Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2007/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

ФРГ руководство по интегрированному развитию территории. Совместная разработка концепции развития

В Германии на федеральном уровне вопросы территориального развития находятся в ведении Федерального министерства питания, сельского хозяйства и защиты потребителей (Bundes-ministerium fur Ernдhrung, Landwirtschaft und Verbraucherschutz) http://www.bmelv.de/cln_044/nn_754188/DE/08-LaendlicheRaeume/__LaendlicheRaeume__node.html__nnn=true .

На уровне федеральных земель вопросы территориального развития могут решаться различными министерствами, а иногда одновременно несколькими. Так, в федеральной земле Саксония-Ангальт существует два министерства, занимающихся вопросами территориального развития: Министерство развития территории и транспорта и Министерство сельского хозяйства и окружающей среды ( http://www.sachsen-anhalt.de/LPSA/index.php?random=658410&random=991005&id=30 ). На уровне регионов данными вопросами занимаются местные органы управления.

Необходимо отметить, что в Германии вопросы развития территории в большей степени актуальны не для городов, а для сельской местности, чем и объясняется подобное подчинение.

Помимо министерств в данной сфере активно работают и другие организации, в частности, Комитет по долгосрочному территориальному развитию ФРГ и федеральных земель (die Arbeits-gemeinschaft Nachhaltige Landentwicklung des Bundes und der Lander) «ArgeLand-entwicklung» ( http://www.landentwicklung.de/ ), который служит связующим звеном между представителями различных федеральных земель, создавая эффективно работающую информационную структуру и тем самым способствуя обмену опытом. Комитет был создан 5 ноября 1976 г. (реорганизован 16 сентября 1998 г.) для выработки рекомендаций при решении вопросов развития территорий согласно закону «О землеустройстве» и параграфу 8 закона «Об адаптации сельского хозяйства».

На немецком сайте проекта «Leader+» можно получить более подробную информацию о проекте на уровне ЕС, Германии, федеральных земель и регионов ( http://www.leaderplus.de/ ).

В этом номере начинается публикация перевода брошюры «Активное развитие территории. Руководство по интегрированному развитию территории», pdf-версия которой доступна на Интернет-сайте Федерального министерства питания, сельского хозяйства и защиты потребителей ( http://www.bmelv.de/cln_044/nn_752874/DE/08-aendlicheRaeume/LaendlicheEntwicklung/LaendlicheEntwicklungAktivGestalten.html__nnn=true ). Содержание брошюры дает представление об организации процесса создания концепций развития территории в ФРГ.

Данное пособие предназначено для органов местного самоуправления, в нем в максимально доступной форме приводятся все этапы разработки концепции интегрированного территориального планирования, указываются нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид деятельности, даются советы по оценке результатов и практической организации работы с населением.

Представляется, что данное руководство будет интересным для читателей журнала, в том числе из-за нехарактерного для российской практики подхода к разработке концепций развития территорий.

Е.А. Колесникова


Что такое интегрированное территориальное развитие?

Регионы и муниципальные образования в Германии многообразны. Различаются их ландшафты, природные условия, местные традиции, культура и достопримечательности и, самое главное, экономическое положение. Существуют экономически развитые регионы и регионы с высоким уровнем безработицы, недостаточными перспективами для молодежи и, как следствие, высоким уровнем миграции молодого и более образованного населения.

Ключевой предпосылкой для положительных изменений в будущем является анализ слабых и сильных сторон региона. У каждого из них есть только ему присущие сильные стороны, которые могут служить основой для будущего развития. Потенциал развития региона лучше всего могут оценить люди, живущие в регионе. Именно на этом должно основываться интегрированное развитие территории: не существует одного идеального решения проблем регионов: то, что подошло одному, еще долго не будет доступно для другого.

Региональное развитие основывается в большей степени на имеющемся потенциале и на специальных знаниях населения региона.

Совместная работа политиков, представителей управления и различных секторов экономики, граждан во благо их региона основа успешного развития. Предпосылкой для успешного преодоления проблем являются общие усилия по распознаванию и использованию потенциала региона. Участвовать в этом процессе и предлагать пути развития региона должно максимальное количество участников (граждане, политики, предприятия, союзы и общества, администрация), играющих важную роль в жизни региона.

Центральным пунктом интегрированного развития территории является партнерство политиков и управленцев, граждан, экономики и науки.

При этом речь идет не о поиске решений для отдельных секторов, а об общих принципах развития региона. Вопрос правильно ставить следующим образом: «Какую пользу может принести сотрудничество между организациями, занимающимися охраной природы, и представителями сельского хозяйства жителям нашего региона и какую выгоду извлекут данные партнеры из сотрудничества?», а не «Как я могу продать свою продукцию или как я могу защитить какую-либо территорию?». Назначение интегрированного развития территории обеспечить гармонию между социальными, культурными и экономическими потребностями при сохранении благоприятной экологической обстановки. Различные варианты использования территории рассматриваются по нескольким позициям: экономика, экология и социальное развитие.

Интегрированное территориальное развитие: вместе двигаться вперед

Интегрированное развитие территории основанный на географическом положении долгосрочный принцип, охватывающий все сферы активности в регионе, предполагающий постоянное обучение и совместную работу. Цель интеграция различных секторов деятельности в одну общую стратегию развития.

Как поощряется разработка проектов интегрированного развития в регионах на политическом уровне? ЕС поддерживает местные инициативные группы в рамках программы «Инициативное объединение содействия развитию регионов LEADER» (Gemeinschaftsinitiative fur die Entwicklung landlicher Rдume LEADER).

Правительство ФРГ в 2001 г. в рамках долгосрочной стратегии развития приступило к реализации проекта «Активные регионы административно-территориальные образования определяют будущее» (REGIONEN AKTIV Land gestaltet Zukunft). 18 регионов разрабатывают программы развития на основе концепции партнерства.

В различных федеральных землях предпринимаются попытки стимулировать интегрированное развитие территории, как, например, программа территориального развития в федеральной земле Гессен (1993 г.), анализ структуры и развития территории в Шлезвиг-Гольштейне или проект «Пленум» (PLENUM) в земле Баден-Вюртемберг. Эти программы поддерживают регионы, пытающиеся найти новый путь развития, путь, основанный на особенностях региона, принципах партнерства и интегрированного развития.

В 2004 г. с введением новых принципов интегрированное развитие территории стало существенной частью совместного проекта ФРГ и федеральных земель «Улучшение сельскохозяйственной структуры и береговой охраны».

В новых принципах интегрированного развития территории объединены программы обновления деревень, землеустройства, структурированного сельскохозяйственного развития, в них заложены концепции территориального управления и интегрированного развития территории. Тем самым будет обеспечена лучшая интеграция ранее разрозненных мероприятий и их направленность на развитие регионов. Территориальное управление призвано способствовать целенаправленному осуществлению выработанной стратегии в регионах. Новые принципы будут также способствовать повышению доходов местных работников сельского хозяйства, в том числе вне первичных рынков потенциального дохода, связанных с сельскохозяйственными и несельскохозяйственными видами деятельности. Стимулирование инвестиционной деятельности является приоритетной задачей не только в достаточно специализированной сфере сельского хозяйства.

Интегрированное территориальное развитие

Толчком к началу интегрированного развития территории, например, может стать то, что у отдельных действующих лиц или групп, состоящих из союзов и объединений, предприятий, представителей сельского или лесного хозяйства, политики или заинтересованных граждан возникает ощущение, что региону требуются изменения. Первым шагом на пути к концепции развития региона являются неструктурированные размышления о возможных изменениях.

Зачем нужна интегрированная концепция развития территории?

В первую очередь необходимо подчеркнуть, что интегрированная концепция развития территории не должна быть жестким, не подлежащим изменению планом, скорее, субъекты рынка формулируют свои представления о будущем региона, оставляя их открытыми для новых факторов. Стоит обратиться к самому термину «развитие». Регионы могут крайне отличаться друг от друга, нет двух одинаковых территорий, таким образом, не может существовать одного варианта территориального развития. Концепция территориального развития каждый раз определяется исходя из конкретной ситуации в регионе. Соответственно, имеет смысл оценить, насколько путь развития, оказавшийся успешным в другом регионе, подходит для «нашего» региона, и возможен ли он вообще. Также целесообразно и более рационально, особенно с точки зрения долгосрочных программ создание рабочих мест и повышения доходов, рассматривать развитие как использование существующих возможностей, а не перенос неадаптированных решений других регионов.
Разработка концепции развития начало долгосрочного процесса развития в регионе.

Начало интегрированного территориального развития совместная разработка концепции развития

Интегрированная концепция территориального развития совместно создаваемый проект будущего региона. Важно, что идентификация региона и проектирование будущего осуществляются на основе совместной разработки: все лица, кого затрагивает развитие региона, вместе ищут «свой» образец, «свое» видение будущего, на которое они в результате ориентируются при целеполагании и разработке конкретных проектов.

Вопросами, предшествующими разработке целей развития, могут быть: «Каким мы хотим видеть наш регион в 2020 г.?» и «С какими образцами мы себя идентифицируем?».

Функциями интегрированной концепции развития являются постановка региональных целей и определение приоритетных сфер деятельности в кратко- и среднесрочном периоде, создание идеального образа региона в долгосрочном плане («Чего мы хотим добиться?»).

Как разрабатывается интегрированная концепция территориального развития?

Предпосылкой для разработки концепции развития является инициатива заинтересованных лиц, которые предварительно проводят определенные работы. Информация об интегрированном развитии территории предоставляется на торжественных мероприятиях, на которые приглашаются представители всех важных общественных групп и заинтересованные граждане. На этом этапе уже могут закладываться основы сотрудничества.

Для координации процесса может быть создана руководящая группа. Для разработки различных тем создаются рабочие группы, которые определяют сильные и слабые стороны, возможный потенциал развития и новые варианты сотрудничества (туризм, сельское хозяйство, защита окружающей среды, ремесленные отрасли).

Многие регионы при разработке концепции развития пользуются рецептами внешних компаний, например, консультанты помогают управлять групповыми обсуждениями или структурировать и корректно сформулировать концепцию развития. Также они могут делиться опытом по консультации других регионов. Тем не менее, консультации привлеченных лиц не являются альтернативой творческой активности регионов, поскольку не существует общих совершенных решений регионального развития: только те, кто живет и работает в регионе, могут распознать суть, проблемы и возможные стратегии развития региона. Привлеченные консультанты могут дать творческий импульс региону и стимулировать разработку новых идей.

Встречи по региональному развитию не должны прекращаться после того, как будет создан окончательный вариант стратегии. Встречи с целью проверки, координации и управления во время осуществления концепции способствуют объединению, сотрудничеству и лучшему управлению. Они являются неотъемлемой частью осуществления программы интегрированного развития.

Важно, чтобы стратегия развития была совместима с уже существующими принципами развития данного региона: существуют ли концепции для отдельных областей региона? Есть ли опыт в сфере программ регионального развития? Что новое и передовое есть в уже запущенных процессах развития? Участники процесса затем разрабатывают концепцию развития региона, стараясь учесть все факторы. Цель стратегии развития мотивировать представителей региона искать новые направления его развития и объединять их в реалистический образ будущего.

М. Бехер, Институт лесной политики, истории лесного хозяйства и защиты окружающей среды, Университет им. Георга-Августа (Геттинген) в сотрудничестве с группой экспертов по интегрированному развитию территории «ArgeLandentwicklung»


См. также:
Каталог Авторов:
   - Колесникова Е.А.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / ЕС / Германия
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2007
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №4_2007
Цитирумость документа: 1
22:34:28 27.12 2007   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.098259925842285 sec, Question: 83