Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Нормы и право/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

М.И. Петрушина, генеральный директор НП «Кадастровые инженеры»:

Первая саморегулируемая организация в сфере кадастровой деятельности НП «Кадастровые инженеры» внесена в государственный


28 октября 2009 г. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии принято решение о внесении в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО) первой такой организации в сфере кадастровой деятельности — Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация деятельности кадастровых инженеров» (НП «Кадастровые инженеры»). Это весьма значимое событие в истории кадастра России, подготовка к которому заняла не один год. Еще в 2004 г. наиболее дальновидные участники рынка земле-устроительных и кадастровых работ решили объединиться, оценив перспективность такого шага. Задачи были поставлены предельно простые, хотя реализовать их было довольно сложно: создать мощную организацию, которая сплотит предприятия, работающие в сфере кадастровой деятельности во всех уголках страны; собрать вместе землеустроителей и техников-инвентаризаторов, т. е. всех тех, кого государство видело будущими кадастровыми инженерами. Надо отметить, что в 2004 г. словосочетание «кадастровый инженер» резало слух, даже раздражало, употребимыми были понятия «землеустроитель», «землемер», «инвентаризатор». Также было принято и разделение «по интересам»: землемеры относились к Российской ассоциации частных землемеров, а инвентаризаторы служили под знаменами Федеративного союза инвентаризаторов России. Новоявленные партнерства и кадастровые инженеры вызывали настороженность, и многие решили «взять паузу» — жизнь-де покажет, сейчас ни к чему понапрасну деньги тратить, вот когда обяжут, тогда и вступим. Бытует это мнение и до сих пор.

Но нашлись и те, кто почувствовал, что грядут перемены, и предпочел быть в курсе событий, принимать первые, основополагающие, решения, помогать прогрессу, а не противиться ему. Пять лет велась работа по созданию и развитию НП «Кадастровые инженеры», и теперь с заслуженной гордостью можно констатировать, что партнерство стало первой в России официально признанной саморегулируемой организацией в сфере кадастровой деятельности. Теперь необходимо осознать себя в новом качестве, понять, какие перемены ожидают партнерство в связи с приобретением статуса саморегулируемой организации, научиться соответствовать ему. У НП «Кадастровые инженеры» появился контрольный и надзорный орган — Росреестр, стало больше обязанностей, но и больше прав. Сказанное относится и к составным единицам организации. Ведь сама идеология партнерства предполагает, что членство в нем — это знак отличия, который надо заслужить, а не получить в обмен на заявление о вступлении и членские взносы. Даже в условиях добровольности участия в деятельности СРО кадастровых инженеров можно и нужно сделать так, чтобы те, кто ориентирован работать серьезно и долго, могли с гордостью сказать: «Меня приняли в НП «Кадастровые инженеры», а это значит, что моя продукция и услуги — высшего качества».

В настоящее время НП «Кадастровые инженеры» объединяет в своих рядах более 400 юридических лиц, признанных кадастровыми инженерами (согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») и рассредоточенных по всей стране. Подразделения партнерства созданы в 30 субъектах Российской Федерации.

Партнерство разработало и утвердило десять стандартов и правил деятельности своих членов, создало третейский суд, в составе которого более 200 судей, сформировало компенсационный фонд в размере 2,5 млн руб., провело большую организационную работу по страхованию. Профессиональная кадастровая деятельность каждого члена партнерства застрахована на 100 тыс. руб. Распоряжением Минюста России от 28 июля 2009 г. № 2555-р НП «Кадастровые инженеры» признано аккредитованным в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность.

Так что же представляет саморегулирование в сфере кадастровой деятельности сегодня, и каким оно видится завтра?

На современном этапе развития российского общества решающее значение приобретает совершенствование форм публичного регулирования экономической деятельности. Сегодня как никогда нужны нестандартные, инновационные решения и действенные стимулы для реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны. Наиболее перспективным видится использование потенциала саморегулирования, которое может внести значительный вклад в решение стоящих перед российской экономикой задач.

Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается «самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований установленных стандартов и правил».

Таким образом, саморегулирование — это институт, в рамках которого участниками рынка создаются, адаптируются и изменяются легитимные правила, регулирующие их предпринимательскую и профессиональную деятельность. Этот институт, как правило, реализуется через саморегулируемые организации. Законом определены основные отличительные признаки СРО:
— принцип достаточного представительства субъектов предпринимательской (не менее 25) или профессиональной (не менее 100) деятельности;
— наличие стандартов предпринимательской и (или) профессиональной деятельности, обязательных для соблюдения членами СРО, и контроль за их исполнением членами саморегулируемой организации;
— создание механизмов внесудебного разрешения споров между членами СРО и между членами СРО и потребителями товаров (работ, услуг);
— создание механизма ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам.
Учитывая перечисленное, участники СРО делегируют ей следующие функции:
— выработка стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности;
— выработка санкций за нарушение стандартов и правил;
— мониторинг и контроль соблюдения стандартов и правил;
— применение санкций в случае обнаружения нарушения стандартов и правил;
— разработка и реализация процедуры внесудебного разрешения спорных вопросов (как между членами организации, так и между организацией и ее членами);
— рассмотрение жалоб на членов организации в связи с нарушением ими правил организации;
— внесудебное разрешение споров (прежде всего потребителей) с членами организации и определение компенсации вреда, причиненного вследствие неправомерной деятельности члена СРО по отношению к третьим лицам.

Ключевыми для саморегулируемой организации являются первые пять функций управления, позволяющие отличить ее от других объединений бизнеса. Отсутствие какой-либо из указанных пяти функций свидетельствует о том, что ассоциация бизнеса не является саморегулируемой организацией.

Использование механизмов саморегулирования повышает эффективность деятельности участников рынка и уровень доверия к ним, позволяет снизить издержки на донесение информации о качестве продукции конкретных производителей до потребителей, помогает бороться с кризисными явлениями на рынке и оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию. Участие в саморегулируемой организации привлекательно для бизнеса и профессиональных участников как источник положительной деловой репутации.

Саморегулирование имеет объективные преимущества перед государственным регулированием. Во-первых, оно гибче и быстрее откликается на новые явления и потребности бизнеса в отрасли. Во-вторых, система саморегулирования менее формализована. В-третьих, нормы саморегулирования зачастую более осуществимы, чем законодательство, так как отталкиваются от потребностей реальной жизни и сложившихся отношений.

Можно выделить два перспективных направления стимулирования и поддержки создания саморегулируемых организаций: первое связано с совершенствованием нормативно-правового обеспечения деятельности СРО, второе предполагает формирование саморегулируемых организаций в приоритетных отраслях (к ним, в частности, можно отнести кадастровую деятельность и деятельность технических экспертов в области безопасности дорожного движения).

Закрепление и раскрытие понятия саморегулирования в сфере кадастровой деятельности в федеральных законах «О государственном кадастре недвижимости» и «О саморегулируемых организациях», несомненно, способствует более четкому пониманию статуса СРО кадастровых инженеров специалистами в области земле-устройства, кадастра и технической инвентаризации.

Для подготовки обоснованных предложений по передаче СРО в сфере кадастровой деятельности отдельных полномочий органов исполнительной власти, а также для формирования программы действий по реализации закона о саморегулировании были систематизированы предложения заинтересованных сторон, в качестве которых выступали Роснедвижимость, Министерство экономического развития РФ и некоммерческие организации, желающие получить статус СРО.

Подготовка к внедрению института саморегулирования в сфере кадастра ведется с 2004 г., что позволило уже достигнуть ряда результатов как в законодательной сфере, так и в практике осуществления профессиональной деятельности.

Статья 34 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» закрепляет за кадастровыми инженерами право создавать на добровольной основе саморегулируемые организации. Целями саморегулирования являются обеспечение условий для профессиональной деятельности и установление обязательных для членов СРО правил ее осуществления, выработка деловой и профессиональной этики, контроль за соблюдением установленных правил и стандартов и повышение квалификации кадастровых инженеров.

Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности также наделены правами представлять законные интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, получать от органа кадастрового учета информацию о результатах деятельности своих членов, рассматривать жалобы на действия своих членов и применять в отношении них меры ответственности.

Однако государственные функции по регулированию кадастровой деятельности профессиональным сообществам в настоящее время не переданы, кадастровая деятельность полностью регулируется государством.

В соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» квалификационный экзамен должна принимать комиссия, формируемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, им же будет выдаваться и квалификационный аттестат; государственный реестр кадастровых инженеров должен вести орган кадастрового учета. Такая модель государственного регулирования создает избыточные административные барьеры, сужающие рамки кадастровой деятельности и препятствующие развитию рынка кадастровых услуг.

Представители объединений кадастровых инженеров отмечают, что чиновникам оставлены широкие возможности для проявления субъективного подхода к регулированию кадастровой деятельности, что приводит к ограничению доступа кадастровых инженеров на рынок. Примером может служить произвольная трактовка органами кадастрового учета понятия грубого нарушения кадастровым инженером требований законодательства к выполнению кадастровых работ или оформлению подготовленных в результате таких работ документов. Признание факта грубого нарушения согласно п. 7 ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает аннулирование квалификационного аттестата. В результате складываются условия для необоснованного ограничения конкуренции и ущемления интересов хозяйствующих субъектов и граждан, что приведет к снижению качества кадастрового учета.

Такая ситуация не позволяет решить ни одной из задач, стоящих перед системой организации и ведения государственного кадастра недвижимости, затрудняет защиту законных имущественных прав граждан, делает невозможной их быструю и безопасную передачу, сдерживает развитие рынка недвижимости, затрудняет сбор земельного и иных видов налогов на недвижимость, снижает эффективность территориального управления.

Делегирование отдельных полномочий по регулированию кадастровых отношений саморегулируемым организациям позволит создать условия для развития цивилизованного рынка кадастровых услуг, реального повышения качества кадастровой деятельности и квалификации кадастровых инженеров, обеспечения их имущественной ответственности за результаты выполняемых работ. Саморегулируемым организациям в сфере кадастровой деятельности могут и должны быть переданы полномочия по:
— участию в работе квалификационных комиссий при аттестации кадастровых инженеров, выдаче и аннулировании квалификационных аттестатов;
— ведению реестра кадастровых инженеров;
— контролю за деятельностью кадастровых инженеров.

Передавая указанные полномочия, следует учитывать существующий риск ограничения конкуренции уже со стороны саморегулируемых организаций. При определенных условиях саморегулируемая организация может стать монополистом на локальном рынке кадастровых услуг, при этом обладающим переданными государством полномочиями. Развитие саморегулирования кадастровой деятельности должно осуществляться на основе принципа множественности СРО. Это позволит снизить риск аффилированности с органом кадастрового учета, обеспечит конкуренцию между саморегулируемыми организациями и предотвратит выстраивание новых барьеров для осуществления профессиональной деятельности и развития рынка кадастровых услуг.

В настоящее время разрабатываются методические основы для реализации комплекса мероприятий по замещению государственного контроля и надзора механизмами саморегулирования, формируются предложения по совершенствованию государственной политики и федерального законодательства в сфере создания и обеспечения деятельности саморегулируемых организаций, а также по передаче им отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти. Ряд изменений и поправок, определяющих функции, права, обязанности, порядок функционирования, условия создания и существования саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности, предполагается внести и в ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», как базовый для кадастровых инженеров.

Эти поправки были сформулированы в ходе научно-исследовательской работы по теме: «Разработка предложений по передаче функций государственного контроля (надзора) саморегулируемым организациям», выполненной в 2008 г. в интересах Министерства экономического развития Российской Федерации.

Саморегулируемой организацией кадастровых инженеров должна признаваться некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля деятельности по формированию объектов кадастрового учета, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и объединяющая на условиях членства кадастровых инженеров. Статус саморегулируемой организации кадастровых инженеров приобретается с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров на основании выполнения ею следующих требований:
— объединение в качестве членов не менее 300 кадастровых инженеров, отвечающих установленным требованиям;
— наличие компенсационного фонда;
— наличие коллегиального органа управления, функционально специализированных органов и структурных подразделений;
— наличие стандартов и правил кадастровой деятельности, деловой и профессиональной этики.

Внесение и исключение саморегулируемой организации кадастровых инженеров из единого государственного реестра саморегулируемых организаций должно осуществляться по решению уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в этой сфере. В настоящее время таким уполномоченным органом является Росреестр (постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).

В условиях становления института саморегулирования в сфере кадастровой деятельности необходимо отметить готовность бизнеса к саморегулированию, и сделать это предстоит при сотрудничестве государства, бизнеса и науки.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Кадастровые инженеры, НП
Каталог Авторов:
   - Петрушина М.И.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / г. Москва
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Публикации / Наши издания / Информационный бюллетень / Содержание журналов / №5(72)2009
Организации
Нормы и право
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: ИБ №5(72)2009
Цитирумость документа: 1
20:41:48 18.11 2009   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.093680858612061 sec, Question: 77