«Время союза»: Белоруссия сделает ГЛОНАСС в 15 раз зорче
На сайте интернет-газеты «Время союза» размещена статья «Белоруссия сделает ГЛОНАСС в 15 раз зорче», посвященная совместным разработкам России и Республики Беларусь для проекта ГЛОНАСС. Ознакомиться с текстом публикации полностью можно по ссылке - http://vreso.ru/vreso/detail.php?ID=11787
Союзная программа двух государств «Космос-НТ», рассчитанная на период до 2011 года, должна вывести космическую отрасль Союзного государства на качественно новый уровень, а совместная работа российских и белорусских ученых обеспечит потребителей Белоруссии и России более качественной связью, навигационной и мониторинговой информацией.
В реализации союзных космических программ задействовано более 60 организаций с белорусской и российской стороны, в том числе предприятия и институты Российского авиационно-космического агентства, РАН и другие. Белоруссия представляют равнозначные партнеры: институты и организации Национальной академии наук, предприятия Министерства промышленности и т. д.
Полноценное развертывание ГЛОНАСС будет окончено к концу 2010 года, когда к космическим аппаратам второго поколения на орбите присоединится первый навигационный спутник нового поколения типа «Глонасс-К». Его запуск планируется в декабре. Если российская сторона выводит спутники на орбиту, то Республика Беларусь развивает наземный сегмент сопровождения — комплекс аппаратуры, которая принимает информацию со спутника и позволяет использовать ее дальше, например для контроля работы транспорта.
Первоначально ГЛОНАСС мог самостоятельно определить положение объекта с точностью до 30—50 метров, но разработанные в Белоруссии контрольно-корректирующие станции позволяют увеличить точность координат до пяти метров. Уже сейчас точность доведена до 5,5 метров, а в 2011 году этот показатель будет улучшен до 2,8 метров. Некоторые специалисты не обходятся и этим, обещая для ГЛОНАСС 2,2 метра точности. В любом случае, с переходом на спутники «Глонасс-К» возможности российской системы станут сопоставимы с американской GPS — единственной развернутой зарубежной навигационной системой.
В Республике Беларусь уже сейчас производятся приёмники, способные принимать одновременно американский GPS и российский ГЛОНАСС. Когда появится ещё и европейская Galileo, белорусские предприятия намерены выпускать приборы, позволяющие использовать все три эти системы. Это отрадно, поскольку печальный опыт опоры «на одно крыло» уже имеется: во время иракской войны американцы выключали GPS для массового пользователя и намеренно снижали в районе конфликта разрешение системы для приемников, не оборудованных системой «свой—чужой». Это еще раз доказывает, что нельзя ориентироваться только на одну систему, поэтому сообщество с нетерпением ожидает полноценного развертывания ГЛОНАСС.
Навигационную систему, которую с полным правом можно называть «союзным продуктом», ждут и транспортники двух стран. По союзной программе «Космос-НТ» разработаны системы для отслеживания логистических маршрутов, в частности по трассе Москва—Брест. Почти все автомобили белорусских перевозчиков, работающие на этой трассе, обеспечены ГЛОНАСС, и она показывает свою высокую эффективность.
В рамках еще одного проекта Союзного государства — по развитию системы автоматизированного контроля за движением транспортных средств — транспортные средства белорусских и российских перевозчиков планируется оснастить тахографами с использованием ГЛОНАСС.
«Значительная часть грузов в Белоруссии и России перевозится автомобильным транспортом, и при этом довольно частыми являются дорожно-транспортные происшествия. В числе основных причин ДТП — нарушение водителями правил дорожного движения, а также несоблюдение ими режимов труда и отдыха, — напоминает заместитель Госсекретаря Союзного государства Василий Хрол. — В Европе и во всем мире коммерческий автотранспорт, который перевозит грузы и пассажиров, оснащен цифровыми тахографами. В Союзном государстве планировалось оснастить этими приборами коммерческие транспортные средства к 2010 году. Но мы решили пойти еще дальше и сделать доступными нашим транспортникам навигационные цифровые тахографы».
Василий Хрол пояснил, что в такой тахограф будут заноситься карты местности с автомобильными дорогами: «Точность ГЛОНАСС позволит определить, где водитель нарушал скорость или, к примеру, выезжал на встречную полосу. В памяти прибора будет регистрироваться также информация о соблюдении автоперевозчиком режима труда и отдыха — эти данные всегда можно снять и проконтролировать».
Пока отечественными навигаторами в основном оснащаются спецслужбы и государственный транспорт Белоруссии и России. Первым городом страны, где общественный транспорт в массовом порядке будет оснащён ГЛОНАСС, станет Сочи.
Новую систему активно внедряет в свою жизнь и милиция. Уже начат перевод на услуги обеспечения «НИС—ГЛОНАСС» в МВД: более 20 тыс. машин уже подключено. С помощью этой аппаратуры уже было раскрыто 194 преступления. Кроме того, оснащение автотранспорта навигационными приемниками позволит значительно сократить смертность в ДТП, ускорив на 30% прибытие к месту происшествия сил реагирования — так может быть использован «золотой час», в течение которого после дорожно-транспортного происшествия еще можно помочь пострадавшим в аварии. Как заявил глава МВД России Рашид Нургалиев, системы отечественной навигации будут использоваться во всех субъектах Российской Федерации.
Год назад вице-премьер Сергей Иванов предложил использовать навигацию для фиксации нарушений ПДД и автоматического оповещения о них ГИБДД. Правда, для реализации данного механизма требуется разработать соответствующую законодательную базу. Но уже активно разрабатывается т. н. «интеллектуально-транспортная» система Москвы с применением навигационных систем, которая позволит уменьшить пробки и улучшить транспортную ситуацию в городе.