– Само по себе объединение нескольких структур – дело затратное и сложное…
– Нам предстояла огромная работа, включавшая как кадровые перестановки, так и обеспечение мест приёма людей, различные технические моменты. Сейчас объединение практически завершено, и накладки и нестыковки с оформлением документов носят единичный характер. Нагрузка увеличилась существенно, но задачи по созданию единой системы учёта и регистрации, поставленные президентом и правительством, успешно выполняются. Самое главное в данном случае – не причинить вреда потребителям наших услуг, облегчить реализацию их конституционных прав и сохранить сложившийся коллектив. С особой тщательностью нужно отнестись и к огромному архиву ведомства – ни один документ не должен быть утерян.
– Как изменится работа присоединённой к Вашей структуре картографической службы?
– На территории Рязанской области до последнего времени не было представителей Федерального управления геодезии и картографии. Приходилось постоянно ездить в Москву за согласованиями. Теперь, как вы правильно заметили, эти функции переданы представителям регионального управления Росреестра. С 1 марта нынешнего года специализированный отдел кадастра и картографии заработает в полную силу.
– К этому же времени [1 января 2013 г] изменится и статус органов БТИ?
– Сейчас по всей стране насчитывается около двухсот отделов технической инвентаризации. Среди них есть региональные и муниципальные органы и даже две частные структуры. Систематизировать их колоссальные архивы очень сложно. Эта процедура требует огромных денег. С 1 января 2013 года все эти отделы, скорее всего, станут структурным подразделением органа исполнительной власти. Возможно, их присоединят к Росреестру. Пожалуй, только после этого может по-настоящему заработать институт кадастровых инженеров.
– Ещё одна актуальная для тысяч рязанцев проблема – оформление земельных участков под многоквартирными домами. Желающим сделать это также следует обращаться в Росреестр?
– Всё, что касается прав на землю и её учёта, относится к нашей компетенции. В данном случае необходимо тесное взаимодействия с муниципалитетами. В наши функции также входит земельный контроль. Если сосед вольно или невольно забрал у соседа лишние 10 квадратных метров, то первичной инстанцией, выполняющей роль арбитра в таких вопросах, являемся мы, то есть Росреестр.
– А на сегодняшний день какой процент земли проинвентаризирован в Рязанской области?
– В районах области он составляет примерно 60%, а в городе – около 40%. На инвентаризацию нужны немалые деньги, а в связи с кризисом государство не рассматривает это как первоочередную задачу.
– Дополнительная нагрузка, связанная с объединением, как-то повлияла на оперативность оказания услуг?
– Мы сократили сроки постановки на учёт с 20 до 5 дней. Договоры по ипотеке по-прежнему рассматриваются за 5 рабочих дней, все сделки с жилой недвижимостью, касающиеся физических лиц, – за 10 календарных дней, хотя законом для всех категорий заявителей на регистрацию отведён месяц. Стоимость оформления, как и раньше, составляет 500 рублей для физлиц и 7500 рублей для организаций. Не исключено, что в ближайшее время ставки могут быть изменены в сторону повышения. Замечу, что цена не менялась почти 12 лет.
– Но очередей, если, например, говорить об отделении в Рязанском районе, всё же порой не удаётся избежать…
– Всё дело в том, что у большинства жителей сельских районов по нескольку земельных участков, в том числе и паёв, и поэтому на регистраторов ложится немалая нагрузка. Увеличить штат мы не имеем возможности, так как это компетенция федерального центра.
– Сколько регистраторов сейчас трудится в Росреестре?
– У нас работает всего 79 высококвалифицированных регистраторов, причём после объединения ведомств мы объединили и штаты. Замечу, что никто не был уволен против желания. Мы предлагали остаться всем.