М.Ю. Александров, генеральный директор компании «Гео-Альянс»:
Российский рынок данных ДЗЗ в 2008 г. продолжил устойчивый рост, начатый еще 7–8 лет назад
Российский рынок данных ДЗЗ в 2008 г. продолжил устойчивый рост, начатый еще 7–8 лет назад. Можно выделить три основные тенденции его развития, характерные для последнего времени.
Первая — появление в течение 2008 г. нескольких новых сенсоров, доступных для коммерческого использования. В ближайшее время на орбиту ежегодно будет выводиться несколько десятков аппаратов. Новые спутники с характеристиками, схожими с уже существующими КА, приносят много пользы непосредственно потребителям — обостряется конкуренция между коммерческими операторами (например, SPOT и ALOS), что ведет к снижению цен, дает возможность комбинировать снимки, полученные с различных КА, и выбирать оптимально подходящие данные из постоянно растущих архивов. В результате с каждым годом использование данных ДЗЗ в традиционных направлениях (картография, навигация, ГИС, геология, кадастр и др.) становится более глубоким и всеобъемлющим, вытесняя или интегрируясь с ранее существующими технологиями.
Появление сенсоров с новыми (TerraSAR-X) или усиленными (GeoEye-1) характеристиками расширяет спектр применения таких данных. Возникают технологии использования материалов ДЗЗ, которые ранее казались недоступными. Как следствие, компании, раньше не использовавшие космические снимки в производственных процессах, стали активно их применять.
Для взаимодействия со всеми существующими и новыми сенсорами, интеграции, автоматизации необходимо использовать передовое ПО по обработке ДЗЗ. Таким ПО является Geomatica 10 (PCI Geomatics, Канада). В 2008 г. у компании «Гео-Альянс» — официального дистрибьютора PCI Geomatics-существенно выросли продажи данного ПО.
Вторая тенденция — активное развитие новых или пересмотр старых дистрибьюторских сетей ведущими коммерческими операторами программ ДЗЗ. Этот тренд был характерен во всем мире и не только на рынке ДЗЗ. Например, компания EurImage (Италия) больше не является эксклюзивным дистрибьютором продукции компании DigitalGlobe (США) в Европе. Большинство коммерческих операторов — GeoEye (США), Infoterra (Германия), SPOT Image (Франция), Restec (Япония) и др. — сфокусировались на работе с несколькими дистрибьюторами в каждой отдельно взятой стране. Эта стратегия действует в большинстве экономически развитых стран. При таком подходе увеличивается общий объем продаж, растет число пользователей, данные становятся доступнее, предприятия новых отраслей экономики начинают использовать передовые технологии ДЗЗ.
Третья тенденция — увеличение спроса на готовые пространственные решения на основе материалов космической съемки. Как поставщик комплексных программных решений на базе приложений Bentley Systems (США), компания «Гео-Альянс» в 2008 г. ощутила рост интереса к открытым муниципальным ГИС с использованием серверных технологий, созданию распределенных корпоративных ГИС в инфраструктуре предприятий.
Темпы их развития стремительно ускоряются, растут массивы данных, с которыми становится трудно работать. Все это требует современного высокотехнологичного программного обеспечения, которое обеспечивает быстрый и удобный доступ к геоданным, их редактирование и управление.