Мирком М500 – высокотехнологичный навигационный компьютер, предназначенный для вывода информации на штатный (заводской) или дополнительный автомобильный дисплей включая такие популярные 2DIN магнитолы как Alpine, Pioneer, Kenwood, Clarion и совмещающий в себе возможности полноценного автомобильного навигатора с возможностью подключения гироскопа (для ориентирования в тоннелях и закрытых участках дорог), бортового компьютера с расширенными мультимедиа возможностями и возможностью подключать внешние аудио и видео источники, встроенный сотовый телефон и выход в Интернет. Недавно разработчиками была заявлена новая функция Миркома - теперь он сможет выполнять и роль видеорегистратора. Но, что особенно важно - это первая российская навигационная система данного класса является разработкой российских инженеров и технологов с производством всех приборов на территории России. Автомобильная навигационной система уже выпускается серийно и доступна для покупки в розничных точках продаж. Навигационный бортовой компьютер Мирком М500 уже адаптирован для установки на популярные автомобили, не имеющие в комплектации штатной системы навигации или на автомобили, штатная навигационная система которых не адаптирована к российским условиям ( например автомобили для американского или японского рынка часто не имеют картографии РФ, а подавляющее большинство "карт России" на штатных системах включают в себя только карты Москвы, Санкт-Петербурга и основных магистралей европейской части России годичной давности).
По заявленным возможностям Мирком М500 пока не имеет аналогов на российском рынке и по функционалу перекрывает все штатные системы навигации, поставляемые в Россию, но разработчики не останавливаются на уже достигнутом и внедряют всё новые функции и технологии.
Когда к нам обратились официальные дилеры из компании "Пилот Навигатор" с предложением протестировать новый опытный образец "Мирком" с GPS/ГЛОНАСС чипсетом на борту, мы отложили дела в сторону и приняли это предложение.
И вот перед нами прибор в прочном металлическом корпусе с множеством входных и выходных слотов, по внешнему виду напоминающий детище какого-то конверсионного предприятия - всё очень надёжно и солидно.
Это не очень далеко от далеко от истины, так как первое поколение приборов - Мирком 200 действительно разрабатывалось для нужд государственных структур и потому делались с очень большим запасом прочности, но в тот момент вовсе не были учтены реалии автомобильного рынка. В новом Мирком М500 производители предусмотрели важные при интеграции прибора в автомобиль детали, при полном сохранении габаритов прибора.
На схеме ниже видно, какими возможностями по подключению дополнительных устройств обладает данный компьютер, и мы не будем на этом долго задерживаться.
Встроенный GSM/GPRS модем позволил отказаться от дополнительных проводов и еще одного дополнительного прибора и использовать компьютер как дополнительный сотовый телефон с набором номера на дисплее. Наличие большого количества коммутационных слотов позволяет без труда подключать Мирком М500 к сенсорному управлению уже имеющейся штатной навигационной системы или с помощью дополнительного сенсорного стекла организовать такое управление, там, где оно не было предусмотрено заводом изготовителем. Так же можно управлять функционалом навигационного компьютера и с помощью беспроводной мыши или технологии тач пад используемой в ноутбуках.
Заявленные производителем характеристики впечатляют:
— Процессор ARM 670 MHz
— Оперативная память DDR 128Mb
— Внутренняя память 512 Mb
— Операционная система Windows CE 6R2 Professional русская версия
— Графическое разрешение: 800х600, 800х480, 640х480, 480х234, 400х234
— 2 слота карт памяти: SD/MMC/MMC plus (в некоторых модификациях 1 слот) с поддержкой карт памяти объемом до 32 Гб
— 2 USB порта
— Встроенный 24 канальный GPS/ГЛОНАСС чипсет Navis CH 4706
— Встроенный GSM/GPRS модем ( опционально) для "громкой связи", выхода в Интернет и загрузки информации о "пробках" (предусмотрена возможность подключения высокоскоростных 3G и SkyLink модемов)
— Встроенный гироскоп (опционально), благодаря которому возможна бесперебойная работа навигации в условиях современного города, где часто сигнал GPS слабый или вовсе отсутствует (вблизи высотных зданий, в тоннелях, под мостами и многоуровневыми развязками).
— Вход для стандартного или балансного микрофона
— Вход для подключения внешнего DVD проигрывателя (видео вход и стерео аудио)
— Вход для подключения камеры заднего вида (с возможностью зеркалирования по оси Х)
— Видеовыход - AV, RGB, VGA
— Вход для прямого подключения сенсорного стекла
— Напряжение питания 5-18В
— Диапазон рабочих температур -40 +70 градусов С
— Габаритные размеры 160x85x25 мм
— Вес 0,37 кг
Видно, что производитель готовил свои приборы для эксплуатации в условиях российских реалий - шустрый процессор, неплохой объем памяти, широкий температурный режим, но, как видим, пока подключится к штатной, 24 вольтовой проводке грузовиков не получится, видимо такая задача перед производителем не ставилась.
Появление на рынке прибора с поддержкой ГЛОНАСС очень своевременно ( пока полностью не развёрнута российская космическая группировка, говорить можно только о поддержке, а не о ГЛОНАСС навигации, как это любят освещать в разных СМИ используя модное слово ГЛОНАСС для каких то своих целей). Согласно разным нормативным документам российский государственный и муниципальный транспорт должен оснащаться спутниковыми комплексами с поддержкой отечественной ГЛОНАСС и в сфере мониторинга транспорта рядом российских компания уже были предложены несколько серийных решений. В области автомобильной навигации массово выпускался лишь портативный автомобильный 7 дюймовый навигатор GLOSPACE SGK-70. К сожалению, получилась достаточно неудачная модель, не имеющая собственного аккумулятора, с болтающимся по салону шнуром антенны и постоянно подключенным питанием к тому же построенная на устаревшей корейской платформе с дисплеем очень низкого разрешения. В своём сегменте Мирком М500 GPS/ГЛОНАСС стал первым навигационным устройством с поддержкой ГЛОНАСС и нам предстоит выяснить, чем он отличается от своего родного брата - Мирком М500. Первое и самое важное отличие, конечно же в используемом чипсете. В данном образце Мирком использовал чипсет от российского разработчика компании Navis – модель CH 4706 не новая и далеко не самая миниатюрная, но сегодня она выпускается серийно и уже проверена временем.
Теперь посмотрим, что же покажет отечественный навигационный компьютер Мирком М500, с отечественным чипсетом Navis CH 4706 на японском автомобиле Toyota Land Cruiser LC200, так как Мирком рассчитан на подключение именно к автомобилям данного класса ( имеющим штатный дисплей на борту), но при отсутствии штатного дисплея можно будет установить дополнительно понравившуюся 2DIN магнитолу с дисплеем и подключится к ней . Установка прибора в установочном центре Car Pilot заняла 4 часа ( большая часть времени была потрачена на разборку и последующую сборку салона) и никаких трудностей и непредвиденных ситуаций при этом не возникло, данная операция отработана уже сотнями установок как в тюнинг студиях, так и у официальных дилеров.
Мирком М500 сделан по принципу конструктора, благодаря большому количеству аксессуаров и адаптеров, специально разработанных под различные марки автомобилей максимально облегчается труд инсталлятора и установка в Toyota LC200 это полностью подтвердила.
Всё установлено, подключено, проверено, настроено и собрано и настало время первого включение прибора. Поворачиваем ключ зажигания, нажимаем штатную кнопку MAP и …видим на штатном дисплее интерактивное меню от Мирком, где лёгким движением руки автомобиль трансформер превращается в фирменное меню от Мирком - первое слово которое приходит на ум – прикольно! Можно установить и менее прогрессивное меню, но более привычное меню, а также можно переключится и в прозаичный, но кому то более привычный рабочий стол Windows.
Все функции навигационного компьютера управляются со штатного дисплея при помощи штатного тачскрина, нажатия на экран отрабатываются четко, без каких либо задержек, при этом функционал штатной навигационной системы полностью сохраняется, и перейти в него можно нажатием одной кнопки. Нам даже пришла идея сравнить штатную навигацию от Toyota и навигацию от Мирком, но это замысел мы осуществим позже.
Нажимаем на иконку НАВИГАЦИЯ и через несколько минут система определяет наше точное местопололожение в пространстве и показывает его на очень подробной карте Москвы, где обозначен не только каждый дом с очертаниями и своим уникальным номером, но и объекты POI которые располагаются в данных домах ( на данном приборе использована российская программа Навител, но могут быть установлены и альтернативные программы – российский City Guide или iGO, если есть необходимость путешествовать по России и Европе или просто больше нравится именно данная программа). Но нас больше интересует сейчас, сколько же ГЛОНАСС спутников видит система из тех, что имеются на орбите. Не рано ли пока заявлять о том, что это уже полноценная GPS/ГЛОНАСС система?
К нашему изумлению, навигационная система в сложных условиях ( на достаточно узкой московской улице, с обложным тучами небом ) "захватила" одновременно десять спутников, шесть ( из видимых четырнадцати) из американской группировки NAVSTAR GPS и четыре ( из видимых шести, они на скриншоте с флагом ) из российской ГЛОНАСС. Использовав набор из 6 GPS и ГЛОНАСС спутников необходимых для точного определения местоположения система точно расположила нас на местности. Честно сказать мы были приятно удивлены : "И всё таки она крутится !" ( в смысле, наша спутниковая система работает) и не на выставке с использованием имитаторов сигнала, а на простом массовом продукте российского производства, который установлен на еще более массовом продукте японского производства. А ведь у нас до сих пор даже космический сегмент полностью не развёрнут, но есть отличные новости, недавно был произведен запуск трёх новых спутников ГЛОНАСС, а на 2010 год планируется запуск еще 9 спутников. Но система работает уже сегодня! Мы прекрасно знаем, что проблемы у нас в космической отрасли серьезные и преодолеть их за год - два не получится, но есть проблемы и у американцев (спутник №49 сейчас выдаёт недостоверную информацию, есть они и у японцев, а Европа столкнулась с таким набором сложностей, что до сих пор смогла вывести лишь один спутник на орбиту, и сделал это опять же наш ракетоноситель). К сожалению, отключить "захват спутников" одной из группировок не удастся и проверить смогут ли ГЛОНАСС спутники, не прибегая к помощи американской системы, справится с задачей самостоятельно не представляется возможным, напомним, что для местоопределения требуется три спутника и чётвёртый для поправки и более точного расчёта. Но в Мирком система изначально настроена на использовании сигналов одновременно как от спутников GPS так и от ГЛОНАСС ( например 5 GPS и 3 ГЛОНАСС или наоборот) они дополняют друг друга и на какие конкретно спутники в данный момент ложится задача по определению местоположения по имеющимся в программе данным сказать нельзя. Но исходя из того, что мы видим на диаграммах точность местоопределения должна повыситься ( вот и еще один тест напрашивается . Надо сравнить Мирком М500 GPS с Мирком М500 GPS/ГЛОНАСС и погонять их по самым сложным участкам Москвы ). Но что то мы отвлеклись в теорию, сегодняшний наш тест практический.
Про навигационную программу рассказывать в очередной раз смысла не имеет, в базовой комплектации на приборе стоит "Навител" 3.2.6 с картами РФ. Попробуем проложить маршрут. На таком процессоре маршрут прокладывается достаточно быстро , как это выглядит, можете увидеть сами.
Теперь настало время проверить как работает система оповещения о “пробках” и опробовать весь функционал Мирком М500 во время движения. Интернет через GPRS соединение подключился сразу и через 5 минут загрузилась информация о “пробка” раскрасив всё в разные цвета и пёстрая карта, стала еще пестрей. Интернет работает, пробки загружаются это хорошо. Теперь стоит попробовать работу гироскопа и промчавшись по тоннелям третьего кольца мы убедились в его полной работоспособности, сигнал не пропадал даже на ТТК под Кутузовским проспектом. Пока всё что заявил производитель работает и работает неплохо, всё управляется со штатного дисплея и не вызывает каких то зависаний или подтормаживаний. Система отлично справляется с определением местоположения в пространстве, а при использовании гироскопа позволяет не потеряться даже в тоннелях . Встроенный в Мирком М500 телефон, камеру заднего вида и различный мультимедиа заявленные производителем проверить не удалось, так как в Toyota уже есть данные системы и дублировать их хозяин автомобиля не стал. Но в компании “Пилот Навигатор” предложили нам следующее решение, аналогичный Мирком подключат к автомобильной магнитоле 2DIN которая установлена в офисе компании и там, мы сможем проверить все заявленные функции.
Ну что же так и поступим. Магнитола Kenwood DDX-5022 стандартного размера 2DIN с сенсорным управление всеми функциями стоит в офисе в качестве “подопытного кролика” или проще говоря демо комплекта. Именно на нём проверяются все навигационные устройства предназначенные для такого класса магнитол ( это почётное место мог занять и Pioneer, Clarion или Alpine, а так же ряд устройств классом ниже, но повезло всё таки Kenwood) через штатный вход NAVI Мирком прямо при нас подключили к магнитоле и включили её предоставив нам нажимать на все возможные кнопки.
В офисе компании сигналы GPS, равно как и ГЛОНАСС не доступны, но нам этого уже и не требуется нам интересно до конца проверить все заявленные производителем функции.
Главная кнопка меню это конечно НАВИГАЦИЯ , собственно именно ради неё и ставят подобные системы. А остальной функционал является дополнительным.
Подключаем камеру заднего вида и проверяем её работу, линза у неё изготовлена по технологии “рыбий глаз”, что позволяет получить максимальный обзор, но при этом картинка будет весьма искажена. Но разобрать, что на картинке стоит стол, а за ним сидят люди вполне реально и даже можно различить калькулятор на столе, а значит и на автомобиле в мёртвых зонах за бампером будут видны все посторонние объекты, а значит, парковка и движение задним ходом будет осуществляться более безопасно. Данная функция полностью работает и справляется со своими обязанностями. В новых моделях Мирком уже анонсирован и режим видеорегистратора, но пока он находится в стадии бета тестирования и его мы рассматривать не будем.
Теперь вторая немаловажная дополнительная функция – вывод DVD фильмов на экран. Для этого требуются достаточно серьезные характеристики, видео должно играться чётко и без тормозов.
И с этой задачей Мирком справился достойно. Картинка весьма неплохого качества, учитывая, что никто и не претендует стоя в глухих “пробках” или ожидая кого-то на картинку HD качества. iPOD во всём офисе ни у кого не оказалось, но и его подключение не должно вызвать каких либо проблем.
Есть еще одна дополнительная полезная функция в Мирком М500 – это функция сотового телефона. Функция безусловно полезная по сути в автомобиле появляется еще один телефон ( который знают только самые близкие или выполняющий роль дежурного телефона если на основном кончились деньги), но реализована она оригинально так как функционал сотового телефона получается из встроенного GPRS модема, то вот его при звонке как раз стоит отключить от соединения с Интернет. Пока это реализовано именно так, но обещают, что этот вопрос уже решается и вскоре работать системы будут независимо друг от друга.
Интернет через GPRS пока скоростным назвать нельзя, с ностальгией вспоминаются времена, когда мы в Интернет выходили через Dial Up, но во первых не стоит забывать, что мы находимся в автомобиле и данной скорости хватает, для большинства поставленный перед Мирком задач, и поверьте когда нужно срочно выйти в Интернет, то бурный восторг вызывает и такая скорость тем более, что работает он везде где есть GSM сети. С запуском сетей 3G и 4G и их широким распространением , появятся и соответствующие модемы ( работы в этом направлении уже ведутся), но пока это будущее и заглядывать в него дело не благодарное.
В целом нам Мирком понравился. Надёжный, крепкий прибор позволяющий работать в жёстких условиях автомобильного нутра где перепад температуры с -20 до +25 в течении каких то полчаса зимой не редкость, а летом температура в салоне может подниматься до 60 градусов жары. И как утверждают в компании ни один прибор не отказался работать ни в мороз ни в жару. Интересный получился прибор и судя по дальнейшим экспериментам которые проводит над ним производитель, потенциал у него еще не исчерпан, но об этом пока просили помолчать. Но беспроблемных компьютеров не бывает и как любой компьютер, в котором стоят различные драйвера и операционная система от Microsoft случаются разные казусы которые немного портят общую картину от прибора. Сейчас как раз идёт период выявления и лечения детских болезней, но сотни приборов уже установленных на автомобили различных марок ( в основном это автомобили премиум класса) говорит о том, что свою нишу Мирком занял по праву. Но самый традный факт, что сделан прибор у нас в России, нашими специалистами и с поддержкой российской спутниковой космической группировки ГЛОНАСС. Во время теста нас не покидало чувство того, что прибор уже умеет больше чем все штатные навигационные системы поставляемых в Россию автомобилей ( при том, что стоит он несравненно меньше) мы так и не смогли вспомнить в какой пусть и самой дорогой машине, есть полноценная навигация по России, с поддержкой пробок, выходом в Интернет и использующей сразу две космические группировки для собственного местоопределения. Мы так и не смогли вспоминать подобной системы ни у нас, ни в других странах. А что бы подтвердить данную уверенность мы в ближайшее время проведём тест штатной навигационной системы Toyota и сравним характеристики её с Мирком М500.