«Ведомости»: в Кремле разрабатывают проект территориальной реорганизации страны: вместо 83 регионов в России будет создано 20 агломераций
На сайте газеты «Ведомости» размещена статья «Передел России», посвященная возможной реорганизации территориального деления РФ. Ознакомиться с текстом публикации полностью можно по ссылке - http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/249680/peredel_rossii
Россияне будут жить не в 83 регионах, как сейчас, а в 20 агломерациях, где концентрируются ресурсы. Эта идея может войти в предвыборную кампанию Дмитрия Медведева, полагают эксперты
В Правительстве и Администрации Президента работают над совершенствованием территориальной организации России, знают три чиновника правительства. Эта тема может прозвучать в послании Федеральному собранию, полагают два из них. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова не стала подтверждать или опровергать информацию «Ведомостей»: «Практики комментировать идеи, которые могут быть в послании, нет».
«Менять карту страны — нужная, но непростая задача, делать все нужно крайне аккуратно, любой передел приведет к борьбе за инвестиционные ресурсы», — предупреждает чиновник правительства.
«Ведомости» ознакомились с предложениями о переделе карты России.
Нынешняя территориальная организация несовершенна, говорится в документе: территориальные органы федеральных органов власти находятся не там, где нужно, а там, где есть лимиты на предельную численность сотрудников, оптимизация сети школ, поликлиник, больниц, почты, отделений Сбербанка снижает качество жизни на сельских территориях и в малых городах. Из-за погони за показателями бюджетных расходов ослабляется территориальная политика государства. Власти субъектов сами решают, какой населенный пункт сельский, а какой — городской. Например, в Краснодарском крае есть село численностью 48 000 человек (Каневское), а в Приморском — городское поселение из 160 человек (Горненское).
Надо наводить порядок, говорится в документе: ввести критерии численности населения для городов и поселков и установить единые критерии размещения территориальных федеральных органов.
Сейчас 90% городов России — малые города с населением до 100 000 человек, половина из которых монопрофильные: их производство адаптировано к одному сегменту рынка. Из-за этого в стране кризис городского расселения: население большей части моногородов законсервировано, возможности для восстановления его потенциала нет. Число жителей не растет, институты социализации городского типа (школы, институты, театры, музеи) почти отсутствуют.
Развивать малые города бесперспективно, сказано в документе. Надо идти другим путем: создать общие условия для ускоренной миграции населения из монопрофильных городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу.
Горожане уже давно сами расселяются по экономическим законам, это надо институализировать. Тенденции таковы: доля городского населения растет, но его численность снижается из-за общего снижения населения России (на 0,1% в год), растут и ускоренно развиваются крупные и сверхкрупные города за счет малых, а не за счет сел, как раньше. К 2025-2030 гг. из-за сокращения абсолютной численности городского населения примерно на 15% только шесть крупных городов могут рассчитывать на небольшой рост населения: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Самара. Миллионники Омск, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь будут уменьшаться.
Пришло время решать, говорится в документе, сохранять ли провинциальную городскую систему России, которая за последние годы потеряла более 20 000 населенных пунктов, или сосредоточить ресурсы для привлечения инвестиций и модернизации.
В документе приводится примерный каркас поселенческой структуры России, он будет состоять из 20 крупных агломераций с населением более 1 млн человек. Крупные города уже стали центрами регионального развития, ключевыми точками освоения и удержания значительных территорий. Образовать высокоурбанизированные территории можно за счет межгородских пространств: единая скоростная система общественного транспорта, вынос производств за пределы центров агломерации, переселение людей в пригороды, формирование общего торгового, образовательного и культурного пространства.
Создание агломераций не требует механического объединения населенных пунктов, необязательно создавать единое муниципальное образование, сказано в документе: нужно координировать планы территориального и инфраструктурного развития, предоставить свободный миграционный режим.
Основа новой экономики — трехмиллионные агломерации, сказано в документе: «Здесь на основе достижения критической массы интеллектуальных ресурсов формируется инфраструктура знаний, реализуется новая модель городского управления и концепция креативного города». В новой модели городского управления будут нужны сити-менеджеры, развитая электронная система взаимодействия, многофункциональные центры предоставления городских сервисов и публичных услуг.
Агломерации не убьют малые города, пишут чиновники, наоборот, будут способствовать их развитию и созданию новых городов. «Новограды должны быть заново созданными, иметь системно спланированную инфраструктуру с заданными свойствами эффективности: организация транспорта, энергетическая самодостаточность на основе возобновляемых источников энергии, экологическая эффективность, комфортная планировочная структура городского пространства», — говорится в документе. Новограды могут создаваться по инвестиционным проектам малоэтажного строительства на площади 400-450 га, их может быть создано 50.
Развитие агломераций — естественный процесс во всем мире, говорит директор Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина, Россия даже с некоторым опозданием присоединяется к нему, а основная задача власти — помогать формировать инфраструктуру точек роста там, где есть объективные предпосылки для формирования агломераций.
Политолог Евгений Минченко считает, что эта инициатива носит больше предвыборный характер — нужно затеять большую реформу, чтобы продемонстрировать: страна не в застое, движется к чему-то большому и лучшему.
Группа депутатов ЛДПР внесла в Думу законопроект, позволяющий менять границы региона, если этот процесс инициируют Госдума и Совет Федерации. Сейчас такое решение принимают региональные заксобрания, утверждает Совет Федерации. Человек, близкий к администрации президента, говорит, что до сих пор прецедентов было несколько и все они касались передачи одного муниципалитета: радикальный пересмотр границ законодательством не урегулирован.