«ИНТЕРКОН»: на отечественном рынке спутниковой навигационной аппаратуры продолжают доминировать зарубежные производители
Согласно полученной ГИС-Ассоциацией информации от Центра консалтинговых услуг «ИНТЕРКОН», около 97% российского рынка навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем (НАП ГНСС), годовой объем которого количественно можно оценить примерно в 1,5 млн. единиц НАП, занимает продукция зарубежных производителей. Об этом свидетельствуют результаты последнего исследования российского рынка НАП ГНСС, ежегодно проводимого Центром консалтинговых услуг «ИНТЕРКОН» совместно с ФГУП НТЦ «ИНТЕРНАВИГАЦИЯ».
В целом за пятилетний период мониторинга поставок аппаратуры глобального позиционирования (2004–2008 гг.) объем поставок GPS-аппаратуры на отечественный рынок в стоимостном выражении увеличился в 19,3 раза. Как отмечает Директор по маркетингу ЦКУ «ИНТЕРКОН» Галина Некрасова, «наиболее интенсивно в рассматриваемый период росли объемы импорта наземной аппаратуры автомобильного применения, при этом суммарная доля поставок этой аппаратуры достигла 37% от общего объема импорта в стоимостном выражении и примерно 50% - в количественном. Достаточно активно в рассматриваемый период росли и поставки персональных навигаторов, что соответствует общим тенденциям мирового рынка глобальной навигации, также рассмотренным в отчете. Анализируя актуальные тенденции в «профессиональных» сегментах НАП ГНСС, можно говорить об уменьшении доли аппаратуры геодезического и морского применения в общем объеме поставок».
Что же касается ситуации с выпуском конкурентоспособной российской навигационной аппаратуры ГНСС, здесь отечественным производителям похвастаться пока особо нечем, хотя ФЦП «ГЛОНАСС» - одна из немногих федеральных программ, финансирование которых в 2009 г. не было сокращено. Основными проблемами, препятствующими выходу российских производителей в «массовый» сегмент, специалисты ЦКУ «ИНТЕРКОН» и ФГУП НТЦ «ИНТЕРНАВИГАЦИЯ» считают слабую элементную базу, отсутствие современных технологий массового производства НАП ГНСС, неэффективный менеджмент и неподготовленность производственных мощностей отечественных предприятий, до сих пор ориентированных на «специальных» потребителей, для серийного выпуска НАП. Реорганизация идет медленно, современные производственные линии появятся в России не ранее 2011-2012 гг. В результате новейшие отечественные разработки мультисистемных чипсетов ГЛОНАСС/GPS/Galileo последнего поколения планируется запускать в производство не у нас в стране, а за рубежом.
В рамках нового исследования российского рынка НАП ГНСС также впервые был проведен опрос корпоративных пользователей НАП ГНСС. По словам Галины Некрасовой, «к наиболее важным характеристикам, имеющим определяющее значение для отечественных потребителей при выборе НАП относятся точность определения координат, надежность и бесперебойность работы. Кроме того, для российских участников опроса, в отличие от зарубежных, даже в условиях кризиса стоимость аппаратуры не играет определяющей роли при ее выборе».