Рынок космических данных ДДЗ в России в 2009 г. с оценкой тенденций развития в период 2004–2009 гг.
Обзор подготовлен на основе информации, предоставленной отечественными компаниями — поставщиками данных космического зондирования Земли на российский рынок по итогам 2009 г.
Сведения в обзоре приведены с разбивкой по категориям данных (сверхвысокое, высокое и среднее разрешение) и видам сенсоров. Исключение составляет блок сведений, полученный от ИТЦ «СКАНЭКС», который содержит только общие цифры объемов поставок по категориям данных. Все количественные показатели соответствуют стоимости первично поставленных в Россию данных и не учитывают вторичных продаж и стоимости обработки информации, выполненной внутри страны.
Приведенные сведения свидетельствуют об общем росте рынка данных ДЗЗ, хотя и указывают на некоторый спад продаж в 2009 г. С нашей точки зрения, последний факт отражает не только известные экономические причины, но и более корректное предоставление сведений по продажам со стороны участников опроса, позволившее исключить взаимную торговлю данными между поставщиками.
В связи с тем, что материалы космической съемки высокого разрешения с российского спутника «Ресурс-ДК1» используются для обеспечения соответствующей информацией федеральных и региональных органов исполнительной власти на безвозмездной основе (85% ресурса спутника), для сравнения объемов предоставления данных со стороны Научного центра оперативного мониторинга Земли ОАО «Российские космические системы» (НЦ ОМЗ) принята в качестве эквивалента стоимость данных, получаемых с иностранных КА с близкими характеристиками (IKONOS, EROS-A1, KOMPSAT, SPOT 5), а также рыночная цена реализации данных со спутника «Ресурс-ДК1» по контрактам с иностранными потребителями (6–8 долл.).
С учетом подобного подхода динамика поставок данных сверхвысокого разрешения (до 2 м) НЦ ОМЗ по КА «Ресурс-ДК1» выглядит следующим образом (здесь и далее — тыс. долл. США): 2006 г. — 8999,04; 2007 г. — 20 685,784; 2008 г. — 16 971 и 2009 г. — 19 655,4, что в принципе соизмеримо с объемами поставки всех зарубежных данных космического зондирования в Россию. Поставки данных среднего разрешения со спутников: «Метеор-3М» №1, «Океан-О», «Ресурс-01» (сенсоры МСУ-Э, МСУ-В) составили в денежном эквиваленте в 2004 г. — 45,951; 2005 г. — 7,414.
Следует отметить, что в настоящее время некоторые зарубежные операторы космической информации из числа компаний — собственников спутников практикуют приобретение снимков напрямую (через Интернет). Примером может служить «электронный киоск» RapidEye AG (Германия; http://kiosk.rapideye.de/). Тем не менее, с точки зрения ГИС-Ассоциации, эти возможности для российских пользователей достаточно ограничены, что обусловлено целым рядом факторов:
— нерешенностью вопросов секретности данных сверхвысокого разрешения;
— сложностью оформления уплаты НДС при покупке;
— особенностями российского законодательства в плане распространения положений гл. 4 Гражданского кодекса РФ на данные дистанционного зондирования Земли и несоответствием их нормам международного права (возможность нарушения лицензионных и авторских прав при передаче данных ДЗЗ третьим лицам, их незаконного копирования и распространения и т. д.).
ГИС-Ассоциации не известны случаи прямой покупки данных космического зондирования Земли сверхвысокого и высокого разрешения в 2009 г.
Обращаем внимание читателей на то, что вопросы качества данных космического зондирования Земли в настоящем обзоре прямо не освещаются. Основные итоги 2009 г. в форме экспертных оценок руководителей компаний — продавцов данных космического зондирования Земли представлены в заключительной части обзора. С.А. Миллер, ГИС-Ассоциация
В таблицах используются следующие символы и понятия: — символ «—»означает, что соответствующие данные не были предоставлены участником опроса; — эксклюзивный дистрибьютор — фирма, предприниматель, осуществляющие оптовую закупку определенного вида товара (продукции) и имеющие эксклюзивные права сбыта этого товара (продукции) на определенных региональных рынках; — дистрибьютор — фирма, предприниматель, осуществляющие оптовую закупку и сбыт товаров (продукции) определенного вида на определенных региональных рынках; — дилер — физическое или юридическое лицо, закупающее товар (продукцию) оптом у дистрибьютора и торгующее этим товаром (продукцией) в розницу или малыми партиями; — партнер — юридическое или физическое лицо, закупающее значительное количество товара (продукции) в рамках конкретных совместных проектов, в том числе для использования этого товара (продукции) третьими лицами.
Источник: за основу приняты определения, приведенные в справочном издании «Современный экономический словарь» (Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, М.: ИНФРА-М, 2006), скорректированные ГИС-Ассоциацией исходя из специфики оборота данных космического зондирования Земли.
1С учетом пересчитанных в денежном эквиваленте по площади бесплатных поставок НЦ ОМЗ органам государственной власти. Для сравнения объемов предоставления данных со стороны НЦ ОМЗ принята в качестве эквивалента стоимость данных, получаемых с иностранных КА с близкими характеристиками (IKONOS, EROS-A1, KOMPSAT, SPOT 5), а также рыночная цена реализации данных КА «Ресурс-ДК1» по контрактам с иностраннымипотребителями (6–8 долл.).
2Без учета данных ИТЦ «СКАНЭКС», «Гео-Надир» и «ПРАЙМ ГРУП», которые представили сведения по итогам 2009 г. только по общему объему продаж данных сверхвысокого, высокого и среднего разрешения. 3Без учета данных ИТЦ «СКАНЭКС», «Гео-Надир» и «ПРАЙМ ГРУП», которые представили сведения по итогам 2009 г. только по общему объему продаж данных сверхвысокого, высокого и среднего разрешения.
4С учетом пересчитанных в денежном эквиваленте по площади бесплатных поставок НЦ ОМЗ органам государственной власти. Для сравнения объемов предоставления данных со стороны НЦ ОМЗ принята в качестве эквивалента стоимость данных, получаемых с иностранных КА с близкими характеристиками (IKONOS, EROS-A1, KOMPSAT, SPOT 5), а также рыночная цена реализации данных КА «Ресурс-ДК1» по контрактам с иностраннымипотребителями (6–8 долл.).