Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Информационный бюллетень/Уникальные рубрики/Пользователь/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Autodesk: Использование пакета адаптации AutoCAD Civil 3D 2010

ВЫПУСК № 8 ОСЕНЬ 2009


Телефон контактного центра в Москве (495) 789-37-83, Интернет: www.autodesk.ru




Совместными усилиями специалистов компаний Autodesk и «НИП-Информатика» (Санкт-Петербург) разработан пакет адаптации, который содержит стили и метки, настроенные в соответствии с российскими стандартами проектирования и оформления документации. При создании пакета учтены требования следующих документов:
— СНиП 2.05.02–85 «Автомобильные дороги»;
— ГОСТ Р 21.1701–97 «Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог»;
— ГОСТ 21.204–93 «СПДС. Условные графические обозначения и изображения элементов планов генеральных планов и сооружений транспорта»;
— ГОСТ Р 21.1207–97 «СПДС. Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог»;
— ГОСТ 21.101–93 «Основные требования к рабочей документации»;
— ГОСТ 21.604–82 «Водоснабжение и канализация. Наружные сети»;
— Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500.

В пакет адаптации включены шаблон и дополнительные файлы. Шаблон _AutoCAD Civil 3D (Metric)_RUS.dwt содержит настроенные стили и метки, использование которых позволяет оформлять чертежи непосредственно во время проектирования.

Ниже кратко рассмотрен состав шаблона.

Точки

Как правило, перед началом проектирования проводят инженерные изыскания, включающие геодезическую съемку местности, по результатам которой создают цифровую модель рельефа (ЦМР). Для оформления ЦМР предусмотрен механизм стилей и меток точек.

Стили и метки точек могут быть назначены как отдельным точкам, так и их группам, собранным по определенным свойствам. Для оформления топографического плана настроены наиболее часто используемые обозначения из документа «Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500».
Рис. 1. Оформление топоплана


Трассы

Проектирование любого линейного сооружения начинается с проложения трассы в плане. Диалоговое окно «Создание трассы» содержит две вкладки — «Общие» и «Критерии проектирования». На первой предлагается выбрать стиль трассы; по умолчанию он соответствует ГОСТ Р 21.1701–97. Это сделано для удобства проектировщиков и сокращения времени на настройку. Кроме стиля трассы Вывод по ГОСТ Р 21.1701–97 в адаптированный шаблон включены еще несколько стилей для отображения временных и вспомогательных трасс. В этом же диалоговом окне можно задать набор меток трассы: для характерных точек выносятся их имена и пикетажные значения (соответствует ГОСТ Р 21.1701–97) или указываются координаты.

На второй вкладке выбираются параметры для проверки элементов трассы. Программа AutoCAD Civil 3D 2010 предоставляет проектировщику возможность провести проверку с использованием файла критериев, который включен в пакет адаптации, или с использованием наборов проверок, сохраненных в шаблоне. В первом случае необходимо выбрать файл SNIP 2.05.02-85.xml и в поле «Критерии по умолчанию» указать метод отгона виража — «Дорожное полотно с гребнем» или «Неразделенное дорожное полотно с поперечным откосом только в одну сторону». После этого радиусы круговых кривых и длины переходных кривых будут проверяться на соответствие нормативам, указанным в табл. 10 и 11 СНиП 2.05.02–85. При использовании наборов проверок шаблона помимо минимального радиуса круговой кривой и длины переходной кривой будет проверяться максимальная длина прямого участка (согласно табл. 15 СНиП 2.05.02–85). Кроме того, существует возможность выбирать условия проектирования — «Основные» или «В горной местности».
Рис. 2. Трасса в плане


Все перечисленные настройки можно изменить после создания трассы: для меток трассы достаточно в контекстном меню выбрать пункт «Редактировать метки трассы….», для стиля трассы — вкладку «Информация» диалогового окна «Свойства трассы» (также доступно через контекстное меню или контекстную вкладку «Трасса», открывающуюся при выборе трассы на чертеже). В диалоговом окне «Свойства трассы» на вкладке «Критерии проектирования» можно изменить все параметры проверок элементов трассы.

На вкладке «Вираж» этого же диалогового окна можно рассчитать параметры виража на кривых. Параметры виража можно задавать вручную, указывая пикет характерной точки и уклоны элементов поперечного профиля, или автоматически с помощью кнопки «Задание свойств виража». После этого в диалоговом окне «Параметры виража» необходимо выбрать файл, содержащий параметры отгона виража по отечественным нормативам (файл критериев проектирования), — SNIP 2.05.02-85.xml. Затем можно определить категорию дороги или граничные условия максимального уклона.
Рис. 3. Настройка проверки элементов трассы


Продольные профили

Следующим этапом проектирования является создание продольного профиля, который в AutoCAD Civil 3D состоит из двух элементов — профиля и вида профиля. Предусмотрены профиль поверхности («черный профиль» или «профиль черной земли») и проектный профиль («красный профиль» или «профиль красной земли»). Вид профиля, как информативная часть продольника, включает подпрофильную таблицу, ординаты, сетку и т. д.

После создания профиля по поверхности вдоль трассы его необходимо вычертить на виде профиля для отображения на чертеже.

В диалоговом окне «Создание вида профиля» представлены вкладки, полностью настраивающие внешний вид продольника. На вкладке «Общие» можно выбрать стиль вида профиля, который определяет стиль отображения сетки и вертикальный масштаб. По умолчанию выбран стиль вида профиля ГОСТ Р 21.1701–97 Автомобильные дороги, но доступны и другие настроенные стили: ГОСТ 21.604–82 Канализация; ГОСТ 21.610–85 Газопроводы; ГОСТ Р 21.1701–97 Автомобильные дороги. Совмещенный; ГОСТ Геологический 1:50; ГОСТ Геологический 1:50 (без сетки).

Стиль ГОСТ Геологический 1:50 (без сетки) был создан для отображения профиля геологии в вертикальном масштабе 1:50 на профиле автодороги в вертикальном масштабе 1:100. Для этого необходимо создать профили автомобильных дорог и геологический (без сетки), добавив при необходимости метки, и наложить один вид профиля поверх другого.

На вкладке «Параметры отображения профиля» можно выбрать стиль профиля и метки. Предлагаются стили: Профиль поверхности, который будет отображать все элементы профиля зеленым цветом, и Проектный — разные цвета, отображающий разные типы элементов профиля разными цветами. Существуют стили для отображения геологических профилей — Профиль геологии и профилей водоотводных лотков — Профиль Левого Отступа от Осевой и Профиль Правого Отступа от Осевой. Для меток настроены стили: Профиль поверхности (показывает линию растительного слоя), ГОСТ Р 21.1701–97 Ординаты в точках вертикальной геометрии и ГОСТ Р 21.1701–97 Совмещенный План — Профиль, которые отображают метки в соответствии с государственным стандартом.

При отображении видов профилей следует помнить, что по умолчанию их стили выбираются как Профиль поверхности, а набор меток как _Нет меток.
Рис. 4. Отгон виража на кривой


Вкладка «Области данных» содержит все параметры для настройки подпрофильной таблицы. По умолчанию предлагается готовый набор данных ГОСТ Р 21.1701–97 Форма 5 Автомобильные дороги, который можно поменять на: ГОСТ 21.604–82 Канализация; ГОСТ 21.610–85 Форма 1 Газопроводы; ГОСТ 21.610–85 Форма 2 Газопроводы; ГОСТ Р 21.1701–97 Форма 10 Водоотводная канава Автомобильные дороги; ГОСТ Р 21.1701–97 Форма 6 + вираж Автомобильные дороги; ГОСТ Р 21.1701–97 Форма 6 Автомобильные дороги; ГОСТ Р 21.1701–97 Форма 7 Совмещенный План Профиль Автомобильные дороги.

Все эти наборы областей данных настроены в соответствии с указанными стандартами и будут автоматически заполняться на основе параметров профилей, трасс, труб и поперечников.

В этом же диалоговом окне приводится список областей данных выбранного набора, на который следует обратить особе внимание, так как именно его настройки определяют правильность заполнения подпрофильной таблицы. Когда будут созданы профиль по поверхности и вид профиля, подпрофильная таблица отобразит данные только «черного профиля», поскольку проектный профиль еще не существует. После создания вида профиля все рассмотренные вкладки будут доступны в диалоговом окне «Свойства вида профиля», где нужно будет открыть вкладку «Области данных» после создания проектного профиля. В списке областей данных для граф проектных данных необходимо выбрать соответствующий профиль.

Настройки для вида профиля надо сделать единожды, впоследствии все данные подпрофильной таблицы будут обновляться автоматически.

В программе AutoCAD Civil 3D 2010 в диалоговых окнах «Создать вид профиля» и «Свойства вида профиля» появилась новая вкладка — «Параметры штриховки профиля», где задаются параметры штриховки геологических профилей. После создания областей штриховок геологических слоев следует назначить стили штриховок, выбрав любой из 11 настроенных в соответствии с ГОСТ 21.302–96: ГОСТ Валуны; ГОСТ Глина; ГОСТ Грунт насыпной; ГОСТ Песок крупный; ГОСТ Песок мелкий; ГОСТ Песок средний; ГОСТ Суглинок; ГОСТ Суглинок моренный; ГОСТ Супесь; ГОСТ Супесь моренная; ГОСТ Торф.
При необходимости на основе пользовательских образцов штриховок (файлы штриховок расположены в каталоге Support установочной директории) могут быть созданы дополнительные стили штриховок осадочных грунтов согласно табл. 4 ГОСТ 21.302–96.

На виды профилей для обозначения ситуации можно добавлять метки. Например, предусмотрена возможность добавления меток в местах пересечения с существующими объектами инфраструктуры и подземными коммуникациями.
Рис. 5. Настройка подпрофильной таблицы


Для добавления метки объекта инфраструктуры следует выбрать стиль метки высотной отметки пикета Пикет (перпендикулярно) и один из 14 настроенных стилей маркеров: ГОСТ 21.204–93 Ж.д. станция грузовая; ГОСТ 21.204–93 Ж.д. станция пассажирская; ГОСТ 21.204–93 Ж.д. станция промежуточная; ГОСТ 21.204–93 Ж.д. станция сортировочная; ГОСТ 21.204–93 Ж.д. станция участковая; ГОСТ 21.204–93 Переезд неохраняемый; ГОСТ 21.204–93 Переезд охраняемый; ГОСТ 21.204–93 Пешеходный мост; ГОСТ 21.204–93 Путепровод; ГОСТ 21.204–93 Репер и марка геодезические; ГОСТ Р 21.1207–97 Пересечения автодорог; ГОСТ Р 21.1207–97 Развязка на пересечении автодорог; ГОСТ Р 21.1207–97 Развязка на примыкании автодорог; ГОСТ Р 21.1207–97 Съезды и примыкания автодорог.

Для добавления меток инженерных сетей предусмотрены такие стили меток высотной отметки пикета, как: Круг 1; Круг 2; Эллипс 1х2; Эллипс 2х4.

Первые два стиля предназначены для отображения метки пересечения в виде кругов радиусом 1 и 2 мм соответственно, последние два — для отображения эллипсов (высота 2 мм, ширина 1 мм и высота 2 мм, ширина 4 мм).

При использовании рассмотренных меток наружных сетей необходимо выбрать стиль маркера _Нет маркеров, поскольку последние также настроены выводить высотную отметку пересечения.

Конструкции коридора

Последним шагом перед оформлением трехмерной динамической модели автодороги является создание конструкции, т. е. типового поперечника. Для базовой конструкции можно выбрать стиль набора кодов, определяющий стиль отображения всего поперечника. Настроены следующие стили набора кодов: ГОСТ Р 21.1701–97 Прил Ж_М 1:200; ГОСТ Р 21.1701–97 Прил Ж_М 1:100; ГОСТ Р 21.1701–97 Прил К_М 1:200; ГОСТ Р 21.1701–97 Прил К_М 1:100; ГОСТ Р 21.1701–97 Форма 11.

Первые два стиля предназначены для отображения отметок по проезжей части, следующие два — для отображения размеров и уклонов элементов проезжей части в соответствующих масштабах. Последний стиль настроен для отображения материалов дорожной одежды без меток.

Каждый элемент конструкции имеет свою кодировку точек, звеньев и форм. Точки конструкции создают продольные характерные линии коридора, звенья — поперечные (по ним чаще всего строят поверхности коридора), а формы определяют площадь материала на поперечнике. Именно по кодировке формы элемента осуществляется штриховка материалов поперечника. Для изменения или добавления штриховки материала поперечника необходимо отредактировать используемый стиль набора кодов. В разделе «Фигура» для нужного кода фигуры достаточно выбрать один из стилей, настроенных в соответствии с отечественными нормативами: ГОСТ Асфальтобетон (первый слой); ГОСТ Асфальтобетон (второй слой); ГОСТ Асфальтобетон (третий слой); ГОСТ Асфальтобетон (четвертый слой); ГОСТ Бетон (для поперечников); ГОСТ Песок (для поперечников); ГОСТ Сечение (выемка); ГОСТ Сечение (насыпь).

Дополнительные стили фигур можно настроить аналогично стилям штриховок грунта для продольного профиля. При этом важно помнить, что стиль отображения конструкции не влияет на стиль отображения поперечников дороги.

Над выпуском работал А.Н. Терно, ведущий инженер САПР объектов инфраструктуры «НИП-Информатика» (Санкт-Петербург)


См. также:
Каталог Программного обеспечения:
   - AutoCAD Civil 3D (быв. Autodesk Civil 3D)
Каталог Организаций:
   - Autodesk
Каталог Авторов:
   - Терно А.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Геодезия
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Тематич. разделы / Инженерные коммуникации
Публикации / Наши издания / Информационный бюллетень / Содержание журналов / №4(71)2009
Публикации / Наши издания / Информационный бюллетень / Уникальные рубрики / Пользователь
Прогр.обесп. (ПО)
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: ИБ №4(71)2009
Цитирумость документа: 2
04:55:53 16.10 2009   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.011693954467773 sec, Question: 109