Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2010/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Как правильно рассчитать стоимость разработки градостроительной документации

А.Н. Береговских (ИТП «Град», Омск)

После того как заказчик сформулирует цели и задачи развития территории, определит ориентировочный состав градостроительной документации, необходимой для повышения эффективности управления регионом или муниципальным образованием, наступает этап подготовки этой документации. Этап весьма важный и ответственный, включающий работы по определению стоимости и времени формирования документов.

Сразу оговоримся, что статья апеллирует не к тем, кто нацелен на формальное исполнение требований законодательства о наличии документов территориального планирования и градостроительного зонирования к установленному сроку (1 января 2012 г.). Мы обращаемся к тем, кто в условиях далекого от совершенства института собственности на землю и низкой социальной ответственности землевладельцев осознает, что город — это не сумма земельных участков, использование и развитие которых осуществляется на основе исключительных прав собственника.

Затраты (средства и время) на создание документации должны определяться на основе требований к содержанию работ в зависимости от типа и состава муниципального образования, степени его урбанизации, площади, числа жителей и вида градостроительной документации. Для формирования цивилизованного рынка услуг в сфере градостроительного проектирования необходимо наличие базовых сборников цен, содержащих среди прочего методику определения стоимости конкретной работы в зависимости от характеристик объекта проектирования. Увы, таких сборников в стране нет. Существует Справочник базовых цен на проектные работы для строительства, утвержденный постановлением Минстроя России в 1995 г., т. е. еще до принятия первого Градостроительного кодекса РФ (1998). Этот справочник не содержит даже упоминаний о таких видах документации, как схема территориального планирования и план реализации документов территориального планирования, правила землепользования и застройки, проект межевания и градостроительный план земельного участка, проект нормативов градостроительного проектирования, проект нормативного правового акта регулирования градостроительной деятельности, проект создания информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Современный состав указанных видов документации (генеральный план и проект планировки) принципиально отличается от того, для которого справочником определены затраты. К таким отличиям относятся: разделение единого документа на утверждаемую часть и материалы по обоснованию; обязательность разработки генплана в границах муниципального образования, а не в границах городской или поселковой черты (в составе одного поселения может быть несколько десятков населенных пунктов); одинаковая детальность проработки всех территорий муниципалитета, а не только селитебной зоны. В указанном справочнике не предусмотрены работы по сбору исходных данных, участию в согласовательных процедурах и проведению публичных слушаний. Само собой разумеется, что нет и намека на автоматизированные технологии, на разработку ГИС- или градостроительных проектов в виде баз данных, основанных на единых требованиях и сопровождающихся специальным программным обеспечением, позволяющим автоматизировать процессы управления развитием территорий с использованием градостроительной документации.

Думаю, что сказанного достаточно для доказательства полной непригодности действующего справочника для калькуляции издержек. Но, как известно, для выделения бюджетных средств финансово-экономическое обоснование планируемых затрат необходимо, а потому заказчики и исполнители, как-то договорившись друг с другом и применяя неведомые законы и формулы, все же рассчитывают стоимость разработки перечисленных выше документов, отталкиваясь от совершенно абсурдных цифр.

В качестве альтернативы мы предлагаем взять средневзвешенную стоимость работ по подготовке каждого вида документов с простейшими характеристиками (определяются на основе опыта современных разработчиков градостроительной документации) и обсудить методические подходы к корректировке этой стоимости с учетом индивидуальных особенностей конкретных проектов через систему поправочных коэффициентов. Поправочные коэффициенты должны отражать как внешние факторы (характеристики объекта проектирования), так и внутренние (содержание разделов проекта, степень их проработки). Актуальность такого подхода очевидна, тем более что в ближайшие два года большинство муниципальных образований так или иначе должны будут разработать и утвердить установленный минимум документации. Но и после этого в условиях развития экономики страны инструменты управления ее территорий будут востребованы.

Приведем пример расчета стоимости разработки генерального плана городского округа, в состав которого входят город (45 тыс. жителей) и пять деревень (по 1 тыс. жителей). Общая площадь территории муниципального образования — 150 км2.

Ориентировочная стоимость разработки полного состава генерального плана — 10 млн руб. Относительная стоимость видов работ, предусмотренных в составе проекта, может быть распределена следующим образом:
— сбор исходных данных по различным направлениям муниципального развития, в том числе натурные обследования (20%);
— разработка электронной структуры проекта и формирование обобщенной информационной базы данных о состоянии и использовании территории и принятых градостроительных решениях (10%);
— выявление зон градостроительных ограничений и отображение их границ на картах, формирование соответствующих объектов в базе данных (3%);
— комплексная оценка и определение задач пространственного развития (5%);
— разработка основных проектных предложений: планировочная организация территории, функциональное зонирование, совершенствование транспортной, социальной и инженерной инфраструктур, развитие производственной деятельности, определение границ населенных пунктов, мероприятия по ГО и ЧС, другие мероприятия (30%);
— согласование основных проектных решений и доработка проектных материалов (7%);
— подготовка материалов утверждаемой части (5%);
— подготовка материалов по обоснованию проектных решений (10%);
— подготовка демонстрационных и презентационных материалов (2%);
— подготовка версии для размещения материалов генерального плана на сайте заказчика (2%);
— подготовка версии для размещения материалов генерального плана в автоматизированной ИСОГД (2%);
— разработка специального ПО и системы требований, обеспечивающих использование базы градостроительных данных в процессах исполнения муниципальных функций и предоставления услуг, а также обучение работе с базой специалистов заказчика (5%).

Анализ приведенной последовательности выполнения этапов проекта и распределения стоимости разработки генерального плана по отдельным видам работ позволяет сделать следующие выводы:
— учитывая соотношение стоимости этапов работ, можно определить время, которое потребуется для их выполнения, и предусмотреть его в календарном плане;
— исходя из состава работ по созданию или корректировке генерального плана, можно определить необходимые финансовые затраты;
— ведение мониторинга базы градостроительных данных в структуре органа, уполномоченного в сфере градостроительной деятельности, обеспечит сокращение финансовых затрат на все корректировки, которые неминуемо потребуются в будущем.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ИТП «Град»
Каталог Авторов:
   - Береговских А.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Омская область
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2010
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №1_2010
Цитирумость документа: 1
16:28:26 15.02 2010   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.019108057022095 sec, Question: 72