На сайте «Наука и технологии РФ» размещена статья Владислава Новикова «Перспективы ГЛОНАСС», в которой своими соображениями о будущем системы делится генеральный конструктор ГЛОНАСС Ю.М. Урличич. Ознакомиться с публикацией полностью можно по ссылке - http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=36017
Об истории создания ГЛОНАСС, перспективах развития и социальных проектах на базе этой системы, которые планируется развернуть в ближайшем будущем, рассказал её генеральный конструктор Юрий Урлучич в лекционном цикле «Трибуна Академии наук в Политехническом».
В последнее время определение географических координат становится не только профессиональной задачей, но и бытовой необходимостью. Большинство гаджетов сегодня имеет встроенный навигатор, принимающий сигналы навигационной системы. Раньше рынок был монополизирован американской GPS, теперь появляется всё больше навигаторов, работающих в отечественной ГЛОНАСС – глобальной навигационной системе. Она позволяет решать навигационные задачи по всему миру. Треть продукции компании Trimble, международного производителя высокоточной геодезической и навигационной аппаратуры, использует сигналы ГЛОНАСС. Руководство одной из ведущих мировых компаний по выпуску геодезического оборудования фирмы Leica Geosystems AG утверждает, что возможность работы с российской ГЛОНАСС позволила повысить быстродействие лучшей в мире GPS-аппаратуры.
Создание отечественной глобальной навигационной системы началось ещё в прошлом столетии. Её первый космический аппарат запустили в 1982 году, а к 1995 году сформировали орбитальную группировку – 24 аппарата.
Тогда же решили использовать ГЛОНАСС в гражданских целях. Однако в конце 90-х годов начался системный кризис, и в 2001 году уже решался вопрос, нужна ли нам, в принципе, своя навигационная система или достаточно американской GPS. Тем не менее руководство страны решило продолжить создание отечественной орбитальной группировки и запустило федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система».
С момента запуска первого спутника системы орбитальные аппараты заметно эволюционировали. Если ресурс первых составлял три года, то модернизированные аппараты ГЛОНАСС-М – основа сегодняшней орбитальной группировки – имеют семилетний ресурс. В 2010 году начались конструкторские испытания аппарата нового типа ГЛОНАСС-К, срок гарантированной эксплуатации которого – 10 лет.
К сегодняшнему дню на орбиту выведено 20 спутников. Полная группировка должна включать 24 аппарата (три группы по восемь спутников), её формирование планируется закончить в марте 2011 года. После создания полной орбитальной группировки повысится точность и быстродействие работы навигационных приборов.
Помимо спутников, не менее важную роль в обеспечении работы ГЛОНАСС играет наземный комплекс управления. В него входят командно-измерительные системы, бортовой источник навигационного сигнала, а также наземные станции, распределённые по территории нашей страны. В будущем подобные станции планируется размещать и за рубежом.
Для дальнейшего развития системы предлагают разработать новую ФЦП, которая будет действовать с 2012 по 2020 год. В рамках программы планируется развернуть дополнительный ряд группировок. Сюда входят низколётные спутники, среди которых картографические и геодезические аппараты. Связные спутники позволят ретранслировать сигнал до высокоэллептических орбит, на которых расположатся аппараты системы «Арктика», охватывающей наши северные территории. Спутники, размещённые в квазизените, позволят повысить точность определения координат в затенённых участках: горах, лесах, городах с высотной застройкой. Также, возможно, будет создана наклонная синхронная орбита, которая повысит точность определения координат до 3–5 сантиметров, в первую очередь на территории РФ.
Развиваются и прикладные системы, использующие сигналы ГЛОНАСС, в том числе в целях безопасности движения пассажирского транспорта. В одном из городов России уже есть опыт установки систем контроля движения на автобусах для перевозки детей. За два года эксплуатации системы аварийность с участием этих автобусов снизилась до нуля. Аналогичную систему планируется использовать на железной дороге.
Ещё одна прикладная система позволит отслеживать соблюдение ПДД участниками дорожного движения вплоть до установления виновников аварий.
Правда, для введения такой системы необходимо установить на автотранспорте соответствующее оборудование. Удачный пример корпоративного использования системы – управление нарядами МВД в Москве. Планируется использовать систему для мониторинга малой авиации.
Основной проблемой Москвы считаются автомобильные пробки. Чтобы уменьшить их количество, нужно применять интеллектуальные транспортные системы, технологическая основа которых – спутниковые навигационные системы. Под интеллектуальной транспортной системой подразумевается многое – от управления отдельным автомобилем и переключения сигналов светофора до систем сбора платежей и интермодальных перевозок, то есть доставки грузов несколькими видами транспорта, когда прослеживается вся логистическая цепочка.
Уже несколько лет инициативная группа при поддержке Общественной палаты РФ разрабатывает проект «Социальный ГЛОНАСС», который предназначен для инвалидов, детей и людей, попавших в экстренную ситуацию. Кроме того, система поможет ориентироваться в пространстве лицам с ослабленным зрением.
Будут созданы устройства, отслеживающие местонахождение престарелых людей, тех, кто страдает болезнью Альцгеймера, детей.
Также на основе ГЛОНАСС создают систему мониторинга сложных сооружений и объектов, чтобы предотвратить техногенные катастрофы. Уже существует аппаратура, позволяющая отслеживать миллиметровые колебания зданий. Пилотный проект по мониторингу критически важных объектов запущен в Калужской области.
Орбитальных группировок становится всё больше. Существует GPS, развивается европейская Galileo, китайская Compass. Возможно, в недалёком будущем будет создана единая глобальная спутниковая система, которая позволит человечеству выйти на новый уровень жизни – более качественный и безопасный.
Компании «ПРИН» и «Геостройизыскания» входят в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации
ЗАО «ПРИН» — мастер-дистрибьютор Trimble (США) в России
Геостройизыскания — официальный дилер фирмы Leica Geosystems по поставкам безотражательных дальномеров, поддерживающий портал ГИС-Ассоциации