14 сентября появилось сообщение о том, что российская навигационная спутниковая система ГЛОНАСС и система экстренного реагирования при авариях на дорогах «ЭРА-ГЛОНАСС» могут быть использованы для того, чтобы помочь правоохранительным органам определить, по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие.
По словам коммерческого директора компании «М2М телематика» Андрея Платонова, технологии «ЭРА-ГЛОНАСС» помогут точно определить виновника автодорожного происшествия. Новые системы наблюдения могут четко фиксировать местоположение автомобиля на дороге, его скорость, движение и момент торможения.
Однако эксперты высказывают сомнения в возможности реализации данного проекта, по крайней мере в ближайшем будущем. Вот как прокомментировал данное сообщение Михаил Каштанов, специалист отдела развития Группы компаний «Эшелон-Геолайф»:
«Как и у любого иного вопроса, в применении «ЭРА ГЛОНАСС» для расследования причин ДТП есть несколько аспектов.
Первый – это назначение системы. Целью создания «ЭРА ГЛОНАСС» является спасение жизней пострадавших в ДТП. От скорости сообщения о катастрофе и точности определения координат происшествия зависит, насколько быстро спасатели и медики сумеют добраться до места трагедии и оказать помощь раненым. Тут главное, чтобы вторичная функция была реализована не в ущерб основной, ведь речь идет о жизни и здоровье людей.
Второй аспект – это точность определения местоположения. Развертывание сети корректирующих станций потребует серьёзных вложений и не менее серьёзного времени. А между тем, даже состав орбитальной группировки пока недостаточен для полномасштабного функционирования системы. В будущем, безусловно, сеть ГЛОНАСС достигнет такого уровня развития, что позволит обеспечить точность местоопределения в считанные метры. И вот тогда уже можно будет говорить о создании схемы ДТП на основании показаний автомобильного терминала, названного «черным ящиком». Большим подспорьем станут значения скорости перед столкновением и данные о направлении движения. Но сейчас, пока система находится на стадии становления, говорить о столь амбициозных проектах в настоящем времени явно преждевременно.
И наконец, не стоит забывать о третьей стороне проблемы – законодательном обеспечении, которое позволит признавать показания данных устройств юридически легитимными. Здесь не обойтись без исследований точности позиционирования, уже с задействованными корректирующими станциями и прочими мерами её повышения. Возможность предоставления записи «черного ящика» в качестве доказательства должна быть прописана в законе. Приборы, показания которых будут использоваться в качестве доказательства в суде, должны будут иметь гарантированные значения погрешности, и как следствие, должны будут проходить поверку с определенной периодичностью. В противном случае, вместо полезной и правильной инициативы, мы получим фарс, участие в котором государства может дорого стоить его инициаторам.
Подводя итоги, возможна ли реализация данного проекта? Да, конечно возможна. Но делать это надо последовательно, совмещая подготовку правовой базы с развитием национальной спутниковой навигационной системы и проектов на её основе».