Предложения по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ. Цель — создание трехуровневой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности
А.Н. Береговских (ИТП «Град», Омск)
Институт территориального планирования «Град» (Омск) на протяжении многих лет ведет исследования в области совершенствования систем управления градостроительным развитием территорий. Ключевым направлением темы мы видим создание непрерывной системы градостроительного проектирования, подчиненной идеологии развития демократического общества, но гибкой и отзывчивой на неминуемые социально-экономические изменения.
Реализация такого подхода в условиях существующей трехуровневой системы управления страной и развитости высоких технологий вполне возможна. Дело за малым — нужно научиться системно излагать суть градостроительной документации по общим правилам и системно применять результаты градостроительного проектирования при принятии управленческих решений.
На достижение этой простой и понятной цели направлены предложения по внесению изменений в действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации, подразумевающие создание трехуровневой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и подготовленные ИТП «Град» в рамках плановой нормотворческой деятельности Национальной гильдии градостроителей.
Принципиальными изменениями, которые должны найти отражение в федеральном законе, мы считаем следующие.
1. Изменение цели создания ИСОГД.
В действующей редакции Градостроительного кодекса РФ ИСОГД — это организованный в соответствии с требованиями упомянутого документа систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Ориентация на создание архива документов не позволяет обеспечить информационную и правовую поддержку управленческих решений, которые в наш стремительный век должны приниматься оперативно. В арсенале уполномоченного органа в качестве инструментов управления кроме документов должны быть еще и легитимные данные об объектах градостроительного регулирования. Это — зоны с особыми условиями
использования территорий, границы административно-территориального деления, функциональные и территориальные зоны, красные линии и многие другие объекты, являющиеся результатами градостроительного проектирования.
Исходя из сказанного, предлагается определение: информационная система обеспечения градостроительной деятельности в Российской Федерации — это автоматизированная трехуровневая информационно-правовая система, содержащая документы градостроительного проектирования и градостроительного регулирования, а также данные о существующих и планируемых объектах градостроительной деятельности.
2. Изменение содержания ИСОГД. Учитывая то, что за время действия Градостроительного кодекса РФ во многих муниципальных образованиях уже созданы и в той или иной мере ведутся ИСОГД, и эксплуатация действующих систем дает положительный результат, не следует отрицать накопленный опыт их правового, организационного и технологического обеспечения. Мы предлагаем не разрушать, а усовершенствовать созданное путем:
— дополнения муниципальных систем несколькими обязательными разделами, содержащими упущенные ранее программы и планы градостроительного развития, и, самое главное, разделом данных о существующих и планируемых объектах градостроительной деятельности;
— создания региональных систем, включающих аналогичные муниципальным разделы, но содержащих документы и объекты регионального значения;
— создания федеральной системы, включающей аналогичные муниципальным и региональным разделы, содержащие, соответственно, документы и объекты федерального значения.
Предлагаемые поправки направлены на совершенствование действующей системы управления градостроительным развитием территории Российской Федерации и соответствуют современным принципам государственной политики.
Принятие поправок обеспечит:
— оперативный обмен информацией документов территориального планирования как между уровнями (рисунок), так и в пределах одного уровня власти, что в свою очередь исключит несогласованность градостроительных решений, а также значительно сократит затраты на сбор исходных данных для разработки градостроительной документации всех уровней и видов;
— системный сбор информации о принятых решениях на уровне субъектов Российской Федерации для учета при разработке схем территориального планирования Российской Федерации;
— открытость принятых градостроительных решений на всех уровнях, что положительно повлияет на объективное развитие конкурентных отношений регионов и муниципалитетов страны, а также реализацию идеи «одного окна» в сфере градостроительных отношений.
Рис. 1. Обмен информацией документов территориального планирования между уровнями власти
Своевременность предлагаемых поправок обусловлена:
— созданием единой топографо-картографической основы (базовых пространственных данных) на территорию Российской Федерации и установлением единых требований к ее ведению;
— принятием на уровне Правительства РФ решения об ускорении создания и развития «информационного общества» и скорейшем внедрении государственной автоматизированной системы «Управление»;
— установленной федеральным законодательством обязанностью органов местного самоуправления предоставлять сведения (в том числе координатное описание) о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования в службы, уполномоченные на ведение государственного кадастра недвижимости (ГКН).
С полным текстом предлагаемых изменений можно ознакомиться на сайтах ИТП «Град», ГИС-Ассоциации и Национальной гильдии градостроителей. Мы приглашаем всех заинтересованных лиц к работе над законопроектом, который необходим для фактического информационного и правового обеспечения градостроительной деятельности в развитом демократическом государстве.