Институт экономики города: заключение на проект ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ
На сайте организации размещено заключение Института экономики города на проект Федерального закона (№ 369212-5 – во втором чтении, текст по состоянию на 09.12.10) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования».
Как говорится в заключении, законопроектом предлагаются концептуальные нововведения и иные изменения по отношению к действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ):
1) предлагается изъять из генеральных планов цели и задачи, перечень мероприятий и указание на последовательность их выполнения;
2) номинально сохраняется, но фактически упраздняется институт совместного территориального планирования, осуществляемого различными органами власти;
3) предлагается ввести «федеральные нормативы градостроительного проектирования».
4) другие изменения.
По мнению Института экономики города, анализ показывает, что указанные нововведения возникли на концептуально неверных основаниях, содержат внутренние противоречия, а также противоречия общей логике и технологии территориального планирования.
1. Законопроект содержит противоречия общей логике и противоречия технологии территориального планирования, возникающие в связи с предлагаемым изъятием из генеральных планов целей и задач, перечня мероприятий и указаний на последовательность их выполнения.
2. Законопроект номинально сохраняет, но фактически упраздняет институт совместного территориального планирования, осуществляемого различными органами власти.
3. Законопроектом предлагается ввести «федеральные нормативы градостроительного проектирования», что будет иметь негативные последствия для процесса трансформации российских городов и для становления эффективной системы градорегулирования.
4. Законопроектом предлагается новый вид документации по планировке территории – «проект застройки квартала», которому нет места как отдельному правовому понятию в силу логики законодательства и логики планировки.
5. Законопроектом вводится новое определение понятия «красные линии» и вводится определение понятия «квартал» - определения, которые содержат противоречия.
6. Статья 7 законопроекта вводит дискриминационную норму в отношении муниципальных образований, для которых проекты генеральных планов подготавливаются не на основании муниципальных контрактов, а в соответствии с действующим законодательством муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными автономными учреждениями.
В этом отношении законопроект утверждает неправомерный принцип - «закон имеет обратную силу».
Вывод: ввиду наличия противоречий требованиям рациональной организации процесса территориального планирования, внутренних противоречий законопроект в его нынешней редакции может привести к серьёзным деструктивным последствиям на практике, и потому нуждается в доработке.