АНО БТИ: Кадастр строений и сооружений есть. Не надо его уничтожать
На сайте АНО БТИ размещена статья "Кадастр строений и сооружений есть. Не надо его уничтожать", посвященная анализу закона о государственном кадастре недвижимости. Ознакомиться с публикацией полностью можно по ссылке - http://www.anobti.ru/arc/2010/10121300.shtml
В БТИ РФ с 1927 г. ведется кадастр строений и сооружений, т.е. кадастр недвижимости на землях населенных пунктов (категория 2) и промышленности (категория 3). Конечно, кадастр надо совершенствовать, но не путем передачи лицам, не знающим что это такое. Они его просто уничтожат. Как дети игрушку.
Закон о государственном кадастре недвижимости (№221-ФЗ) вроде бы вступил в силу с 2008 г.
Однако по отношению к строениям и сооружениям вначале он должен был вступить в силу с 2010 г., но затем этот срок был отодвинут до 2013 г.
Не смотря на это, закон де-факто применяется по отношению к строениям и сооружениям. Так, регистрация прав не производится без кадастрового паспорта постройки, хотя кадастра нет, а форма кадастрового паспорта изменчива и ветрена как погода в апреле.
Если учесть, что до 2013 г. закон №221-ФЗ должен сам покончить с собой до 1 января 2012 г. и будет заменен симбиозом из двух законов, то №221-ФЗ будет единственным уникумом, который утратит силу не вступив в силу. Интересно, что за 2 года своего не вступившего в силу действия, в него было внесено столько изменений по отношению к не вступившим в силу отношениям, что первоначальная редакция закона растворилась среди изменений с образованием еще более жуткого изврата, чем в первоначальной редакции.
Желая успехов в разработке нового закона о кадастре и регистрации прав, АНО БТИ считало бы необходимым напомнить разработчикам о необходимости определиться, на самой первом этапе, с целями ведения кадастра недвижимости, так как по своему смыслу кадастры применяются и будут применяться как минимум еще в двух следующих пересекающихся сферах деятельности:
1. Управление (регулирование);
2. Налогообложение.
По мнению экспертов АНО БТИ цель кадастра недвижимости можно было бы сформулировать так:
"Государственный кадастр недвижимости вводится и ведется для цели государственного учета единиц недвижимости.
Показатели учета (элементы единиц недвижимости) должны позволять решение задач в области хозяйственного управления, регистрации прав, налогообложения и в иных областях деятельности прямо указанных в законе".
Понятие о кадастре как о своде сведений универсальной области применения, - это сновидение. Не надо конкурировать с энциклопедиями. Чем больше целей - тем больше показателей учета. При универсальной бесцельности число показателей учета бесконечно.
Считая преждевременной, до формулировки цели, дальнейшую детализацию положений законопроекта, тем не менее, теория учета требует принять во внимание хотя бы следующее:
1. Различие природы понятий "недвижимость" (область права), "основное средство" (область хозяйственного управления) и "единица (объект) налогообложения".
Соответственно, формулировка понятия "кадастровая единица" должна удовлетворять всем трем названым областям использования. Такое возможно при выделении в едином кадастре специализированных кадастров (аналогично плану счетов и статьям бухбаланса), в разрезе категорий земель (сельскохозяйственные, населенных пунктов и др.). В этом смысле кадастр является активом баланса, т.е. группировкой средств.
Пассивы баланса (группировка источников) выходят за рамки кадастра и касаются учета хозяйствующих субъектов, а не объектов права (кадастровых единиц);
2. Термин "Регистрация прав" некорректен в том смысле, что наличие прав фиксируется в различных документах, которые сопоставляются не правам как таковым, а кадастровым единицам.
Иными словами, право (документ о праве) является таким же показателем учета (элементом учета) кадастровой единицы, как и показатель площади, или указание реквизитов правообладателя.
Кадастр, как и любая статистическая таблица, является матрицей, но, в силу наличия цели, не допускает транспонирование (замену столбцов на строки). Порядок ведения кадастра, в т.ч. копирование и передачу данных, недопустимо отождествлять с порядком ведения делопроизводства на различных носителях (электронные, бумажные, пленочные и др.).
В завершение хотелось бы указать на третью, в дополнение к дорогам и еще чему-то там, российскую беду, а именно любовь к бесцельному планированию и прожектерству, при игнорировании реальности и с последующим забвением начатого. Начали вести земельный кадастр - и бросили. Попытались вести ГКН - не получилось. Теперь вот, если верить руководству Росреестра и МЭР, планируют создать некий новый кадастро-реестр (слушай пресс-конференцию 2 марта 2009 г.).
Прожектируйте на здоровье, но не ломайте то, что создано усилиями нескольких поколений и показало свою практическую пользу и пригодность. Лучше удовлетворительное решение, но своевременное и реализуемое, чем энциклопедически отличное, но нереальное.