Как сообщает портал PCWeek.ru, по оценке аналитической компании Daratech, в 2010 г. объем продаж геоинформационных и геопространственных продуктов (ПО, услуги и данные) увеличился на 10,3% и достиг 4,4 млрд. долл. Это значит, что рынок опять пошел в рост после спада 2009-го, когда из-за экономического кризиса он сократился на 2%. По прогнозу, подъем продолжится и в 2011 году — рост составит 8,3%, а объем — около 5 млрд. долл.
По мнению аналитиков, спрос на геоинформационные и геопространственные продукты стимулирует потребность в географической информации. С появлением многочисленных географических сайтов, таких как Google Earth, и потребительских навигационных систем, например TomTom, предприятия и пользователи поняли, какую пользу приносят территориальные данные, и приложения с поддержкой ГИС получили широкое распространение.
Как подчеркивает Daratech, объем рынка ГИС не превышает сотой процента мирового ВВП, но технологии, создаваемые его игроками, вносят существенный вклад в развитие многих отраслей и направлений деятельности. Так, ГИС применяются для поддержки национальной безопасности, служат для управления добычей полезных ископаемых и соответствующей инфраструктурой, позволяют предприятиям повышать эффективность текущей деятельности, помогают людям в решении разнообразных житейских задач: выбор местожительства, навигация в путешествиях, поиск соседей с общими интересами и т. д. Геопространственная информация используется для принятия решений при создании законов по охране природы, выборе места для строительства промышленных предприятий или магазинов, управлении телекоммуникационными объектами и жилищно-коммунальным хозяйством.
Рассматривая структуру рынка ГИС, аналитики отмечают, что наиболее активно развивается сегмент геопространственных данных (см. диаграмму). За последние 8 лет он ежегодно рос на 15,5%, т. е. вдвое быстрее сегментов ПО и услуг. Daratech объясняет это тем, что без геоинформационных данных ГИС-приложения становятся бесполезными. Поэтому объем доступных пространственных данных увеличивается и одновременно расширяются возможности геоинформационного анализа.
Как считает Daratech, главные двигатели рынка — системы для оборонной области, а также мобильные и веб-приложения, причем разработку последних упрощает появление новых инструментов, таких как бесплатные API-интерфейсы для ПО ArcGIS компании Esri. Кроме того, значительный вклад в распространение геопространственных данных вносят достижения технологии обработки изображений. В результате объем таких данных стремительно растет, что стимулирует создание новаторских приложений.
Аналитики также отмечают перспективы объединения ГИС и САПР. По их мнению, в нынешних САПР для строительного проектирования, как правило, не предусмотрена интеграция с ГИС. Поэтому инженерам бывает трудно оценить влияние окружающей среды. Но такое положение начинает меняться. Daratech ожидает, что в скором будущем САПР и ГИС будут более тесно связаны и проектировщики смогут объединять проектные и пространственные данные.
Что касается территориального распределения рынка ГИС, то самым большим сегментом является Северная Америка — почти половина объема продаж. В этом сегменте темп ежегодного роста за последние 8 лет составил 11%, в Европе — 7,9%, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 8,7%. Наиболее быстро растет спрос в Китае, Индии и других развивающихся странах, что подстегивает подъем рынка ГИС. Поэтому Daratech ожидает с 2012 по 2015 гг. двузначных (в%) показателей роста продаж.