Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2007/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Генеральная схема размещения объектов инфраструктуры туризма в Республике Карелии инвесторам. Реализация решений

Г.В. Алиева
Г.В. Алиева (РосНИПИ Урбанистики, Санкт-Петербург)
Е.С. Миролюбов (РосНИПИ Урбанистики, Санкт-Петербург)

Карелия место, как будто специально созданное природой для отдыха. Кижи, Соловки, Валаам карельские туристские «бренды», известные далеко за пределами России. Экологическая чистота, низкая плотность населения, первозданные ландшафты, самобытная культура, уникальная природа несомненные достоинства этого края. Именно поэтому туризм в Республике Карелии является одним из приоритетных направлений развития территории. В крае разработаны и действуют многочисленные стратегические и программные документы, определяющие туризм как одну из приоритетных отраслей экономики и позволившие существенно повысить ее эффективность, а также среднесрочные целевые республиканские, районные и городские программы развития туризма. По разработанности, использованию наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования, аналитической базе и системности республиканская система стратегического планирования в туризме (см. схему 1) является одной из лучших в России и сопоставима с аналогичными комплексами документов таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург.

Исходя из миссии и стратегии развития туризма, сформулированных в документах, перечисленных в схеме 1, основная стратегическая цель определяется как формирование в Республике Карелии современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей посетителей и жителей Республики в туристских услугах и значительный вклад в экономику Республики , а также оказывающего влияние на развитие многих секторов местной экономики и расширяющего масштабы туристской деятельности.

Эта цель может быть достигнута не только за счет повышения экономической эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов Карелии, разработки новых турпродуктов, институционального развития рынка, но и, прежде всего, за счет создания условий для привлечения инвестиций, развития и совершенствования инфраструктуры туризма в Республике.

Важным этапом в решении этого вопроса стала разработка отраслевого документа территориального планирования Генеральной схемы развития инфраструктуры туризма в Республике Карелии (см. рис. 1, подробнее журнал «Управление развитием территории» № 3 за 2007 г.

Генеральная схема представляет собой систему планировочных документов, содержащих анализ и пространственную проекцию стратегических решений (социально-экономического развития Республики Карелии и развития туризма в ней), инвестиционные решения, обоснование капиталовложений и результаты предпроектных исследований, а также предлагает проработанные и подготовленные инвестиционные площадки (на уровне предпроектного обоснования).

Работа подразумевает не только раскрытие туристского потенциала городов и районов Карелии, но и привлечение в инфраструктуру туризма Республики инвестиций, которые могут дать быстрый и ощутимый экономический эффект.

В статье представле
Е.С. Миролюбов
н последовательный, поэтапный подход к развитию отрасли в ее пространственном аспекте:
развитие туризма в целом по Республике Карелии;
предложения по развитию туризма в 12 выявленных на территории Карелии туристских зонах;
разработка планировочных эскизов на отдельные участки туристских зон.

На первом этапе оценивается общий туристско-рекреационный потенциал территории, определяются приоритетные виды туризма по системе показателей и даются проектные предложения по территориальному размещению объектов туристской, инженерной и транспортной инфраструктур в целом по Республике Карелии. В основу позиционирования и оценки перспективности различных видов туризма (рис. 2, 3), кроме всего прочего, заложен критерий их привлекательности для потенциальных инвесторов. Оценка «жизненного цикла» различных видов туризма в Республике проведена на основе исследований Центра по развитию туризма Финляндии, Института экономики Карельского научного центра РАН и министерства экономического развития Республики Карелии.

На втором этапе на основе определенных принципов и критериев (наличие инфраструктуры; высокая плотность объектов показа; видовые характеристики природа, пейзаж, ландшафт; туристский потенциал, выявленный на основе маркетингового анализа и прогноза финансового результата; интерес инвесторов и т. д., рис. 4) выделяются 12 зон (рис. 5), являющихся опорными точками для туристского освоения территории (табл. 1).

Для каждой из выделенных зон проведена оценка территории по видам туризма, представлены проектные решения по развитию туристской инфраструктуры, даны предложения по наращиванию сопутствующих инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (рис. 6, 7).

Прогнозные показатели развития туризма в зоне «Центральная» предполагают увеличение:
потока туристов с 450 до 800 тыс. человек;
доли организованных туристов с 35 до 65%;
средней продолжительности пребывания с 3 до 5 дней.
В проекте рассчитано, что за первые пять лет функционирования объектов этой туристской зоны в бюджеты всех уровней поступит порядка 720 млн руб., что в 2,5 раза превышает объем инвестируемых в реализацию проекта средств. Кроме того, это создаст 420 новых рабочих мест непосредственно на объектах туристской инфраструктуры и более 800 в обслуживающих секторах экономики.

Для всех зон приводятся оценочные показатели, иллюстрирующие эффективность реализации проектов строительства с точки зрения их прибыльности, срока окупаемости и числа создаваемых рабочих мест, что вызовет интерес со стороны потенциальных инвесторов (табл. 2).

В проекте развития туристских зон приводится распределение инвестиционных затрат по источникам финансирования в соответствии с приоритетами и целевым использованием.
Внебюджетные инвестиции. Приоритет строительство и развитие объектов туристской инфраструктуры, приобретение необходимого оборудования для обеспечения туристско-рекреационной деятельности, реконструкция и строительство объектов водного транспорта (причалов).

Инвестиции федерального бюджета. Приоритет строительство и развитие наиболее крупн
Генеральная схема размещения объектов инфраструктуры туризма Республики Карелии. Современное состояние инфраструктуры туризма
ых и важных объектов туристской и спортивной инфраструктур, ремонт участков дорог федерального значения, развитие энергетической, коммунальной инфраструктур и коммуникаций.

Инвестиции республиканского и местного бюджетов. Приоритет строительство и ремонт участков дорог республиканского и местного значения, реконструкция и ремонт мостов, дренажа дорожного полотна, энергетическое обеспечение объектов.
Таким образом, средства, необходимые для реализации проектов развития зон туризма, распределяются по источникам инвестиций в следующих пропорциях: внебюджетные средства 70%, средства бюджета РФ 17%, средства бюджета Республики Карелии 13%, средства бюджетов органов местного самоуправления 5%.

На третьем этапе разрабатываются эскизы планировки по участкам зон, приоритетным для туристского освоения в Центральной, Приладожской и Пяозерской зонах (семь участков). При выборе земельных участков под размещение основных объектов туристской и вспомогательной инфраструктур принимались во внимание такие аспекты, как возможность формирования благоприятных условий для ведения бизнеса в сочетании с природной средой, близость к сложившимся туристским маршрутам, возможность подключения к коммунальным услугам, наличие резервных мощностей инженерных сооружений, перспективные транспортные и инженерные схемы, геологические, гидрогеологические и прочие условия (рис. 8, 9).

Для участков зон основных объектов туристской и вспомогательной инфраструктур:
проведены калькуляция инвестиционных затрат на строительство и оценка инвестиций в соответствии с государственными приоритетами и интересами частных инвесторов;
отражена оценка эффективности реализации проекта;
отобраны и согласованы земельные участки под размещение ключевых объектов;
приведена обобщенная информация о категориях и статусе земель, на которых планируется разместить объекты.

Пакет разработанной документации практически является предпроектным обоснованием, которое необходимо потенциальным инвесторам для создания инвестиционных проектов на рассматриваемых семи площадках.

Кроме того, выявлено еще 26 участков в различных районах Карелии, которые потенциально могут быть интересны инвесторам с точки зрения туристского освоения. На эти участки существует обобщенная информация, которая в перспективе будет дополняться с целью подготовки территорий для размещения ключевых объектов туристской и вспомогательной инфраструктур.

Таким образом, на основе оценки проектных решений в Генеральной схеме развития туризма в Карелии определена выгодная и экономически эффективная модель развития отрасли как в Республике, так и в Северо-Западном федеральном округе. Кроме того, схема способствует созданию привлекательного туристского имиджа территории, повышению ее инвестиционной привлекательности.

В состав Генеральной схемы развития инфраструктуры туризма Республики Карелии входит раздел «Механизм реализации проекта», включающий в себя решения основных организационно-правовых вопросов, а также программу действий органов местного самоуправления по реализации Генеральной схемы.


Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / Республика Карелия
Тематич. разделы / Демография и статистика
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2007
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №4_2007 01:44:28 27.12 2007   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.008436918258667 sec, Question: 75