Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Дальневосточный федеральный округ

Пространственное развитие южных территорий региона


И.Е. Гришечкина (РосНИПИ Урбанистики, Санкт-Петербург)

Последовательное освоение Дальнего Востока началось более 350 лет назад с экспедиций Е.П. Хабарова, начинания которого продолжил Г.И. Невельский. Вплетению же отдаленного региона в полотно российской государственности во многом способствовало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, осуществлявшееся в 1891–1916 гг. Эта транспортная артерия связала воедино западные и восточные районы страны и для дальневосточного региона вплоть до 1980-х годов оставалась единственной планировочной осью развития, приближенной к государственной границе.

Следующим этапом в освоении и инкорпорировании Дальнего Востока стало создание Байкало-Амурской магистрали — знаменитого БАМа, завершившееся в 1984 г. Магистраль соединила более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков, что непосредственным образом стимулировало формирование системы расселения на ранее труднодоступных территориях.

Современные геополитические условия, характеризующиеся, с одной стороны, потерей Россией ряда крупных портов на Балтике, а с другой — явным усилением роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике, диктуют необходимость смещения перспективных портовых зон на побережье Тихого океана.

Специалистами Российского государственного научно-исследовательского и проектного института Урбанистики (РосНИПИ Урбанистики) в течение последних лет разрабатывался ряд крупных проектов, многие из которых завершены или находятся в стадии завершения. Это схемы территориального планирования (СТП) Приморского, Хабаровского краев, Республики Саха (Якутия), Камчатской, Амурской, Сахалинской областей; генеральные планы таких крупных региональных центров, как Хабаровск, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Артем, Тында и др. Работа над СТП трех ключевых субъектов Дальнего Востока — Хабаровского, Приморского краев и Амурской области — показала необходимость и дала возможность рассматривать южные территории Дальневосточного федерального округа, наиболее важные в стратегическом и политико-экономическом отношении, как единое территориальное пространство, объединенное энергетической, транспортной и экологической системами, определять основные оси и центры развития со своей специализацией и местом в системе расселения.

В проектах схем территориального планирования Хабаровского, Приморского краев и Амурской области, разрабатываемых РосНИПИ Урбанистики и направленных на развитие территории Дальневосточного федерального округа, основной акцент делается на комплексном освоении стратегически важных ресурсов региона (полезные ископаемые, лесной фонд, морепродукты) и их глубокой переработке, усилении роли перерабатывающих производств, базирующихся на новых технологиях. Строительство нефтепровода и двух нефтеперерабатывающих заводов в Хабаровском и Приморском краях даст новый импульс развитию нефтеперерабатывающей отрасли.

Проектная концепция развития территории заключается в снятии лимитирующих факторов освоения богатого природного и геополитического потенциала, главным из которых выступает несовершенство инфраструктуры региона. В связи с этим первоочередной задачей является укрепление существующих и создание новых планировочных меридиональных и широтных осей развития, выделение опорных центров и узлов транспортного каркаса, т. е. формирование схемы пространственного развития территории южной части Дальневосточного федерального округа.

В перспективе за счет завершения строительства автомагистрали Чита — Хабаровск укрепится существующая меридиональная ось Чита — Шимановск — Свободный — Завитинск — Биробиджан — Хабаровск — Лучегорск — Дальнереченск — Лесозаводск — Кировск — Спасск-Дальний — Уссурийск — Владивосток. Значение планировочной оси будет усилено вводом магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), трассировка которого от Сковородино до побережья Тихого океана в Приморском крае прокладывается вдоль Транссибирской магистрали.
Рис. 1. Развитие южной части Дальневосточного федерального округа


Отсутствие дорог, коммуникаций и центров переработки предопределило необходимость в целях освоения труднодоступных территорий сформировать вторую основную меридиональную ось: Находка — Партизанск — Новочугуевка — Вострецово — Сукпай — Селихино — Комсомольск-на-Амуре — Чегдомын — Февральск — Тында — Тайшет с ответвлением на север и Лазарев, среди прочего осуществляющую связь с о. Сахалин.

Одно из преимуществ региона — уникальное геополитическое и геоэкономическое положение, обеспечивающее ему роль удобного «моста» между странами Европы, Азии и Америки. Не стоит забывать и о ключевом приграничном и приморском положении региона на юго-востоке России и в системе международных транспортных коридоров (МТК). Это вызывает необходимость усиления и развития портовых мощностей и системы портов. Наиболее крупные из них: Владивосток, Восточный, Находка, Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Козьмино, Зарубино, Посьет, Славянка, Ольга, Рудная Пристань, Суходол, Самарга, Лазарев, Николаевск-на-Амуре, Охотск.

Активное освоение побережья морей Тихоокеанского бассейна, развитие портовых мощностей формирует новую прибрежную планировочную ось: Находка — Ольга — Терней — Самарга — Ванино — Советская Гавань — Де-Кастри — Сахалин.

Для усиления связей и укрепления опорных пунктов складываются второстепенные широтные оси. На территории Приморского края к ним можно отнести следующие: Суйфунхэ (граница с Китаем) — Пограничный — Арсеньев — Новочугуевка — выход на портовые зоны Ольга и Рудная Пристань; Хутоу (граница с Китаем) — Дальнереченск — Рощино — Таежное — выход на портовые зоны Терней и Малая Кема; Хуньчунь (граница с Китаем) — Артем — Фокино — Находка — порт Восточный.

На территории Хабаровского края и Амурской области второстепенными широтными осями являются: Вяземский — Сукпай — Самарга; Тайшет — Усть-Кут — Тында — Чегдомын — Березовый — Комсомольск-на-Амуре — Селихино — Ванино — Советская Гавань с ответвлением Лидога — Ванино — Советская Гавань.

На территории Хабаровского края второстепенная меридиональная ось п. Осипенко — Чумикан — Аян — Охотск обеспечивает связь с Якутией.

Организующими территорию узлами являются агломерации больших городов, концентрирующие социальный, инвестиционный, инновационный, промышленный, инфраструктурный потенциал, которые влияют на прилегающие территории и активизируют инвестиционную деятельность.
Активно развивающимися агломерациями южной части Дальневосточного федерального округа являются Владивостокская, Хабаровская и Комсомольская.

В схеме пространственного развития юга округа выделяются центры и подцентры формирования опорного каркаса. К основным полифункциональным центрам относятся Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Благовещенск, к подцентрам, обладающим организующими функциями, — Арсеньев, Находка, Новочугуевка, Вострецово, Лучегорск, Дальнереченск, Спасск-Дальний, Ванино, Советская Гавань, Чегдомын, Де-Кастри, Тугур, Николаевск-на-Амуре, Тында и Углегорск (космодром «Восточный»).

Владивосток — ядро крупнейшей в Дальневосточном федеральном округе Владивостокской агломерации, которая охватывает территорию южной части побережья Японского моря и включает города Артем, Находка, Уссурийск, Партизанск, Большой Камень, Фокино, Славянка. Развитие производственных, транспортных, образовательных, инновационно-научных, туристических функций в перспективе позволит территории конкурировать с ведущими центрами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Рис. 2. Владивостокская агломерация (Большой Владивосток)


Хабаровск — административный центр Дальневосточного федерального округа, ядро Хабаровской агломерации, включающей значительную часть юга Хабаровского края. Активное формирование узла международных и национальных транспортных коридоров, создание перегрузочного узла (хаба) обеспечит развитие внешнеторговых, логистических и транспортно-транзитных функций. На перспективу Хабаровск будет развиваться как промышленный центр на основе внедрения новых технологий, размещения экологически чистых обрабатывающих производств, развития научного инновационного комплекса, усиления деловой и социальной инфраструктуры.
Рис. 3. Хабаровская агломерация


Комсомольск-на-Амуре — ядро высокотехнологической промышленной Комсомольской агломерации, включающей города Комсомольск-на-Амуре, Амурск и Солнечный, объединенные техноэкополисом КАС, а также с. Селихино Комсомольского района и северную часть Амурского района. В перспективе — ведущий дальневосточный центр высоких промышленных технологий. Развитие транспортной системы усилит коммуникационные функции агломерации, ее транспортно-распределительное значение.
Рис. 4. Комсомольско-Амурская агломерация


Благовещенск — административный, многофункциональный центр с высоким уровнем развития образования, высоких технологий, науки и инноваций. В перспективе предусмотрено развитие транспортно-логистических функций, приграничного сотрудничества с КНР.

К центрам развития Приморского края относятся:
— Находка — развитие в качестве опорного центра Владивостокской агломерации, усиление транспортно-логистических функций, формирование современного портового комплекса; специализация промышленности — нефтехимия, нефтепереработка;
— Арсеньев — на перспективу рассматривается как центр межрегионального атомно-энергетического кластера, предполагается развитие авиастроения, туристско-рекреационных функций;
— Новочугуевка — образование нового города вокруг градообразующего предприятия — Приморской атомной электростанции, намеченной к возведению в Чугуевском районе;
— Вострецово — перспективное строительство каскада гидросооружений и новой гидроэлектростанции сформируют город в Красноармейском районе, который сможет стать центром добывающей промышленности в малоосвоенном районе Приморского края;
— Лучегорск — центр горнорудной и топливно-энергетической промышленности, опорный узел в транспортной системе края;
— Дальнереченск — развитие подцентра на основе совмещения транспортных, туристических, промышленных функций, а также центра по глубокой переработке древесины;
— Спасск-Дальний — развитие функций центра стройиндустрии, а также транспортных функций.

К центрам развития Хабаровского края относятся:
— Ванино — Советская Гавань — на основе развития пассажирского и грузового транспортного узла создание логистического, торгово-распределитель-
ного центра;
— Чегдомын — центр горнорудной и топливной промышленности, на перспективу предусмотрено развитие как транспортно-логистического узла;
— Де-Кастри — развитие портовых мощностей, крупного транспортно-распределительного комплекса;
— Тугур — формирование энергетического центра края, работающего на экспорт. Перспективным направлением является развитие рекреационных функций на основе уникального природного потенциала Шантарских островов;
— Николаевск-на-Амуре — развитие функций промышленного и транспортного центра.
Рис. 5. Ванино — Советско-Гаванский транспортный узел


К центрам развития Амурской области относятся:
— Тында — в перспективе усиление функций транспортно-логистического комплекса, центра добычи и переработки руд цветных металлов, лесозаготовки и лесопереработки;
— Углегорск — ядро инновационного развития, опирающегося на высокотехнологичную, инновационную аэрокосмическую деятельность, обслуживающее нужды нового российского космодрома «Восточный»;
— Свободный — крупный транспортный узел на пересечении р. Зеи с Транссибирской магистралью, в перспективе предусмотрено развитие промышленного комплекса;
— Белогорск — крупный транспортный узел, в перспективе предусмотрено развитие промышленности.

Одним из элементов системы пространственного развития территории Дальнего Востока является туристско-рекреационный комплекс, формирующийся на основе использования уникальных природных и культурных ценностей, вовлекаемых в инвестиционную и экономическую деятельность. Объединение единственных в своем роде объектов туристско-экскурсионного показа в проекте «Восточное кольцо» в перспективе позволит усилить этот элемент роста региона.

Развитие энергосистемы, транспортной инфраструктуры, промышленного комплекса, туристической деятельности усиливает техногенное воздействие на природу, что накладывает на отдельные субъекты Дальнего Востока обязательства по обеспечению экологической безопасности. Только объединение усилий по формированию единого экологического каркаса и комплексное интегрированное развитие отдельных центров будет способствовать пространственному развитию региона.


См. также:
Каталог Организаций:
   - РосНИПИ Урбанистики
Каталог Авторов:
   - Гришечкина И.Е.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Дальневосточный ФО
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2009
Цитирумость документа: 1
02:06:41 14.07 2009   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.026317834854126 sec, Question: 71