В. Клочай (Государственная транспортная лизинговая компания): выгоды от внедрения ГЛОНАСС колоссальны
На сайте газеты "Ведомости" представлено интервью Алексея Непомнящего с Виктором Клочаем, генеральным директором Государственной транспортной лизинговой компании. Публикуем выдержки. Полный текст доступен по ссылке: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/09/30/215041
В конце прошлого года правительство выстрелило мощным залпом мер поддержки автопрома. Одной из них стало создание программы льготного лизинга дорожно-строительной техники — под нее было зарезервировано 40 млрд руб. на ближайшие три года, в том числе 10 млрд руб. в 2009 г. Оператором этой программы стала Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК). Она была создана еще в 2001 г. для организации лизинговых поставок аэропортового и аэронавигационного оборудования, но в начале 2009 г. управление ею было передано Минтрансу, ГТЛК получила новые функции, в том числе координации разработки новой дорожно-строительной техники. Вместе с этим ГТЛК получила и новое руководство — ее гендиректором в марте 2009 г. был назначен вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай, выходец из «Северстали» и «Соллерса».
О разработке дорожных машин нового поколения:
Сегодня идет работа с одним из подразделений «Ростехнологий» по созданию комбинированной дорожной машины нового поколения на базе технических решений немецкой компании «Шмидт». Это универсальная машина с четырьмя сменными модулями. Такая комплектность позволяет эксплуатировать технику круглый год. Надеюсь, что ее прообраз мы увидим через месяц-полтора. Сейчас стоит задача повысить функциональность машины, ее надежность и качество, снизить нормы расходования материалов. Ведь сегодня, скажем, та же песчано-соляная смесь расходуется практически бесконтрольно. 100% техники, поставляемой по программе льготного лизинга на обслуживание дорог, будет оснащена системой «Глонасс/GPS» и необходимой системой датчиков. Контролировать можно будет перемещение машины и работу отдельных частей автомобиля, расход топлива и т. д. Электроника будет вести протокол выполнения работ. Мы тоже планируем получать эту информацию. Мы должны видеть, как эксплуатируется машина, как осуществляется сервис. Плюс мы должны видеть основные параметры работы двигателя и других систем. С помощью «Глонасс/GPS» и сети интернет это вполне возможно.
— То есть заодно поддерживаете и производителей приемников ГЛОНАСС? Это же наверняка повысит стоимость, а будет ли она использоваться — еще вопрос…
— Первоначально мы тоже опасались серьезного удорожания. Однако после совместной работы с заводами были найдены пути снижения издержек. Техника, оснащенная системой «Глонасс/GPS», будет поставляться по прежней прейскурантной цене, которая была у машин без таких датчиков.
Внедрение ГЛОНАСС на транспорте — одна из важнейших задач, решаемых сегодня Минтрансом. На некоторых дорожно-эксплуатационных предприятиях (ДЭП) она уже работает. Мы тут не с нуля начинаем. У нас есть подразделение, которое отвечает за техническое сопровождение лизинговых операций. Каждую единицу техники оно будет отслеживать, вести ее учет. Если мы будем видеть, что техника эксплуатируется не так, что-то не используется, мы будем иметь возможность влиять на ситуацию.
— Насколько дорожникам интересно покупать такие машины?
— Тем, кто думает прежде всего о качестве и эффективности труда, безусловно, интересно. Не случайно все частные дорожно-эксплуатационные предприятия заинтересованы в получении новой техники, оборудованной ГЛОНАСС. Контроль за техникой снижает расходы.
К сожалению, есть и другой подход, привычка работать по-старому. К тому же новая техника не дает возможности в рабочее время на служебном автобусе к теще на блины заехать или автокраном на соседский гараж перекрытие установить. Опять же водители трех машин прежде могли в рабочее время покурить или полевачить. А теперь водитель (напомню — один, а не три) становится полноценным членом бригады. Энерговооруженность и техническая оснащенность «Дорожного мастера» такова, что водитель в состоянии самостоятельно полностью развернуть машину, подключить все механизмы и агрегаты, управлять краном. Ему некогда спать за рулем или ехать налево.
Выгоды от внедрения систем «Глонасс/GPS» на транспорте колоссальны. Есть, к примеру, одна сеть супермаркетов — они по ночам развозят товар по магазинам. Внедрение системы позволило в первый же месяц получить 30% экономии.
Когда мы начинали контакты с заводами и дорожно-эксплуатационными организациями по поводу «Глонасс», я полагал, что речь идет в первую очередь о колесной технике. Но как-то на семинаре на меня произвело впечатление выступление разработчика одного из проектов. Он сказал: вот мы установили на трех асфальтовых катках систему «Глонасс» и получили экономию 95% топлива. Конечно, не всем понравится, что система исключает возможность левых поездок, сливов топлива, непонятных поломок.