Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2008/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Особо охраняемые природные территории в системе пространственного планирования

На примере Ханты-Мансийского автономного округа Югры


Ю.С. Вязилова (ОАО «НИИП Градостроительства», Санкт-Петербург)

Стратегия формирования устойчивого территориального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры прежде всего подразумевает создание экологически безопасной и комфортной среды проживания и деятельности населения, сохранение экологических функций природных комплексов. Для достижения этой цели необходимо комплексное, системное исследование территориальных особенностей региона. В связи с растущей техногенной трансформацией территории формирование оптимальной структуры природно-заповедного фонда должно стать одним из основных направлений охраны природы и среды обитания коренного населения.

В Ханты-Мансийском автономном округе с каждым годом увеличивается площадь земель, изымаемых под обустройство лицензионных участков углеводородных месторождений (в настоящее время их суммарная площадь составляет около 30% от площади округа). В перспективе ожидается дальнейшее увеличение количества разрабатываемых лицензионных участков, часть из которых расположена на экологически ценных территориях, относящихся к резервному фонду особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Как показывает опыт, конфликтные ситуации обычно решаются в пользу нефтегазодобывающих компаний, что крайне негативно сказывается на состоянии окружающей природной среды, приводит к деградации естественных природных комплексов, являющихся ключевыми звеньями экологического каркаса территории.

В результате анализа использования территории автономного округа выявлено, что современная сеть ООПТ носит островной характер, природоохранные объекты изолированы, экологические связи между ключевыми территориями отсутствуют. Кроме того, часть ООПТ находится в районах с сильной и умеренной нарушенностью экосистем и занята лицензионными участками для целей недропользования, что не позволяет им в полной мере выполнять средоохранные функции. Негативная тенденция уменьшения площади ООПТ, сложившаяся в последние годы, постепенно ведет к потере экологических связей, уменьшению биологического и ландшафтного разнообразия природных территорий.
Особо охраняемые природные территории Ханты@Мансийского автономного округа Югры


В связи с ожидаемым усилением хозяйственной деятельности возникает необходимость расширения существующей сети особо охраняемых природных территорий и регулирования отношений по образованию и правовым режимам ООПТ. Организация системы особо охраняемых природных территорий направлена на поддержание экологического баланса био-сферы в целом, сохранение биологического разнообразия, самовосстановления природных комплексов, что особенно важно для северных регионов страны, экономическое развитие которых определено интенсивной эксплуатацией природных ресурсов.

Осуществление градостроительной деятельности должно проводиться с учетом требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, в связи с чем в проекте схемы территориального планирования предусматривается максимальное соблюдение режима охраны существующих ООПТ и увеличение площади земель природоохранного назначения. В целях совершенствования системы ключевых территорий экологического каркаса необходимо создание дополнительных природоохранных объектов в тех геоботанических районах, где ООПТ отсутствуют или их площадь и статус недостаточны для выполнения средоохранных функций. Предложения по резервированию земель под организацию новых особо охраняемых природных территорий разработаны совместно со специалистами Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа.

Теоретически любая территория с сохранившимися естественными природными комплексами, имеющая самостоятельную природоохранную ценность, может быть признана особо охраняемой, однако ввиду экономической нецелесообразности образования большого числа таких объектов и значительной площади, выводимой из сферы хозяйственного использования, могут возникнуть противоречия между экологическими и экономическими интересами, обостриться проблема их сохранения. В схеме территориального планирования автономного округа предлагается создание сбалансированной системы особо охраняемых природных территорий, основанной на сочетании географического, градостроительного и экономического подходов.

Географический подход основан на принципах сохранения биоразнообразия, выявления уникальных ландшафтных комплексов, участков территории, имеющих ключевое значение. К объектам природного наследия особой ценности относятся первичные ледниковые водоемы, являющиеся древнейшим ландшафтным элементом территории, уникальные северные отроги Салымо-Юганской болотной системы, сосновые лишайниковые и сфагновые леса на песчаных гривах, не затронутых антропогенным воздействием, горные и предгорные таежные ландшафты восточного склона Урала и др.
Таблица 1. Распределение площадей ООПТ регионального значения


С градостроительной точки зрения ООПТ опорные участки единого экологического каркаса с индивидуальными характеристиками природопользования, образующие совместно с транзитными территориями (водоохранными зонами) пространственно организованную структуру, которая поддерживает экологическую стабильность, предотвращая деградацию природных систем.

Экономический подход к развитию сети особо охраняемых природных территорий предполагает рассмотрение определенной категории ООПТ не только как охраняемых природных объектов, но и в качестве природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений, организация и функционирование которых значимы и положительно влияют на развитие социально-экономической сферы региона. Природные парки вносят существенный вклад в развитие туризма и связанной с ним инфраструктуры, что должно способствовать росту занятости и доходов населения, обеспечивать дополнительные налоговые поступления в региональный и местный бюджеты.


Таким образом, организация природных парков на территориях, имеющих высокую экологическую, историко-культурную и рекреационную ценность, является перспективным направлением территориального планирования, представляя собой альтернативный вариант отраслевому использованию территории.

В результате анализа картографической и статистической информации, входящей в структуру базы данных региональной ГИС, выявлена пространственная дифференциация современного использования земель и их функционального назначения, что дало возможность определить основные направления реализации изложенных подходов к формированию сети особо охраняемых природных территорий в системе территориального планирования. Для целей развития системы ООПТ было определено современное состояние существующих особо охраняемых природных территорий (заповедников, природных парков, заказников, водно-болотных угодий, памятников природы, территорий традиционного природопользования), проведен анализ хозяйственного использования территории, выявлена существующая и потенциальная опасность антропогенного воздействия. На основе проведенных исследований проведен отбор перспективных охраняемых объектов, формирующих региональную систему ООПТ.

Для разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при изъятии из сферы хозяйственного освоения земельных участков для природоохранных целей, выбраны компромиссные варианты. Однако необходимость введения экологических ограничений нефтедобычи не исчезла, а только обострилась. Так, в границах земельного участка уникального природного и архитектурно-ландшафтного комплекса хантыйских поселений, предлагаемого для организации природного парка на территории Нефтеюганского района, находится четыре нефтяных месторождения, три из них в распределенном фонде недр. Как показала оценка, доля извлекаемых запасов на трех лицензионных участках в пределах планируемого парка составляет всего 0,2% от выставленных на аукцион участков в 2006 г., что свидетельствует о незначительной роли данных месторождений в наращивании темпов нефтегазодобычи в округе. Для обеспечения долгосрочной стратегии устойчивого развития участки месторождений, расположенные в зонах высокой историко-культурной ценности и природоохранного значения, предложено включить в забалансовые запасы нефти.


Создание особо охраняемых природных территорий согласуется с социальной политикой правительства автономного округа, направленной на защиту исконной среды обитания коренных народов, их традиционного образа жизни. Распространение деятельности нефтегазодобывающих компаний на территории родовых угодий может привести к полному исчезновению таежного оленеводства и других традиционных промыслов, что чревато развитием негативных социальных последствий в среде малочисленных народов Севера.

При функциональном зонировании территории перспективная сеть ООПТ с соответствующими средоформирующими функциями включается в подзону ограниченного использования. В целом планируемая сеть ООПТ регионального значения составляет 4605,9 тыс. га (8,5% от площади автономного округа).

Площадь ООПТ федерального значения составляет 1275,603 тыс. га или 2,38% от площади округа. Таким образом, общая площадь земельных участков фонда особо охраняемых природных территорий в округе с учетом предлагаемых вариантов ООПТ регионального значения составит 5881,5 тыс. га или 11,0% от площади округа. Следует отметить, что выполнение экологических и социальных функций особо охраняемых природных территорий не может стать тормозом в экономическом развитии автономного округа, поскольку сохранение эталонной среды является основой формирования индустрии туризма.

Таким образом, в предлагаемой системе пространственной организации особо охраняемых природных территорий учитывается специфика региона, что способствует предотвращению экологического и социального риска, предоставляет возможность развития территории в интересах проживающего населения.


См. также:
Каталог Организаций:
   - НИИП Градостроительства
Каталог Авторов:
   - Вязилова Ю.С.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Природопользование / Экология
Страны и регионы / Россия / Уральский ФО / Ханты-Мансийский АО - Югра
Тематич. разделы / Природопользование / Недропользование
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2008
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №1_2008
Цитирумость документа: 1
03:25:44 28.04 2008   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.010217905044556 sec, Question: 90