Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Наши конференции/Подробно о:/2010.05. Калуга. XVII Всероссийский форум «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы развития»/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Управление градостроительным развитием Калужской области. Основные проблемы и задачи

Попов Владимир Иванович,
заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Калужской области

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере архитектуры и градостроительства. Управление архитектуры и градостроительства министерства выполняет указанные функции.
Доложу собравшимся коллегам о результатах работы в сфере градостроительной деятельности на территории Калужской области
1. Документы территориального планирования.

Схема территориального планирования Калужской области утверждена постановлением Правительства Калужской области от 10.03.2009 № 65. Разработчиком является Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» (Санкт-Петербург).
На территории области 2 городских округа и 24 муниципальных района.
В настоящее время утверждены все генеральные планы городских округов и все схемы территориального планирования муниципальных районов.
При разработке указанных документов мы были вынуждены отказаться от услуг московских и санкт – петербуржских проектных организаций ввиду очень высокой стоимости их услуг. Хочется отметить, что в Калужской области разработкой всех схем территориального планирования районов и генеральных планов поселений занялись организации, которые до этого не имели практического опыта в этой сфере, а именно, проектно-изыскательские организации ОАО «КалугаТИСИЗ» (5 проектов) и ПК «ГЕО» (19 проектов). К своей работе они привлекают специалистов-градостроителей высокого уровня из Санкт Петербурга и Москвы. Хочется отметить большой вклад в успешную организацию работы этих коллективов начальника отдела ПК «ГЕО» Чистову С.Г, бывшего начальника отдела ООО «КалугаТИСИЗпроект» Науменко О.И. На представленных слайдах представлены фрагменты схемы планирования района, Генерального планов городских округов «Город Калуга» и «Город Обнинск», фрагменты генпланов населенных пунктов
Большую роль в сборе исходных данных, разработке, согласовании схем территориального планирования сыграли специалисты органов местного самоуправления, занимающиеся вопросами градостроительства и архитектуры: Ашварина О.В., Баженов А.А, Земеров А.А., Болгов Д.А., Андрейчук Е.Ю., Лаковщикова Н.И., Маркин Н.П., Кулькова Л.Б., Журушкина В.Н. Исаев В.А. и многие другие. Большую поддержку оказали главы администраций и их заместители, такие как, Леонов В.В., Ларин В.Н, Голубев В.Л., Терников В.Н., Чернышов В.Г., Благодатских И.И., Полежаев Н.В., Мальцев Е.М. и другие. Без их поддержки разработка документов была бы очень затруднена.
Большая работа по корректировке документов территориального планирования была проделана специалистами правового управления губернатора, министерствами принимавшими участие в согласовании, специалистами ГО и ЧС по Калужской области за что им отдельное спасибо.
Для согласования документов территориального планирования использовались электронные копии проектов этих документов, размещаемые на информационном портале органов власти Калужской области в разделе «Архитектура и градостроительство», это позволило сократить время согласования, снизить стоимость работ, оперативно исправлять обнаруженные замечания.
Для подготовки документов схем территориального планирования муниципальных районов использовалась единая на всю территории области картографическая основа (местная система координат МСК-40, М 1:50000).
Работы проводились с использованием ГИС MapInfo.
В итоге, Калужская область одна из немногих в России к концу 2009 года почти полностью получила утвержденные схемы территориального планирования муниципальных районов.
Разрабатываются проекты генеральных планов двадцати четырех городских и сельских поселений области.
Утверждены генеральные планы городского поселения «Город Жуков», городского поселения «Город Людиново». Генеральные планы городского поселения «Поселок Воротынск» Бабынинского района, городского поселения «Город Юхнов» Юхновского района, сельского поселения «Село Чубарово» Жуковского района, сельского поселения «Село Хвастовичи» Хвастовичского района разработаны и в настоящее время находятся на стадии согласования.
Разработаны и утверждены генеральные планы населенных пунктов
c. Воскресенское, с. Криуши Ферзиковского района, д. Кабицыно Боровского района, с. Никольское Перемышльского района, д. Тимашово Боровского района, д. Савино Износковского района, п. Еленский Хвастовичского района.

2. Правила землепользования и застройки.

В настоящее время утверждены Правила землепользования и застройки в 246 поселениях области из 293 поселений и городских округов.
Не утверждены правила в 2-х муниципальных районах области: Малоярославецком и Боровском.
Отстающим в вопросе утверждения правил землепользования и застройки к сожалению, является городской округ «Город Калуга», руководители которого не проявляют особого желания утверждать данный документ.

3. Законодательная деятельность.

Постановлением Правительства Калужской области от 07.08.2009 № 318 утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов Калужской области». Данные нормативы были разработаны ГУП Владимирской области «Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро».
Приказом министра утверждены нормативы «Жилые здания». Планируется разработка еще 4 нормативов.
Нами разработаны и приняты следующие законодательные и нормативные акты Калужской области:
Закон Калужской области «О градостроительной деятельности в Калужской области» от 4.10.2004 № 344-ОЗ.
Закон Калужской области «Об административно-территориальном устройстве Калужской области» от 05.07.2006 № 229-ОЗ.
«Концепция формирования рынка доступного жилья в Калужской области на 2005-2010 годы», которая утверждена постановлением Правительства Калужской области от 23.06.05 № 168.
Закон «О реализации статьи 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»,
Порядок ведения реестра административно-территориальных единиц Калужской области.

4. ОЦП «Создание геоинформационной системы Калужской области»и ОЦП «Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области (2007-2010 годы)».

Наше управление приняло активное участие в разработке и реализации областной целевой программы «Создание геоинформационной системы Калужской области», утвержденной законом Калужской области от 1 ноября 2004г. № 371 Оз.
В Управлении создан тематический ГИС-центр и были выполнены работы по следующим направлениям:
• Создание реестра административно-территориальное деления и населённых пунктов Калужской области с привязкой записей БД к электронной карте формата MapInfo масштаба 1:200000,
• Создание реестра автодорог и объектов дорожного сервиса содержащий информацию о мостах, автозаправках, постах ГИБДД, подразделений МЧС с привязкой записей БД к электронной карте формата MapInfo масштаба 1:200000, содержащей слои: автодороги (федеральные, областные, муниципальные), мосты и сооружения, автозаправочные станции, посты ГИБДД, подразделения МЧС.
• Создание реестра памятников архитектуры и градостроительства, содержащий описания и фотографии памятников.
В дальнейшем управление приняло участие в разработке пилотного проекта по созданию РИПД («Российская инфраструктура пространственных данных») и участие в разработке областной целевой программы по применению результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий.
Результаты этих работ используются при подготовке исходных данных для разработки документов территориального планирования.
Участие в реализации областной целевой программы «Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области (2007-2010 годы)», а именно по разработке адресного реестра и по созданию систем информационного обеспечения градостроительной деятельности. Эти работы плавно перешли в работы по созданию региональной функциональной системы обеспечения градостроительной деятельности, которые продолжаются в настоящее время.
На основании результатов работ по этому направлению был разработан административный регламент «Предоставление информации из базового геоинформационного центра градостроительной деятельности», который в настоящее время находится на утверждении.

5. Методическая работа.

Управление проводит работу по разработке различных методических рекомендаций для ОМСУ:
1. Типовые Правила землепользования и застройки. .
2. Технология выполнения схем градостроительного зонирования населенных пунктов на примере Перемышльского района.
3. Экономические расчеты стоимости разработки документов территориального планирования муниципальных образований области. Разработаны макет договора на разработку схемы территориального планирования муниципального района, техническое задание и перечень исходных данных.
4. Методические рекомендации по подготовке и выдаче исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства;
5. Методические рекомендации по ведению адресного реестра.
6. Методические рекомендации по применению статьи №-191-ФЗ .
7. Ответы на вопросы и другие документы.
Кроме этого организована работа по проведению совещаний, семинаров по применению градостроительного и земельного законодательства с работниками ОМСУ. Данная работа ведется по нескольким направлениям:
• Проведение обучающих семинаров в режиме видеоконференций с использованием ВКИКС (высокоскоростной корпоративной информационно-коммуникационной система органов власти КО).
Например, в 2010 году проведены семинары по темам: Состав и содержание генеральных планов, согласование документов территориального планирования, наружная реклама, линейные объекты.
• Проведение выездных семинаров с привлечением СЗАГС;
• Проведение выездных семинаров-совещаний непосредственно в районных центрах.
• Проведение семинаров по тематическим вопросам в Торгово-промышленной палате, ЦНТИ, других образовательных учреждениях.

6. Управлением архитектуры и градостроительства на сайте администрации области создан тематический раздел «Архитектура и градостроительство» на информационном портале органов власти Калужской области включающий темы
- Новости;
- Схема территориального планирования Калужской области;
- Схемы районных планировок;
- Генеральные планы;
- Административно-территориальное деление Калужской области;
- ИСОГД;
- Документы;
- Памятники архитектуры Калужской области;
- Архитектурные проекты;
- Семинары;
- Проверки;
- Справочная информация.
В настоящее время специалистами управления осуществляется его сопровождение (добавление и изменение информации).

7. Контроль градостроительной деятельности.
В соответствии с внесенными изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации начата работа по контролю градостроительной деятельности в муниципальных образованиях Калужской области. Начиная с октября 2008 года, осуществляется контроль по соблюдению градостроительного законодательства органами местного самоуправления области.

8. Проблемы.

8.1. Проблемы разработки документов территориального планирования.
8.1.1. Недостаточность финансирования разработки градостроительной документации.
Разработка документов территориального планирования сдерживается в техническом и организационном отношении, прежде всего, недостатком средств, причем последняя проблема наиболее актуальна для сельских поселений.
Предварительный расчет показал, что для разработки всех документов территориального планирования муниципальных образований Калужской области требуется около 100 млн. рублей, что является непосильной задачей для органов местного самоуправления.
8.1.2. Ресурсный материал. Сведения о природных условиях в документах территориального планирования не могут ограничиваться только полученными в результате инженерных изысканий. Документы стратегического планирования и социально-экономического развития муниципального района, утвержденные представительным органом местного самоуправления, которые должны являться базовыми для документов территориального планирования, как правило, не оценивают весь его природно-ресурсный потенциал, т.к. муниципальные образования не имеет полноценной информации. Именно документы территориального планирования могут и должны являться комплексными документами, которые учитывают и отображают на графических материалах весь ресурсный потенциал территории, который разрознен по разным ведомствам (минерально-сырьевые, лесные, земельные, рекреационные, охотничьи, рыбные, водные ресурсы и т.д.).
8.1.3. Масштабы карт. В Градостроительном кодексе отсутствует понятие о масштабе проектирования на всех уровнях. В схемах территориального планирования РФ (М 1:5 000 000, 1:2 000 000), в схемах территориального планирования субъектов РФ (М 1:500 000, 1:200 000) и районов (М 1:100 000, 1: 25 000) предполагается обязать отображать границы земельных участков объектов. Данная задача невыполнима из-за масштаба объектов и масштаба карт. В генеральных планах нужно отобразить «границы населенных пунктов… с уточнением для передачи в земельный кадастр», в инструкции по межеванию земель требуемое нормативная точность межевания для передачи в кадастр составляет в зависимости от ситуации 5,10,20,50 см,, что не соответствует точности используемых в работе с генеральными планами масштабов 1:10000, 1:2000.
8.1..4. Отсутствие на момент начала разработки актуализированной топографической основы соответствующих масштабов для разработки документов территориального планирования. Наличие различной картографической информации, которая не совпадает друг с другом. Для примера привожу Вам административные границы одного района и границы кадастрового деления этого района. Также необходимо давно решить вопросы с секретностью карт, что сдерживает разработку проектных материалов.
8.1.5. Отсутствие лицензирования работ в области градостроительной деятельности и как следствие выход на рынок организаций с низким уровнем квалификации исполнителей. Я целиком поддерживаю мысль А.Д.Лаппо «НИИПГрадостроительства»: «проектировать общественный туалет должны специалисты, т.к. это влияет на безопасность человека, а проектировать генеральный план крупного города, обязывающий создавать безопасную и удобную среду проживания тысячи людей и условия устойчивого развития территории на десятилетия вперед, может любой «человек с улицы».
8.1.6. Отсутствие научно-методических рекомендаций, детализирующих положения градостроительного законодательства. В настоящее время никто не обеспечивает преемственность градостроительных решений от стадии стратегического территориального планирования до уточнения границ функциональных зон и параметров их развития в проектах планировки территорий и закрепления правового режима использования объектов капитального строительства и земельных участков путём установления видов разрешённого использования объектов недвижимости и их предельных параметров в составе градостроительного регламента территориальной зоны, границы которой устанавливаются по красным линиям и границам земельных участков, установленным проектами планировки и межевания территорий. Отсутствие единой системы требований, в том числе классификаторов объектов капитального строительства, назначения которых соответствуют видам разрешённого использования недвижимости. Это должно исключить действующие в настоящее время противоречия при определении разрешенного использования объектов при их проектировании, вводе объектов в эксплуатацию, кадастровой оценке и налогообложении, регистрации прав.
Ключевыми позициями системы требований должны стать единые классификаторы объектов, содержащихся как в ГКН, так и в ИСОГД.
8.1.7. Сложность, а иной раз невозможность получения исходной информации для разработки документации.
8.1.8. Сложность и бюрократическое громоздкость процедур согласования и утверждения проектов документов территориального планирования. - федеральным законодателем до конца не урегулирована в ГрК РФ процедура согласования схем территориального планирования между вышестоящими и нижестоящими органами власти. ГрК РФ не оговаривает процедуру разрешения конфликтов при согласовании ранее утвержденных документов территориального планирования и позднее утвержденных схем территориального планирования между органами различного уровня власти.
Практика свидетельствует, что предусмотренные процедуры подготовки, согласования, утверждения и опубликования документов территориального планирования требуют упрощения. Например, проектом генерального плана дер. Учхоз Дзержинского района потребовалось откорректировать границы лесного фонда. Так как у граждан имеются документы на землю, а граница лесного фонда в координатах не установлена. Администрация сельского поселения вынуждена направить проект генплана на согласование в Минрегионразвития России. Оттуда пришел ответ о необходимости представления проекта генплана на 28 дисках для отправки его во все федеральные министерства. Вопрос: зачем направлять такой генплан, где требуется на федеральном уровне согласование изменение 0,2 га границ лесного фонда, во все остальные федеральные министерства? Формально Минрегион прав, так требует постановление № 178.
Необходимо упростить процедуру согласования, используя также тот факт, что все проекты документов территориального планирования обязательно размещаются на сайтах и нет необходимости копировать их и направлять письмами в Москву. Можно сделать письмо со ссылку на соответствующий сайт, где размещен проект.
8.1.9. ГрК РФ предусматривает в качестве обязанности органов местного самоуправления создание и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). В настоящих условиях это «мертвое дитя». Наши «нищие» муниципальные образования в наших условиях не способны создать нормально функционирующую ИСОГД. Для создания такой системы в идеале требуется принятие всех документов территориального планирования и градостроительного зонирования, обновление картографического и топографического материала, обучение сотрудников, программное оборудование, что обусловливает выделение серьезных финансовых средств, бюджеты малых городов свободными средствами в таких размерах не располагают.
Практика территориального планирования требует создания ИСОГД на федеральном и региональном уровнях. Отсутствие указания на это в ГрК РФ должно быть исправлено федеральным законодателем, так как реальной проблемой территориального планирования является отсутствие баз взаимного информационного обмена между органами государственной и муниципальной власти, отвечающими за территориальное планирование. Создание федеральной ИСОГД с интеграцией данных регионального и муниципального уровня способствовало бы взаимодействию организующих субъектов, ответственных за территориальное планирование.
Поэтому мы поддерживаем идею о дополнении Градостроительного кодекса положениями о создании трехуровневой ИСОГД.
8.1.10. Управление в сфере градостроительства. Необходимо в корне менять политику территориального развития. Федеральный центр самоустранился от вопросов массового строительства жилья, иных социально важных объектов. Между тем миграционные процессы ярко свидетельствуют о необходимости реализации специальных жилищных программ.
Основой социально-экономического развития являются документы социально-экономического планирования, в том числе и документы территориального планирования. Основополагающим документом планирования региональной экономики должна стать Стратегия социально-экономического развития. Необходимо объединение проблем экономики, природных ресурсов, демографии и расселения в одном документе. На региональном уровне он должен представлен двумя документами: Стратегия социально-экономического развития региона и Схема территориального планирования.
8.1.11. Сдерживающим фактором при разработке указанных документов является отсутствие федерального законодательства в сфере административно-территориального устройства . Единственным действующим нормативным правовым актом является Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР». Государственная статистика до сих пор ведет учет таких образований как сельские советы, которых на территории Калужской области давно не существует. Несоответствие законодательства по местному самоуправлению и административно-территориальному устройству не позволяет решать многие вопросы в территориальном планировании.
Например, очень сложным является вопрос об установлении административных границ, границ кадастровых кварталов, границ земель различных категорий. Очень сложные проблемы с границами лесного фонда, которые никогда ни кем не устанавливались, имеются многочисленные наложения и спорные вопросы.


Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Технологии
Тематич. разделы / Картография, ГИС
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Инфраструктура ПД
Наши конференции / Подробно о: / 2010.05. Калуга. XVII Всероссийский форум «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы развития»
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / Калужская область
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Материалы XVII Всероссийского форума «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы развития» 21:34:11 01.07 2010   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.023032903671265 sec, Question: 94