуры (обозначаются знаками сервиса «Пункт первой медицинской помощи», «Больница», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Мойка автомобилей», «Телефон», «Пункт питания», «Питьевая вода», «Гостиница», «Мотель», «Кемпинг», «Место отдыха», «Пост дорожно-патрульной службы», «Милиция», «Пункт контроля международных автомобильных перевозок», «Бассейн», «Пляж», «Туалет» и применяются для информирования участников движения о соответствующих объектах).

Поддержание требуемого качественного состояния и строительство автодорог. В терминах поддержания требуемого качественного состояния и строительства автодорог в качестве базовых пространственных следует выделить следующие объекты:
«проезжая часть» (описывается геометрическим примитивом «полигональный объект», граница именуется «край проезжей части» или «кромка проезжей части», «кромка покрытия проезжей части», «граница проезжей части»);
«земляное полотно» (описывается геометрическим примитивом «полигональный объект», граница именуется «бровка земляного полотна»);
«ось дороги» (описывается геометрическим примитивом «линейный объект»), для случаев, когда проезжая часть не имеет твердого покрытия, фиксируется как «ось проезжей части» или «ось земляного полотна»;
«километровые столбы, пикеты» (описывается геометрическим примитивом «точечный объект»).

В качестве пространственных объектов, связанных с указанными БПО, выделяются (сверх описанных ранее): части земляного полотна (насыпь тело насыпи, основание насыпи, подошва насыпи, верхняя часть земляного полотна; выемка основание, откосные части; дополнительные устройства поверхностный водоотвод, дренаж, устройства для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов); дорожная одежда (покрытие дорожной одежды, основание, дополнительные слои основания); кромка укрепленной обочины; сигнальные столбики; опоры путепроводов, консольных и рамных опор информационно-указательных дорожных знаков, опор освещения и связи; лесные полосы; остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров; комплексы зданий дорожной службы, автотранспортной службы, ГИБДД; площадки отдыха; автозаправочные станции (АЗС); дорожные станции технического обслуживания (СТО); земельные участки, отводимые для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций; земельные участки, отводимые на период строительства под притрассовые карьеры и резервы, временные огородки строителей, производственные базы, подъездные дороги и другие нужды строительства, водоотводные канавы, предохранительные полосы, мосты, путепроводы, виадуки, эстакады, трубы.

Учет недвижимого имущества и управление им. В терминах учета недвижимого имущества и управления им в качестве базовых пространственных объектов выделяются:
«полоса отвода» (описывается геометрическим примитивом «полигональный объект», граница именуется «граница полосы отвода»);
«придорожная полоса» (для федеральных автодорог);
«земляное полотно»;
«проезжая часть».

Объекты имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью (по кодам ОКОФ):
ограды (заборы);
здания и сооружения линейной дорожной службы с размещением диспетчерских пунктов, центров управления производством, пунктов автоматизированного учета дорожного движения, пунктов весового контроля;
площадки и сооружения линейной дорожной службы;
элементы федеральных автомобильных дорог;
мосты;
тоннели;
инженерные коммуникации для освещения федеральных автомобильных дорог;
антенно-мачтовые сооружения, вышки, колонки вызывной связи, система связи с подвижными объектами, кабельные линии связи магистральные и внутризоновые;
канализация в пределах полосы отвода федеральных автомобильных дорог, искусственных сооружений на них;
знаки дорожные федеральных автомобильных дорог общего пользования;
светофоры и средства для регулирования движения на федеральных автомобильных дорогах общего пользования;
буксиры-толкачи речные, паромы речные, паромы несамоходные речные в случае разрыва федеральной автомобильной дороги общего пользования при отсутствии автодорожного моста;
полосы лесозащитные в полосе отвода как составной части федеральной автомобильной дороги общего пользования;
насаждения многолетние декоративные озеленительные.

Контроль за состоянием и эксплуатацией автодорог. В качестве базовых пространственных объектов выделяются: «проезжая часть», «земляное полотно».

Управление перевозками пассажиров по регулярным маршрутам. В качестве базовых пространственных объектов выделяются: «проезжая часть», «остановочные и посадочные площадки» и «павильоны для пассажиров».

Управление навигационной деятельностью, доставка грузов и людей. В качестве базовых пространственных объектов выделяются: «ось дороги», «проезжая часть».

Проектирование и строительство различных объектов. Объекты, не являющиеся указанными выше пространственными объектами автомобильных дорог, ссылаются при нормировании и удостоверении положения на следующие пространственные объекты автодорог: край или кромка проезжей части автодорог; бровка земляного полотна; подошва насыпи дороги; наружная бровка боковой канавы; бортовой камень; укрепленная полоса обочин; наружная бровка кювета или подошвы насыпи; ось автодороги.

Положение иных объектов, окружающих автодороги, нормируется относительно указанных объектов с помощью буферных зон.


Базовые пространственные объекты автодорог с учетом их назначения

Таким образом, в качестве базового пространственного объекта по совокупности назначений автодорог предлагается принять объект «проезжая часть», который описывается геометрическим примитивом «полигональный объект», с границей, именуемой «край проезжей части», «кромка проезжей части», «кромка покрытия проезжей части», «граница проезжей части».

В качестве дополнительного базового пространственного объекта предлагается принять объект «ось дороги», который описывается геометрическим примитивом «линейный объект» и фиксируется как «ось проезжей части» или «ось земляного полотна» для случаев, когда проезжая часть не имеет твердого покрытия. Ось дороги может быть получена как производная от имеющихся пространственных данных о проезжей части.

Выделять ли в качестве БПО земляное полотно вопрос, требующий обсуждения. Выделение полосы отвода и придорожной полосы связано с целесообразностью выделения в качестве БПО земельных участков.

Следует отметить такую особенность БПО «проезжая часть», как отсутствие четко устанавливаемых на местности поворотных точек границы (например, БПО «здания» обычно имеют легко определяемые на местности углы с известными координатами). Проезжая часть, границы которой описываются с высокой точностью, не содержит таких точек. Поэтому возникает вопрос о целесообразности добавления в число БПО автодорог точечных объектов с известными координатами: километровых столбов, опор дорожных знаков.

Мосты, эстакады и другие сооружения, на которых располагаются проезжие части дорог, предлагается выделять в качестве отдельных сложных пространственных объектов. Следует также выделить объекты, которые фиксируются с высокой точностью и находятся под регулярным наблюдением, опоры мостов.

Производители и распорядители ПД об автодорогах

Собственниками пространственных данных об автомобильных дорогах являются собственники автомобильных дорог, среди которых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации» можно выделить: Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (поселения, муниципальные районы, городские округа), частных и иных собственников.

Обязанность предоставления базовых пространственных данных (БПД) по автомобильным дорогам должна возлагаться на собственников автомобильных дорог, которые могут делегировать полномочия по ведению и предоставлению БПД по автодорогам иным организациям, выполняющим функции операторов БПД, если действующими нормативными правовыми документами установлено право делегирования таких полномочий.

Так, федеральные автомобильные дороги общего пользования закрепляются в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства. Такое закрепление осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом или его территориальными органами на основании предложений Федерального дорожного агентства.

В этом случае на организации, осуществляющие оперативное управление, могут быть возложены функции ведения и предоставления БПД по автодорогам.

Организационная схема функционирования РИПД по группе базовых пространственных данных автомобильных дорог РФ

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» выделяет следующие субъекты оборота информации: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, юридическое или физическое лицо.

Закон выделяет действия по распространению и предоставлению информации.

Права доступа к информации и ограничения такого доступа определены в ст. 8 и 9 указанного Федерального закона.

В отношении базовых пространственных данных следует выделить их свойства, важные при реализации положений Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
БПД подлежат предоставлению (распространению); обязанность предоставления (распространения) БПД должна быть определена федеральным законом (в настоящее время соответствующие поправки вносятся в проект Федерального закона «О геодезии и картографии»);
до внесения поправок в ФЗ «О геодезии и картографии» БПД могут предоставляться на основании соглашений между их обладателями;
БПД относятся к данным, доступ к которым не может быть ограничен, что должно быть установлено федеральным законом (в настоящее время соответствующие поправки вносятся в проект Федерального закона «О геодезии и картографии»).

Из положений Закона следует, что обладатель информации выполняет разрешительные функции по работе с информацией, а практическую работу по предоставлению и обеспечению доступа к данным организует оператор.

По дорогам, находящимся в федеральной собственности, обладателем БПД должно являться Федеральное дорожное агентство в соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 374, в котором определено, что «Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета федеральных автомобильных дорог».

Операторами БПД в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2005 г. № 406 «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования в оперативном управлении федеральных государственных учреждений» должны являться федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Федерального дорожного агентства, по закрепленным за ними в оперативном управлении федеральным дорогам общего пользования. Закрепление конкретных федеральных дорог общего пользования за конкретными федеральными государственными учреждениями осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом или по его поручению территориальными органами агентства на основании предложений Федерального дорожного агентства.

По дорогам, находящимся в собственности субъектов РФ, обладателем БПД должен являться орган управления субъекта РФ в сфере дорожного хозяйства в соответствии с положением о нем, утверждаемом органом исполнительной власти субъекта РФ, и законом субъекта РФ об автомобильных дорогах.

Операторами БПД должны являться организации, уполномоченные органом управления субъекта РФ в сфере дорожного хозяйства на оперативное управление дорогами общего пользования, находящимися в собственности субъекта РФ. В субъектах РФ могут выделяться в качестве таковых организации, ведущие оперативное управление межселенными автодорогами, и организации, ведущие оперативное управление автодорогами поселений.

По дорогам, находящимся в собственности муниципальных образований, обладателем БПД должен являться орган местного самоуправления.

Операторами БПД должны являться организации, уполномоченные органом местного самоуправления на оперативное управление дорогами общего пользования, находящимися в ведении муниципального образования.

По ведомственным и частным автомобильным дорогам обладателями БПД должны являться организации-собственники (или выполняющие функции собственника) автодорог, а операторами БПД сами обладатели или уполномоченные ими организации.

Регламенты взаимодействия между оператором инфраструктуры пространственных данных в субъекте РФ, муниципальном образовании и оператором БПД автомобильных дорог. Для реализации взаимодействия между оператором инфраструктуры пространственных данных в субъекте РФ, муниципальном образовании и оператором БПД автомобильных дорог необходимы следующие виды документов:
1. Регламентирующие полномочия оператора ИПД в субъекте РФ, муниципальном образовании.
2. Регламентирующие полномочия оператора БПД автомобильных дорог.
3. Регламентирующие взаимодействие между оператором ИПД в субъекте РФ, муниципальном образовании и оператором БПД автомобильных дорог. Должны основываться на полномочиях оператора ИПД и оператора БПД автодорог и содержать:
соглашение о предоставлении пространственных данных, включающее:
обязанности оператора БПД автодорог по предоставлению БПД оператору ИПД;
обязанности оператора ИПД предоставлять данные ИПД оператору БПД;
обязанности оператора ИПД предоставлять информацию, полученную в результате анализа и использования данных ИПД, свидетельствующую о неполноте, недостоверности и несоответствии документированным параметрам БПД, предоставленных оператором БПД автодорог;
обязанности оператора БПД автодорог устранять указанные выше дефекты БПД, а при невозможности их устранения без привлечения производителей других БПД подавать предложения оператору ИПД по решению проблем устранения дефектов ИПД на основе привлечения производителей других БПД;
обязанности оператора ИПД формировать проекты программ субъекта РФ, муниципального образования (в зависимости от уровня оператора) по повышению потребительской ценности БПД, их полноты, достоверности и документированности, сопровождать процессы их прохождения, принятия и реализацию программ;
обязанности оператора ИПД подготавливать предложения по повышению потребительской ценности БПД автодорог федерального уровня;
технические протоколы взаимодействия, регламентирующие вопросы телекоммуникационной среды предоставления БПД и данных ИПД, форматов данных, прав и иерархии доступа;
финансово-экономические планы обеспечения технологии взаимодействия (сметы расходов, источники финансирования, поступления от функционирования системы взаимодействия, распределение по уровням и источникам финансирования).

Нормативная правовая база, помимо указанных регламентов взаимодействия оператора ИПД и оператора БПД, должна включать документы, регламентирующие полномочия оператора ИПД в субъекте РФ, муниципальном образовании и полномочия оператора БПД автомобильных дорог.

Регламентирование полномочий оператора ИПД в субъекте РФ, муниципальном образовании подразумевает:
1. Нормативные правовые документы, делегирующие полномочия по ведению фондов пространственных данных и ИПД субъектам РФ и муниципальным образованиям. Внесение изменений в федеральное законодательство в части регулирования обязанности и прав ведения фондов пространственных данных, их предоставления и обеспечения доступа к ним. Наиболее близким по предметной области в настоящее время является Федеральный закон «О геодезии и картографии». Целесообразно внести поправки в указанный федеральный закон (введение понятия «фонд пространственных данных», делегирование полномочий по их ведению субъектам РФ и муниципальным образованиям, установление полномочий субъектов РФ по передаче оперативного управления реализацией этих функций операторам ИПД) с подготовкой в дальнейшем проекта федерального закона «О пространственных данных».
2. Документы, регламентирующие отношения между субъектом РФ и муниципальным образованием по функционированию ИПД соглашение о предоставлении и доступе к информационным ресурсам ПД между субъектом РФ и муниципальным образованием.
3. Документы, регламентирующие предоставление полномочий оператора ИПД субъектом РФ и муниципальным образованием организациям-операторам ИПД соответствующего уровня.
4. Документы, регламентирующие порядок работы и финансовое обеспечение деятельности оператора ИПД соответствующего уровня.

Регламентирование полномочий оператора БПД автомобильных дорог подразумевает, что:
1. Функции обладателей и операторов БПД по федеральным дорогам общего пользования должны быть закреплены в:
положении о Федеральном дорожном агентстве (утверждаемом постановлением Правительства РФ);
документах, регулирующих отношения между Федеральным дорожным агентством и федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, в части ведения, предоставления и обеспечения доступа к БПД об автодорогах, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за конкретными ФГУ.
2. Функции обладателей и операторов БПД по дорогам, находящимся в собственности субъектов РФ, должны быть закреплены в:
положении об органе управления субъекта РФ в сфере дорожного хозяйства, утверждаемом органом исполнительной власти субъекта РФ, с соответствующими изменениями в законе субъекта РФ об автомобильных дорогах;
документах, регулирующих отношения между органом управления субъекта РФ в сфере дорожного хозяйства, и организациями, уполномоченными органом управления субъекта РФ в сфере дорожного хозяйства на оперативное управление дорогами общего пользования, находящимися в собственности субъекта РФ, в части ведения, предоставления и обеспечения доступа к БПД об автодорогах.
3. Функции обладателей и операторов БПД по дорогам, находящимся в собственности муниципальных образований, должны быть закреплены в:
уставе муниципального образования (функции обладателя БПД, право делегирования полномочий оператора БПД по автодорогам);
соглашении между органом местного самоуправления и организацией, уполномоченной органом местного самоуправления на оперативное управление дорогами общего пользования, находящимися в ведении муниципального образования.

Создание и предоставление БПД при проектировании и строительстве дорог

Принципы выделения участков автодорог как БПО, подлежащих описанию пространственными данными.
Для выделения участков автодорог как БПО и их описания в виде набора пространственных данных, включающих: идентификацию, координатные описания, наименование и адресацию, ссылки на другие объекты, находящиеся с ними в пространственных отношениях, используются принципы множественности членения сети автодорог на базовые пространственные объекты, выделения объектов «сверху вниз» (выделение перечней участков автодорог, определяемых собственником) и обеспечения возможности сборки БПО автодорог более высокого иерархического уровня из элементарных БПО (на основе ссылок, определяющих принадлежность элементарных БПО автодорог к БПО более высокого иерархического уровня; ссылки между БПО разных иерархических уровней фиксируются путем ссылок между идентификаторами БПО).

Так, постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации» определено, что перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством РФ.

Номера и наименования федеральных автомобильных дорог определены в постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 689 «О внесении изменений в постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. № 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР».

Вопросы классификации, идентификации, наименования автомобильных дорог, находящихся в собственности субъектов РФ, определяются законами субъектов РФ. При этом установление наименований и идентификация автодорог находятся в компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом управления в сфере дорожного хозяйства.

Перечни автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, утверждаются соответствующими нормативными документами органа исполнительной власти субъекта РФ. При этом орган исполнительной власти субъекта РФ может делегировать полномочия вносить изменения в титулы и протяженность областных автомобильных дорог общего пользования, связанные с уточнением при строительстве, ремонте и паспортизации дорог, управлениям автомобильных дорог субъекта РФ. В перечнях указываются принадлежность участка автодороги районному дорожному подразделению, титул дороги в виде перечня наименований начального, конечного, иногда промежуточных пунктов (например, «Суворово Волоколамск Руза база хлебопродуктов»), протяженность участка дороги.

Наименование и индексация муниципальных автомобильных дорог устанавливаются соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом управления субъекта РФ в сфере дорожного хозяйства.

Наименование и индексация ведомственных и частных автомобильных дорог устанавливаются их собственниками (владельцами) по согласованию с уполномоченным органом управления субъекта РФ в сфере дорожного хозяйства.

В качестве элементарных БПО автодорог выделяются:
участки проезжей части (проезжая часть, перекресток, участки с однородным материалом покрытия, спуски, подъемы, повороты, зоны ограниченной видимости);
участки оси автодорог (ось автодороги как ребро графа, узлы оси автодорог: висячие окончание дороги, псевдоузлы граница населенного пункта, зоны обслуживания, нормальные пересечение автодорог);
точечные объекты, подлежащие точному координированию (километровые столбы, дорожные знаки).

В описаниях элементарных БПО должны присутствовать ссылки на их принадлежность к объектам более высокого иерархического уровня (помимо ссылок на другие элементарные БПО). Ссылки должны осуществляться посредством ссылок на идентификаторы дорог.

Формирование БПО более высоких иерархических уровней осуществляется исходя из следующих принципов:
БПО «проезжая часть» и «ось автодороги» на более высоких иерархических уровнях определяются в виде совокупности ссылок на идентификаторы элементарных БПО;
при более чем двух уровнях иерархии может использоваться иерархическая система ссылок с обязательной возможностью отслеживания ссылки до уровня элементарного БПО;
на высших иерархических уровнях может использоваться только БПО «ось автодороги».

Идентификаторы объектов. Идентификаторы БПО автодорог устанавливаются, поддерживаются, модифицируются и предоставляются собственниками автодорог. Указанные полномочия могут делегироваться собственниками автодорог иным организациям.

Для присвоения идентификаторов следует учитывает множественность представлений БПО автодорог.

Для федеральных дорог уникальные номера установлены постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 689 «О внесении изменений в постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. № 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР».

Разбиение федеральных дорог, определенных в перечне, на участки и идентификация участков осуществляются в соответствии с зонами ответственности предприятий, на которые возложены функции оперативного управления федеральными автодорогами общего пользования (согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2005 г. № 406 «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования в оперативном управлении федеральных государственных учреждений»).
Правила и полномочия по ведению идентификаторов автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, определяются законами субъектов Федерации об автомобильных дорогах. Идентификаторы таких дорог утверждаются нормативными документами органа исполнительной власти субъекта РФ в рамках определения перечней автодорог.

Идентификаторы муниципальных автомобильных дорог устанавливаются соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом управления субъекта РФ в сфере дорожного хозяйства.

Идентификаторы ведомственных и частных автомобильных дорог устанавливаются их собственниками (владельцами) по согласованию с уполномоченным органом управления субъекта РФ в сфере дорожного хозяйства.

Во многих населенных пунктах ведутся справочники улиц, содержащие идентификаторы и наименования объектов улично-дорожной сети, существуют нормативные документы, регулирующие их формирование, модификацию и предоставление.

Уникальность идентификатора БПО обеспечивается следующим набором характеристик (табл. 1).
Таблица 1. Сводная структура идентификатора


Таким образом, можно выделить следующие типы идентификаторов объектов:
идентификатор элементарного пространственного объекта (применяется для фиксации уникальных координатных описаний элементарного пространственного объекта части участка теплотрассы, участка границы и др.);
идентификатор объекта, присвоенный в конкретной системе учета (участка теплотрассы между камерами, участка автодороги и др.), может характеризоваться различными версиями.

На основе элементарных пространственных объектов путем их группировки могут формироваться те или иные объекты учета (включая случай, когда объект учета совпадает с одним из элементарных пространственных объектов).

Идентификаторы БПО «проезжая часть» и «ось автодороги» различаются лишь на третьем уровне (код типа объекта). С четвертого уровня и ниже значения идентификаторов должны совпадать. Это касается как идентификаторов элементарных БПО, так и объектов более высокого иерархического уровня. Все изменения в идентификации (и выделении) БПО «проезжая часть» должны наследоваться БПО «ось автодороги».

Для определения правового статуса идентификатора объекта необходимы также ссылки на нормативно-правовой акт, которым установлены правила и порядок присвоения соответствующих кодов (табл. 2).
Таблица 2. Правовой статус индификатора


Система координат. Для обеспечения совместимости про-странственных данных они должны быть представлены в единых государственных системах координат (ЕГСК), установленных в Российской Федерации действующим законодательством.
Установленными являются следующие ЕГСК:
система геодезических координат 1995 года (СК 95) для использования при осуществлении геодезических и картографических работ;
геоцентрическая система координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ 90) для геодезического обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач.

В случае отсутствия возможности представления пространственных данных в ЕГСК допустимы следующие варианты их представления:
в иной системе геодезических координат (предыдущих единых государственных системах геодезических координат СК 42, местных системах координат) с обязательным приложением описания способа перехода от этой системы координат к ЕГСК;
в картографической проекции, связанной с ЕГСК, предыдущими едиными государственными системами координат (СК 42), местной или иной системой координат через формулы проекции, с обязательным приложением соответственно формул проекции и способа перехода от используемой системы координат к ЕГСК;
в иной прямоугольной системе координат с обязательным приложением описания способа перехода от этой системы координат к ЕГСК.

В состав государственных информационных ресурсов могут входить только пространственные данные, удовлетворяющие указанным требованиям.

Если производство, передача, использование пространственных данных с включением их в состав информационных ресурсов осуществляется в рамках отношений между различными субъектами хозяйствования, в том числе цепочек таких отношений, при которых отдельные субъекты хозяйствования не имеют правовых возможностей представления пространственных данных в соответствии с указанными выше требованиями (по соображениям государственной, коммерческой тайны или иным основаниям), указанные требования обеспечиваются субъектом, являющимся правообладателем таких информационных ресурсов.

При применении систем координат для представления про-странственных данных в составе ГИС следует учитывать положения ГОСТ Р (проект) «Географические информационные системы. Координатная основа».

Координатные описания. Границы участков автодорог определяются в соответствии с правилами, устанавливаемыми собственниками автодорог.

Для дорог общего пользования, находящихся в федеральной собственности, границы участков автодорог при установлении их протяженности определяются на основании постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации». За начальную и конечную точки участка автомобильной дороги, как правило, принимаются:
здание подразделения почтовой связи, органа государственной власти или местного самоуправления, иное здание или сооружение, расположенное в центре населенного пункта, для автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты;
пересечение осей сопрягающихся автомобильных дорог для автомобильной дороги, соединяющей иные автомобильные дороги или примыкающей к ним.

Для дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, границы участков автодорог при установлении их протяженности определяются на основании законов субъектов РФ об автомобильных дорогах. За начальную и конечную точки участка автомобильной дороги, как правило, принимаются:
здание почты, государственные, общественные здания или сооружения, расположенные в центре соответствующего поселения, для дорог, соединяющих городские и сельские поселения;
пересечения осей сопрягающихся дорог для дорог, соединяющих иные автомобильные дороги общего пользования или примыкающих к ним;
границы территории объектов для дорог, соединяющих географические, исторические и другие объекты.

Основой для координатного описания границ проезжей части должны являться материалы исполнительных съемок, проведенных при строительстве автодороги перед приемкой автодороги в эксплуатации.

При строительстве автомобильных дорог в рамках подготовки исполнительной документации устанавливаются координатные описания точек, задающих контур границы проезжей части, границ верхней и нижней частей земляного полотна, километровых столбов и опор дорожных знаков.

Исполнительные чертежи готовятся по заказу подрядной организации, выполняющей строительство и ремонт дорог, утверждаются приемной комиссией и передаются в соответствии с правилами производства строительных и земляных работ (или аналогичными по смыслу документами) в органы архитектуры и градостроительства.

Измерение ширины проезжей части проводят с точностью 10 см. Высоту и отметки уровней указывают с точностью до сантиметра, углы поворота дороги в градусах с точностью до минуты, а при необходимости до секунды.

При строительстве автодорог координатные описания их элементов приводятся на следующих документах (табл. 3).
Таблица 3. Перечень документов, в которых приводятся координатные описания элементов автодорог


Приемная комиссия проводит контрольные измерения проезжей части (а также обочин и земляного полотна) через каждые 100 м. При этом предоставляются проектные материалы, исполнительные чертежи подрядчика и ведомости контрольных измерений, выполненных заказчиком (или по его указанию) при промежуточной приемке работ.

При ремонте и содержании автодорог измерения проезжей части проводятся на каждом характерном участке дороги (на прямых, кривых в плане и профиле, в местах сужения и изменения ширины, над трубами, на мостах, путепроводах, высоких насыпях, в местах установки ограничений), но не реже, чем через 1 км.

При техническом учете и паспортизации автомобильных дорог общего пользования, осуществляемом органами управления дорожным хозяйством, бюро технической инвентаризации, измеряют протяженность автомобильной дороги и ее участков с продольными уклонами более допустимых, а радиусами кривых в плане менее допустимых для данной категории дороги, ширину полосы отвода и земляного полотна, протяженность покрытия каждого типа и ширину проезжей части в местах изменения типа покрытия.

Начало и конец автомобильной дороги определяют по проектной исполнительной документации и уточняют на месте в дорожных организациях.

Порядок ведения километража определяют согласно действующему Единому порядку установления километража.

Протяженность автомобильной дороги измеряют по оси проезжей части мерной стальной лентой с точностью, принятой при технических изысканиях. В случаях, когда проезжая часть не имеет твердого покрытия, по оси земляного полотна.

Протяженность автомобильных дорог с интенсивным движением можно измерять мерной лентой по левой кромке проезжей части, а грунтовых дорог по показаниям спидометра автомобиля.

Положение мостов путепроводов виадуков и других сооружений и зданий, являющихся элементами автомобильной дороги, определяют точкой пересечения оси дороги с поперечной осью сооружения. Положение путепроводов, находящихся над дорогой, а также водопропускных труб определяют точкой пересечения оси дороги с продольной осью путепровода (трубы).

Положение зданий дорожной службы и предприятий автосервиса, находящихся вне дорожной полосы (в городах и других населенных пунктах), фиксируют указанием города или населенного пункта и ближайшего километрового знака дороги. При значительном удалении зданий от дороги на линейном графике указывают расстояние до них.

В случаях, когда на одной территории находятся несколько зданий, положение комплекса определяют по главному зданию.

Положение зданий и сооружений на дороге фиксируют указанием порядкового километра и соответствующего расстояния в метрах.

Вне населенных пунктов ситуацию снимают полосами шириной 50 м влево и вправо от бровки земляного полотна, в населенных пунктах между линиями застройки (но не более 50 м в каждую сторону от дороги).

Ситуацию показывают на линейном графике условными обозначениями, принятыми при топографической съемке, с указанием их в приложении.

При съемке ситуации должны быть отмечены:
границы полосы отвода дороги;
летний и тракторный пути (если имеются);
луга, пашни, леса, овраги, заболоченные места, сады, виноградники;
реки, ручьи, озера и другие водоемы;
искусственные сооружения;
паромные переправы и броды;
здания предприятий автосервиса (в том числе за пределами 50-метровой полосы);
объекты подсобных предприятий дорожных организаций (в том числе за пределами 50-метровой полосы);
железные и автомобильные дороги, с которыми учитываемая дорога пересекается, и автомобильные дороги, с которыми она совмещается или к которым примыкает;
съезды с дороги;
затопляемые, оползневые и вечномерзлотные участки дороги;
жилые и нежилые здания и сооружения, находящиеся в пределах полосы отвода;
линии газо-, водопровода, канализации, связи и электропередачи, проложенные вдоль дороги или с ней пересекающиеся.

При этом обязательно указывать для водотоков название (если имеется) и направление течения (стока); для пересекающих железных дорог названия дороги и ближайших станций вправо и влево от автомобильной дороги; для пересекающих, примыкающих или совмещенных автомобильных дорог название дороги и близлежащих населенных пунктов вправо и плево от автомобильной дороги; для совмещенных дорог указывают границы совмещения для предприятий автосервиса мощность, число мест и т. д.

Ширину полосы отвода измеряют с округлением до целых метров не реже чем через 1 км а также во всех местах ее изменения.

Ширину земляного полотна, обочин и проезжей части измеряют с точностью до 0,1 м на каждом километре автомобильной дороги, а также во всех местах изменения ширины.

Уклоны и радиусы кривых принимают по проектной и исполнительной документации, а при ее отсутствии определяют с помощью геодезических инструментов.

У наплавных мостов измеряют длину и ширину проезжей части. Если мост находится на судах или плашкоутах, то измеряют их длину, ширину посередине и высоту от палубы до днища. Также измеряют возвышение пролетного строения над горизонтом вод, основные размеры частей конструкции пролетного строения и проезжей части, расстояние между осями плотов или судов и т. д. для составления схемы.

У паромных переправ определяют рабочий ход парома, число и способ передвижения паромов (самоходные, буксирные, канатные, навесные), типы плавсредств, вид причала (пирс береговой) и его материал. Из технической документации берут ширину водного препятствия в межень, водоизмещение (грузоподъемность) парома, годы постройки и последнего ремонта паромной переправы, а также год выпуска плавсредств.

Паспорт автомобильной дороги представляет собой книгу в жестком переплете размером 297х420 мм и содержит: схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, затраты и основные объемы выполненных работ, линейный график.

Схему автомобильной дороги составляют в произвольном масштабе в зависимости от ее протяженности, но не менее чем 1:1 000 000. На схеме необходимо указывать точный километраж дороги, пересечения с автомобильными и железными дорогами, водотоками, а также границы административного деления.

Линейный график вычерчивают в масштабе 1:20 000, на нем указывают с точностью до 10 м:
границы участков дороги, обслуживаемых первичными дорожными организациями, а также находящихся в ведении городов и совмещенных с другими автомобильными дорогами, границы административных районов, областей и республик. Участки, находящиеся в ведении городов, заштриховывают черным, а участки, совмещенные с другими автомобильными дорогами, красным цветом, границы административного деления обозначают условными знаками, принятыми для топографической съемки;
участки с уклонами, превышающими допустимые для дороги данной категории. Уклоны приводят в тысячных долях над наклонной чертой, изображающей направление уклона, под чертой указывают протяженность участка в метрах;
границы участков с радиусами кривых в плане меньше допустимых для данной категории дороги. Внутри кривой приводят ее радиус, а под чертой справа указывают длину в метрах;
порядковые номера километров дороги.

Таким образом, при строительстве, приемке, ремонте, содержании, техническом учете и инвентаризации дорог проводится большое число измерений, удостоверяющих и проверяющих характеристики положения и взаимного расположения БПО автодорог. Работы такого рода эффективно вести в цифровой координатной форме. Полученные координатные описания БПО, связанные с их идентификаторами, должны находиться у операторов БПД автодорог (организации-собственники или организации, которым собственник передал полномочия и соответствующее материальное обеспечение для строительства, ремонта и содержания дорог).

Требования к документированию координатных описаний. Характеристики координатных описаний, указываемые в документированной информации:
субъект, сформировавший координатное описание объекта (осуществивший его модификацию для данной версии объекта);
дата формирования координатного описания;
точность координатного описания (с учетом источника и способа построения);
ссылки на координатные описания других пространственных объектов, применяемые для координатного описания части объекта или объекта в целом (если координатное описание объекта (части объекта) уже сформировано в иных информационных ресурсах, ссылка на которые является обязательной, или координатное описание объекта (части объекта) уже сформировано в БПД).

Наименования автодорог. Для дорог, находящихся в федеральной собственности, постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации» определено, что в наименование автомобильной дороги:
должны входить ее идентификационный номер и, как правило, названия начального и конечного населенных пунктов, а при необходимости и основных населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги. Наименование автомобильной дороги в границах населенного пункта состоит, как правило, из ее установленного названия;
допускается указывать названия населенных пунктов, а также географических или иных объектов, исторических событий с учетом национальных традиций и особенностей местности.

Для дорог, находящихся в собственности субъектов РФ, законами субъектов РФ определено, что:
все автомобильные дороги в субъекте РФ должны иметь наименование, которое состоит из названий начального и конечного пунктов, являющихся главными пассажиро- и грузообразующими точками данного направления, а при необходимости названий промежуточных городских и сельских поселений, указывающих направление автомобильной дороги;
допускается наименование дорог по названию конечного городского или сельского поселения, географического или иного объекта, а также с учетом исторических и национальных традиций;
наименования автомобильных дорог субъекта РФ устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом управления в сфере дорожного хозяйства.

Наименования муниципальных автомобильных дорог устанавливаются соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом управления субъекта РФ в сфере дорожного хозяйства.

Наименования ведомственных и частных автомобильных дорог устанавливаются их собственниками (владельцами) по согласованию с уполномоченным органом управления субъекта РФ в сфере дорожного хозяйства.

Во многих населенных пунктах ведутся справочники улиц, содержащие идентификаторы и наименования объектов улично-дорожной сети, существуют нормативные документы, регулирующие их формирование, модификацию и предоставление. Справочники автодорог населенных пунктов включают идентификаторы и наименования дорог, указание типа дорог по классификатору (улица, переулок и пр.), являющиеся частью наименования.

Уровень элементарного пространственного объекта:
наименование участка дороги;
расстояние от начала участка автодороги или от ближайшего к объекту (со стороны начала участка дороги) километрового столба;
наименования ориентирных объектов, находящихся в непосредственной близости к данным пространственным объектам (населенных пунктов и пр.);
наименования БПО «ось автодороги» определяется в соответствии с наименованием аналогичной проезжей части;
наименования километровых столбов фиксируются в виде набора характеристик:
наименование участка автодороги (может быть указана принадлежность к нескольким участкам разного иерархического уровня);
расстояние в километрах от начала участка дороги до километрового столба;
наименования дорожных знаков фиксируются в виде набора характеристик:
наименование участка автодороги;
наименование типа знака по классификатору видов знаков;
наименование характеристики знака (например, ограничение скорости 40 км/ч);
порядковый номер знака от начала дороги;
ближайший ориентирный пункт.

Ссылки на другие пространственные объекты и данные (связи объектов). Для удостоверения положения и взаимного расположения автодорог существенны ссылки на другие пространственные объекты, которые являются важной компонентной про-странственных данных об автодорогах:
ссылки между базовыми и другими пространственными объектами автодорог;
ссылки на номер кадастровой зоны, к которой относится автодорога (согласно нормативным правовым документам в области земельного кадастра);
ссылки на идентификаторы (кадастровые номера) земельных участков, смежных с полосой отвода автодороги, на которые существуют правоустанавливающие документы;
ссылки на идентификаторы смежных, пересекающих, находящихся внутри полосы отвода автодороги объектов недвижимости, на которые существуют правоустанавливающие документы.

Параметры пространственных объектов автодорог, важные для построения буферных зон. Объекты автодорог и описывающие их пространственные данные связаны с большим числом иных пространственных объектов посредством регламентов, определяющих правила взаимного положения объектов, определенных в нормативных документах (табл. 4).
Таблица 4. Пример формирования буферных зон и иных пространственных регламентов, определяющих правила взаимного положения объектов, определенных в нормативных документах (общая схема)


Следует учесть, что в характеристиках объектов помимо собственно пространственных данных, обеспечивающих удостоверение его положения, должны быть указаны данные, необходимые для построения буферных зон (в приведенном примере категория дорог).

Обратные связи при использовании БПД и ПД об автодорогах

В БПД автодорог заинтересовано большое число организаций, использующих эту информацию. Они в значительной степени дублируют данные, самостоятельно занимаясь удостоверением положения и взаимного расположения пространственных объектов автодорог, и являются субъектами обратной связи, обеспечивающей повышение полноты, достоверности и потребительской ценности этих данных.

ГИБДД (ГАИ) МВД РФ. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) должностным лицам подразделений ГИБДД МВД РФ рекомендуется составлять схему места происшествия в соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (в редакции писем МВД РФ от 12 августа 2003 г. № 13/ц-112, 30 декабря 2003 г. № 13/ц-176, 12 июля 2004 г. №13/ц-2978, 15 февраля 2005 г. №13/Ц-2-7).

Согласно п. 15 Рекомендаций, в схеме места дорожно-транспортного происшествия нужно указывать пространственные данные:
характеризующие автодорогу (место ДТП; ширина проезжей части; число полос движения для каждого направления; наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП; технические средства регулирования дорожного движения; ограждения; островки безопасности; остановки общественного транспорта; тротуары; газоны; зеленые насаждения; стационарные объекты; дорожные и другие сооружения; иные элементы дороги);
удостоверяющие положение и взаимное расположение транспортных средств и следов ДТП (положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги);
о предполагаемых обстоятельствах ДТП (направление движения участников ДТП до момента его наступления).

Схемы места ДТП составляются в масштабе 1:200.

По России общее число ДТП и, соответственно, созданных схем мест ДТП в 2004 г. составило более 200 тыс.

Кроме того, при возбуждении дел об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения (выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения и др.) во многих случаях должностными лицами Госавтоинспекции также составляются схемы места нарушения, на которых отражаются пространственные данные, характеризующие автодорогу. Число таких дел примерно на порядок превышает число дорожно-транспортных происшествий.

Эти цифры свидетельствуют о масштабе работ по производству пространственных данных автодорог и затратах времени на их создание, что не лучшим образом сказывается на эффективности и безопасности дорожного движения.

Как следует из Рекомендаций, значительная часть про-странственных данных, необходимых для составления схем мест ДТП, относится к данным, удостоверяющим положение и взаимное расположение объектов автодороги, по отношению к которым должно определяться положение транспортных средств и следов ДТП. Эти данные являются общими характеристиками автодорог, не меняющимися в зависимости от условий ДТП и необходимыми для иных видов деятельности, связанной с автодорогами, т. е. имеют инфраструктурный характер.

Целесообразно организовать предоставление пространственных данных по автодорогам сотрудникам Госавтоинспекции с тем, чтобы проводимые ими при ДТП измерения на местности обеспечивали создание только пространственных данных, удостоверяющих положение и взаимное расположение транспортных средств и следов ДТП.

Таким образом удастся в 5 10 раз сократить объем измерений на местности при ДТП и разделить ответственность за отдельные компоненты пространственных данных, их полноту, достоверность и непротиворечивость, что необходимо для всестороннего и объективного рассмотрения административных, гражданских и уголовных дел, связанных с ДТП.

Для этого необходимо закрепить в нормативных документах:
обязанность предоставлять пространственные данные, необходимые для создания документов и схем мест ДТП, и технологии их предоставления;
обязанность и технологии использования этих данных в оперативном режиме сотрудниками ГИББД;
обязанность фиксировать и передавать владельцам (операторам) замечания по предоставленным пространственным данным (неполнота, недостоверность);
регламенты составления и использования схем, ответственность за содержащиеся в них данные.

Административно-транспортные инспекции субъектов РФ могут рассматриваться как субъекты обратной связи, обеспечивающей повышение полноты, достоверности и потребительской ценности пространственных данных автодорог, так как готовят предложения органу управления дорожным хозяйством субъекта РФ по оптимизации маршрутной сети; оказывают услуги перевозчикам по подготовке пакета документов для допуска на маршруты регулярных сообщений, оформлению паспорта автобусных маршрутов, разработке расписания и диспетчерскому управлению движением пассажирского транспорта, изготовлению трафаретов схем движения, указателей расписания движения на остановочных пунктах пассажирского транспорта; представляют министерству имущественных отношений субъекта РФ документы, служащие основанием для включения в реестр собственности сведений об объектах учета.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ГИС-Ассоциация
Каталог Авторов:
   - Миллер С.А.
   - Казанцев Н.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Регион. и муниц. ГИС
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Пространственные данные / Содержание журналов / № 3 (2007)
Аналитика и обзоры / Аналитика и обзоры ГИС-Ассоциации
Аналитика и обзоры / Аналитика и обзоры российского рынка геоинформатики
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Пространственные данные №3 (2007)
Цитирумость документа: 2
13:32:01 17.10 2007   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.11093902587891 sec, Question: 99