«ГЛОНАСС/ГНСС-Форум»: достижения и проблемы навигационно-информационных технологий на пассажирском транспорте
Как передает сайт aggf.ru, 6 апреля в Москве при поддержке Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» прошла конференция «Навигационно-информационные технологии на пассажирском транспорте». Организатором мероприятия выступила компания «Профессиональные конференции».
В.Климов, исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», кратко осветил текущее состояние российской ГНСС ГЛОНАСС, включая ее орбитальную группировку, наземные средства и аппаратуру потребителей, а также основные направления использования спутниковых навигационных технологий в транспортном комплексе. В качестве проблемных вопросов, было отмечено, в частности, недостаточное нормативно-правовое обеспечение в указанной сфере деятельности.
Развивая затронутую тему, В.Гладких, заместитель руководителя Центрального органа созданной Ассоциацией Системы добровольной сертификации «Базис», остановился в своем выступлении на основных проблемах, связанных с оснащением пассажирских транспортных средств бортовыми навигационными терминалами. В первую очередь, это проблема подтверждения соответствия указанной аппаратуры требованиям двухсистемности (возможность работы по сигналам ГЛОНАСС/GPS). Указанное требование применительно к навигационной спутниковой аппаратуре для пассажирских транспортных средств закреплено как на законодательном уровне (ФЗ от 14.02.2009 г. «О навигационной деятельности» № 22-ФЗ), так и во многих подзаконных актах (например, в постановлении Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641, в утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720 техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» и др.). При этом особую актуальность данное требование приобретает в связи с предполагаемыми изменениями в Кодексе РФ об административных правонарушениях, согласно которым уже с 1 июля с.г. предполагается налагать штрафы как на водителей, так и на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию пассажирских транспортных средств, за осуществление перевозки пассажиров на транспортных средствах, не оборудованных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ GPS.
Как отметил далее в своем докладе В.Гладких, подтвердить соответствие навигационной аппаратуры указанным требованиям, а также оценить её основные потребительские свойства в рамках системы обязательной сертификации ГОСТ Р не представляется возможным, т.к. в этой системе согласно действующему законодательству о техническом регулировании оцениваются только свойства и показатели безопасности продукции. Функциональные возможности и основные навигационные характеристики аппаратуры в настоящее время могут быть оценены только через систему добровольного подтверждения соответствия и, в частности, в рамках созданной Ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Системы добровольной сертификации «Базис».
Ввиду того, что как разработчиками рассматриваемой аппаратуры, так и её заказчиками добровольность сертификации однозначно трактуется как необязательность, количество типов навигационной аппаратуры, реально подтвердивших предъявляемые к ней требования по функциональному предназначению, не превышает десяти, Ассоциацией принято решение о запуске нового проекта. Суть его заключается в организации и проведении сравнительных испытаний представленных на российском рынке бортовых навигационных терминалов и выработке на основе полученных результатов соответствующих рекомендации для заказчиков различного уровня.