Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2010/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Противоречия развития города и градостроительное образование

А.Г. Большаков (ИрГТУ, Иркутск)

Большаков А.Г.
Город (урбанизированная территория) представляет собой пространственно-планировочную решетку, элементы которой дифференцированы по видам городской жизнедеятельности и видам инвестиционной активности. Решетка эта опосредованно повторяет формообразующие линии природного ландшафта, на основе которого складывается город. Застроенная территория приобретает черты и свойства городского ландшафта, который отличается от компонентной структуры природного тем, что включает в себя всего три элемента: застройку, мощение и озеленение. Подземная часть городской территории служит геологическим основанием для всех строений, одновременно представляя собой сложную сеть инженерных коммуникаций. В морфотипах и элементах города, их пространственных параметрах, формах капитализации территории по-разному заинтересованы участники градостроительной деятельности, среди которых муниципальные, региональные и федеральные власти, бизнес, государственные и общественные надзорные организации, защищающие различные ценности территории и косвенно — интересы населения.

Уже из этого понятно, что город — сложная структура, которая обладает свойствами самоорганизации. Регулировать такую структуру и эффективно вкладывать в ее развитие инвестиции можно, если иметь адекватные знания и обладать компетенциями, необходимыми для исследования, проектирования и управления урбанизированными территориальными системами. В профессиональной градостроительной подготовке нуждаются управленцы (как минимум — органы архитектуры и градостроительства, земельные ведомства и органы управления недвижимостью), заинтересованные в росте налогооблагаемой базы; бизнесмены, инвестирующие в городскую недвижимость материально-финансовые средства и заинтересованные в доходах от своих действий на рынке недвижимости; население, заинтересованное в благоприятной окружающей среде, и, конечно, проектировщики, разрабатывающие градостроительную документацию и заинтересованные в повышении уровня своего профессионализма и адекватности своих проектов.

Следует подчеркнуть, что не только степень соответствующей подготовки участников градостроительной деятельности различна, но и их интересы по отношению к территории города и ее структурным элементам разнонаправлены. Рассмотрим подробнее основные, на наш взгляд, противоречия, характерные для градостроительной деятельности, чтобы затем отразить их в содержании и компетенциях градостроительного образования.

Противоречие пространственно-структурного и земельно-имущественного подходов к развитию города; управление и самоорганизация. Рынок недвижимости и окружающая среда

С начала 90-х годов прошлого века земля перестала быть монопольной государственной собственностью, перейдя в разряд предметов купли-продажи. Физические и юридические лица стали приватизировать и приобретать в частную собственность землю, в том числе городскую и муниципальную. Разбиение территории на земельные участки проводилось землеустроительными организациями, которые не имели ни градостроительной компетенции, ни понятия о градостроительной ценности территории и значении ее планировочной структуры [1]. Земельные участки получались самой причудливой формы, в мозаике «наделов» сплошь и рядом не предусматривались места общего пользования — даже улично-дорожная сеть. Так, по частям была распродана территория (порядка 50 га) в срединной части Иркутска, на которой ранее располагался Лисихинский кирпичный завод. В 2005 г. началась бурная застройка, возникли в хаотичном беспорядке 10–16-этажные дома, плотность застройки превысила порог в 500–600 чел./га. Разрывы между домами остались благодаря участкам бывших карьеров (примерно половина всей территории завода), занятым гаражными кооперативами. Улиц в этом районе нет, парков и дворов тоже практически нет, поскольку транспортное сообщение возможно только через дворы. Водоохранная зона (район Лисихи примыкает к р. Ангаре) застроена. Случилось это потому, что территория была приватизирована и застроена раньше, чем была подготовлена проектная документация. Проект планировки Октябрьского округа был разработан в 2007 г. и, по сути, узаконил сложившийся беспорядок, так как на всю недвижимость уже были оформлены имущественные права. Очевидно, что земельно-имущественным решениям должны были предшествовать пространственно-планировочные.

Самоорганизация города проявляется в инициативе овладения земельной собственностью со стороны физических и юридических лиц, в инициативе строительства доходных домов (есть примеры, когда пятиэтажные жилые дома возникают на земельном участке зоны индивидуального жилищного строительства и стоят без придомовых территорий, подъездов и инженерных коммуникаций в окружении огородов), в инициативе развития торговли на любой доступной площади, в инициативе частного извоза (иркутские улицы заполнены частными микроавтобусами). Итак, обретение земельных участков, жилищное строительство, торговлю и услуги можно рассматривать как сектор жизни градостроительной системы, охваченный частной инициативой. Саморегулирование рынка предполагает наличие неких имманентных механизмов, стимулирующих рост продукта. Среди таких механизмов — соотношение спроса и предложения на товары и услуги. В отношении жилища, транспортных услуг, продуктов питания, услуг в сфере отдыха и туризма рынок не насыщен до такой степени, что это может стимулировать повышение качества. Поэтому городская среда теряет в качестве по ряду показателей. Управлять инвестиционным потоком, направленным на рост качества недвижимости непросто. Хотя бы потому, что качественная недвижимость обладает свойствами градостроительной и архитектурной ценности, что означает комплексность застройки, формирование открытых озелененных пространств, социальной инфраструктуры. На иркутском рынке недвижимости в послеперестроечный период эти показатели воспринимаются как экзотика, без которой можно обойтись. Как управлять градостроительной системой, чтобы она не теряла градостроительную ценность, чтобы ее не охватывали процессы энтропии, дезорганизации? Как сохранить и развить систему открытых озелененных пространств города? Вопросы непростые. Думается, организующим началом должна быть культура среды, стандарты градостроительных, архитектурных отношений, стандарты благоустройства и озеленения, которые известны профессионалам, но не большинству участников градостроительной деятельности, в том числе властям, населению и бизнесу. Еще лучше в этой роли выступают так называемые аттракторы — осуществленные строительством фрагменты среды, обязательно содержащие открытое благоустроенное пространство.

Противоречие инженерно-транспортной инфраструктуры (стратегического планирования) и рынка застройки (краткосрочной выгоды)

Улично-дорожная и инженерные сети, поскольку последние совмещаются в плане с первой, являются, с одной стороны, наиболее инерционной частью городской среды, с другой стороны, они развиваются, что обеспечивает стабильность возрастающей капитализации территории, в том числе территориальный рост городской застройки. Вопросы обеспечения взаимосвязи инженерно-транспортных коммуникаций и геометрии застройки — наиболее ресурсоемкие и обремененные в правовом отношении на застроенных территориях, особенно в центральных исторических частях городов, где необходимость расширения улиц в красных линиях сталкивается с трудностями комплексной реконструкции зданий. Застройка тенденциозно лепится к коммуникациям, как артериям жизнеобеспечения, и одновременно создает на этих артериях тромбы: транспортные пробки, снижение напряжения в электросетях и напора воды (горячее, холодное водоснабжение и отопление) на верхних этажах зданий в случае превышения возможностей инженерной системы. Необходимость опережающего роста инфраструктуры, сохранения и расширения транспортно-инженерных коридоров сталкивается с узостью сечений улиц, кривизной и густотой сетей, большим объемом застройки, образующей упомянутые коридоры. Методы разрешения противоречий транспорта и застройки исторической части: организация перехватывающих парковок (park and ride), развитие магистральной сети (в том числе с расширением планируемых красных линий) в обход исторического ядра, преимущественное развитие общественного транспорта, ограничение на размещение торговли в центре и др. [6]. Разрешение противоречий застройки и водонесущих коммуникаций возможно путем прокладки безнапорных канализационных коллекторов и каналов водоводов бестраншейным методом глубокого заложения.

Специфическими являются вопросы взаимоотношения территорий водозаборов питьевого водоснабжения, городских прибрежных территорий и режимов их застройки. Поверхностные источники питьевого водоснабжения, в том числе водохранилища, являются особо ценными элементами ландшафта города и групповых систем населенных мест (агломераций). Известная истина — не плюй в колодец, пригодится воды напиться — не останавливает развитие застройки на берегах вообще и в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в частности. Профессор Международной академии системных исследований И.В. Гордин, выполнив блестящий эколого-экономический анализ развития недвижимости на берегах водоемов и водотоков, прогнозирует, что вскоре дворцы окажутся расположенными на антропогенных болотах [4]. Такова логика продажи прибрежных территорий под застройку, обусловленная закономерностями реакции водных и наземных прибрежных экосистем на антропогенное влияние застройки. Решение противоречия — пересмотр положений Водного кодекса РФ и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов о возможности формирования земельных участков любого назначения в водоохранных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также обременение застройщиков обязательствами по поддержанию экосистемы водных объектов в экологически благополучном состоянии. Все это наряду с соблюдением установленных режимов. Нужна также работа по экологическому просвещению участников такого строительства.

Логика размещения городских коллекторов в самых низких линиях рельефа — по берегам рек — также представляется ущербной в силу создания реальных рисков концентрированных штатных утечек и аварийных сбросов сточных вод в источники питьевого водоснабжения. Выход — строительство безнапорных коллекторов глубокого заложения бестраншейным способом по траекториям, удаленным от берегов [5].

Противоречие стратегии сохранения историко-культурного наследия и инвестиционной привлекательности территории

Памятники архитектуры, истории и культуры имеют высокую моральную ценность. Как реперы общественного сознания, они помогают удерживать в здоровом состоянии память народа, генетику культуры. Вместе с тем для девелоперов объекты культурного наследия просто занимают выгодные площадки, на месте которых они стремятся развивать количественно свою недвижимость и доходный бизнес. Поэтому памятники исчезают из городов. На их месте возвышаются строения с продаваемой или сдаваемой в аренду площадью, в разы и на порядки превышающей площадь объектов культурного наследия. Реставрация памятников архитектуры дорога и не имеет инвестиционной привлекательности для девелопера.

Всей стране известен конфликт, вызванный проектом строительства 300-метрового офиса ОАО «Газпром» в устье Большой Охты при впадении ее в Неву в центре Санкт-Петербурга. Площадка была выбрана как раз на том месте, где сохранился археологический объект — шведский город-крепость Ниеншанц. На противоположном берегу Невы красуется величественный ансамбль Смольного монастыря. При проведении ландшафтно-визуального анализа этого чрезвычайно привлекательного с инвестиционной точки зрения проекта было выявлено, что башня «Газпрома» оказала бы негативное влияние на восприятие Невского проспекта, панорамы Невы, Исаакиевского собора, Михайловского дворца и других жемчужин городской среды.

В Иркутске в последнее десятилетие был изъят ряд ценных архитектурных объектов с деформацией образа и трансформацией градостроительного значения красивейших улиц, в частности улиц Дзержинского и Карла Маркса в центре города. Эти улицы утратили пешеходное значение и выше пределов перегружены транспортом как из-за изобилия торговых зданий, так и из-за вовлечения их в новую транспортную схему по причине проблемного выбора створа нового моста через Ангару [2]. На улице Дзержинского на месте малоэтажных памятников архитектуры регионального значения возникли офисно-торговые здания. На пересечении с улицей Володарского на месте памятника архитектуры построено внеконтекстуальное здание Сбербанка. Из планировочной структуры города исчезла целая площадь, примыкавшая к Московским воротам, построенным в честь приезда в Иркутск цесаревича Николая. Среди памятников архитектуры федерального значения, снесенных в последние десятилетия ради строительства новых торговых, офисных и жилых зданий, — частично «Красные казармы» по улице Пискунова и полностью торговые ряды XIX в. на углу улиц Пролетарской и Карла Маркса (теперь стоит стеклянная коробка супермаркета «Сезон»). На месте знаменитого Синельниковского парка в долине реки Ушаковки начато строительство офисных зданий. Утрачиваются многие ценные исторические ландшафты, в частности, склон Иерусалимской горы застраивается жилыми комплексами повышенной этажности. В свое время В.П. Сукачев — городской голова Иркутска в 1885–1898 гг. — выдвигал идею создать в этом месте зеленое кольцо вокруг исторического центра. Эта же идея была заложена в Генеральный план Иркутска и проект планировки исторического центра, выполненные ЦНИИП градостроительства в конце 1980-х годов. Кольцо должно было пройти по набережным бульварам Ангары и Ушаковки и по склону Иерусалимской горы. Частично исторические ландшафты еще сохраняются, но находятся под угрозой застройки и перенаправления по ним новых транспортных потоков, создания транзитных транспортных магистралей. Коммерческие интересы участников градостроительной деятельности не предусматривают сохранение историко-культурного наследия Иркутска, имеющего статус исторического города.

Заслуживает упоминания проект реконструкции 130-го квартала в центре Иркутска, где предпринята попытка совместить инвестиционную привлекательность проекта с задачами сохранения исторической среды города. Здесь под реставрируемые деревянные здания предполагается подвести цокольные этажи, а также создать крупное подземное пространство-амфитеатр, где будут размещаться торговые и офисные площади, а также крупная автостоянка.

Возвращение к градостроительному образованию в России. Бакалавриат и магистратура

В 2007 г. Министерством образования РФ был утвержден государственный образовательный стандарт по специальности «Градостроительство». До сего времени градостроителями становились преимущественно архитекторы или выпускники вузов специальности «городское строительство и хозяйство», у которых была развита планировочная специализация. Чтобы стать грамотными практиками градостроительства, надо было получить многолетний опыт работы с территориями, смежными инженерными и правовыми специальностями, органами власти и бизнес-структурами, усвоить социально-экологический смысл профессии.

Теперь высшая школа России получила заказ на академическое образование соответствующих специалистов. Это совпало с реформой высшего образования по Болонской конвенции, согласно которой оно стало двухступенчатым. В бакалавриате студентов учат основам градостроительства 5 лет, в магистратуре углубляют и специализируют подготовку в течение 2,5 лет. Государственный образовательный стандарт подготовки по направлению градостроительства дает вузам, имеющим соответствующую лицензию, право вариативно добавлять к базовым дисциплинам самостоятельно разработанные образовательные модули [7].

Общенаучный цикл магистратуры: методология градостроительства, информационное и правовое обеспечение градостроительной деятельности

В Иркутском техническом университете на кафедре архитектуры и градостроительства ведется подготовка магистров градостроительства. С 2011 г. мы переходим, как и все российское образование, на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования третьего поколения, в которых акцент подготовки смещается с дисциплинарно-знаниевого на компетентностный. Учебный план включает четыре цикла: общенаучный, профессиональный, практики и исследования, разработки диссертации.

Методология градостроительства — базовая дисциплина для всего магистерского курса. Владение ею означает умение строить модели, объясняющие современное и историческое устройство урбанизированных территорий, и использовать эти модели проектными методами при разработке схем территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки и межевания территорий, правил землепользования и застройки. Подразумевается, что магистрант, усвоивший методологию градостроительства, знает социально-экономические, транспортные, инженерные, экологические, природоохранные, историко-культурные аспекты развития городов и территорий. Умеет проводить фундаментальные, прикладные, междисциплинарные исследования, выявляющие проблемы и задачи управления развитием территории. Владеет методами градостроительного проектирования и градостроительной политики, ведущими к устойчивому развитию территории.

Информационное обеспечение градостроительной деятельности — свод документированных сведений о развитии территории, земельных участках, застройке. Система этих документов позволяет органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам получить необходимую и достоверную информацию для ведения градостроительной деятельности. Содержит документы территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки и межевания территории, правила землепользования и застройки, цифровые картографические основы, данные о природных и техногенных условиях территории, дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках.

Правовые основы градостроительной деятельности регулируют отношения в соответствующей области, защищают ценности территории и права участников на осуществление градостроительной деятельности, определяют полномочия органов власти по управлению развитием территорий. Градостроительное право определяет, что результатом градостроительной деятельности является устойчивое развитие территории, а значит регламентирует деятельность, которая обеспечивает право граждан на благоприятную среду обитания.

Компетенция в области методологии градостроительства, информационного и правового обеспечения градостроительной деятельности должна позволить выпускнику вуза, которому присвоена академическая степень магистра градостроительства, правильно ставить и решать задачи по соотношению градостроительной и земельно-имущественной организации территории; по такому градостроительному регулированию рынка недвижимости, которое сводило бы к минимуму экологические ущербы окружающей среде; по формированию стандартных зон и зон с особыми условиями использования территории.

Методология градостроительства предоставляет управленцам приемы рациональной градостроительной политики, учитывающей инвестиционный и градоформирующий потенциалы предпринимательских инициатив, согласования этих инициатив со стратегией устойчивого развития города.

Суть этой компетенции в том, что она увязывает виды использования территорий, их пространственные конфигурации и связи с теми социальными, экологическими, экономическими показателями, которые свидетельствуют об успешности города и его устойчивом развитии.
Базовый профессиональный цикл по ФГОС 3-го поколения: территориальное планирование, правила землепользования и застройки, планировка и межевание территории

Этот профессиональный цикл суть градостроительное проектирование и перевод предложений по формированию функционально-планировочных структур территории на юридический язык, устанавливающий разрешенные виды использования территориальных зон и земельных участков.

Градостроительное проектирование — это создание пространственной модели будущего устройства территории. Модель должна опираться на существующую функционально-планировочную структуру, на стратегию социально-экономического развития территории как объекта управления, на способность ландшафта принять на себя ту или иную градостроительную форму и служить основным ресурсом благоприятной окружающей среды. В градостроительной модели должны быть спланированы сети транспортного и инженерного каркасов, зоны основных видов градостроительной деятельности, зоны ограничений или особого использования (в случае территориального планирования), планировочные элементы (в случае планировки территории). Планировочными элементами, выделяемыми красными линиями, являются улично-дорожная сеть и кварталы (планировочные микрорайоны).

Транспортный каркас территории и сопряженный с ним инженерный каркас — объекты стратегического градостроительного развития. Транспортный каркас обеспечивает необходимую мобильность населения и должен предусматривать создание пешеходных путей. Планировка транспорта базируется на понятиях о категориях магистральных, жилых улиц и местных проездов, о матрице корреспонденций, о спросе на транспортные услуги, о транспортных и транспортно-пересадочных узлах, обеспечивающих взаимосвязь различных видов транспорта. Проектная конфигурация улично-дорожной сети закрепляется планируемыми красными линиями, за которые не имеет права заступать застройка. В исторически сложившихся городах с густой сетью узких улиц нужно уметь разрабатывать мероприятия по реконструкции улично-дорожной сети, снижению интенсивности транспортного потока, преимущественному развитию систем общественного транспорта. В пределах красных линий улично-дорожной сети развивается также инженерный каркас территории.

Площадные элементы проекта территориального планирования — функциональные зоны. Они являются результатом сложившегося и планируемого территориального разделения видов городской деятельности и инвестиционной активности. Межевание планировочных элементов на земельные участки должно быть таким, чтобы это позволяло развивать недвижимость как крупным застройщикам доходных домов, так и физическим лицам с целями индивидуального жилищного строительства. При градостроительном межевании обязательно выделяются участки общего пользования, прежде всего улично-дорожная сеть и открытые общественные пространства, — смысл города, который нельзя терять.

Территории объектов культурного наследия и их охранные зоны, особенно в исторических городах, — предмет особого градостроительства, нацеленного на их сохранение и рациональное использование. Новое строительство в зонах регулирования застройки должно вестись в формах и пределах, ведущих к гармонии исторических и новых пространственных элементов среды.

Главная компетенция градостроительного проектирования состоит в том, чтобы уметь создавать такие пространственные структуры, в которых: а) могут оптимально развиваться виды городской деятельности (бытовая, трудовая, культурная, рекреационная, образовательная, здравоохранительная, научная, управленческая); б) оптимально осуществляется обмен деятельностью за счет мобильности населения с трудовыми, образовательными, культурными, рекреационными и иными целями; в) обеспечивается баланс территорий, необходимый для их устойчивого развития.

Важным инструментом градостроительного проектирования является его ландшафтосообразность [2]. Природный каркас урбанизированных территорий — это долины малых рек и поймы крупных рек, водоохранные зоны водоемов. Градостроительная ценность территории в случае нарушения природного каркаса теряется, и города перестают быть пригодными для жизни.

Задачи вариативного профессионального цикла магистратуры ИрГТУ в разработке методов разрешения противоречий градостроительной деятельности

Разрабатываются три основных направления вариативного профессионального цикла (авторские программы проф. А.Г. Большакова, А.Ю. Михайлова, доц. Е.В. Пуляевской):
1. Ландшафтосообразное структурно-пространственное развитие рынка недвижимости. Жизнепригодность городской среды.

Развитие рынка недвижимости следует привести в соответствие со стратегическим курсом на жизнепригодность, миграционную привлекательность городов. Это зависит от ряда факторов. Во-первых, планировочные членения урбанизированных территорий, виды использования планировочных элементов, морфотипы городской застройки должны соответствовать микроландшафтному районированию территории и ее экологической ценности и устойчивости. Во-вторых, положительный образ города (так называемый бренд) должен создаваться исходя из совокупности природных, культурных, эстетических, исторических особенностей места и в соответствии с принципами градостроительного искусства, согласно которому формирование системы городских пространств, планировочной структуры города должно преследовать в том числе художественные цели. В-третьих, разработана методология разрешения конфликта интересов участников градостроительной деятельности на основе идеи баланса мотиваций градостроительства, выраженного в соотношениях морфотипов планировки и застройки города [2].

2. Методы разрешения конфликтов обеспечения транспортных и пешеходных видов мобильности горожан и рынка застройки.

Направление предполагает методы транспортного планирования, управления транспортным спросом в целях устойчивого развития городов. Создание устойчивых транспортных систем городов означает развитие транспортных систем с учетом экологических, социальных, экономических требований, приоритетное развитие общественного транспорта, интеграцию городских и региональных транспортных систем. Важными пунктами программы являются интермодальные и мультимодальные пассажирские транспортные системы. Предлагаются методы проектирования транспортной инфраструктуры городов. Улица рассматривается как пространство социальной циркуляции [6].

3. Сохранение и развитие культурно-генетического потенциала исторического города путем инноваций транспортной и инженерной инфраструктур и регулирования застройки.

Успешным и привлекательным может быть исторический город, если он в ходе развития не теряет своеобразия. Это предполагает необходимый баланс инвестиций в реставрацию, реконструкцию и новое строительство. Методология реконструкции исторического города решает задачи компромисса и выбора направлений между вектором развития и вектором сохранения городских структур [3]. Достоинства историко-культурного наследия могут быть конвертированы в том числе в коммерческий ресурс (досуговые пространства, малые гостиницы, кафе и рестораны, художественные галереи и мастерские), использоваться для организации детских образовательных специальных центров, переоборудоваться в элитное жилье для ценителей этно-культурной эстетики. Обязательные условия — модернизация инженерного жизнеобеспечения исторической архитектурной оболочки, транспортного обслуживания исторических территорий, поиск формы сочетания методов сохранения наследия и коммерческой привлекательности.

Список литературы
1. Береговских А.Н. Управление развитием территорий и градостроительная документация. Ч. 3. — Омск: ИТП «Град», 2008. — 327 с.
2. Большаков А.Г. Основы теории градостроительства. — Иркутск: ИрГТУ, 2004. — 214 с.
3. Вавилонская Т.В. Градостроительное регулирование архитектурно-исторической среды (на примере Самарской области): Автореф. дис. ... д-ра архитектуры. — СПб.: СПбГАСУ, 2010. — 50 с.
4. Гордин И.В. Берегите берега // Зеленый мир. — 2009. — № 17–20. — С. 1–15.
5. Королев Д.С. Концепция реконструкции сетей городской канализации с учетом защиты прибрежных территорий в Правобережном административном округе Иркутска // Проблемы использования прибрежных территорий в городах. Рекомендации к правилам землепользования: Мат-лы междунар. науч.-практич. семинара. — Иркутск: ИРГТУ, 2008. — С. 95–99.
6. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей. — Новосибирск: Наука, 2004. — 267 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 271000 «Градостроительство» (квалификация (степень) «магистр»). — М: Министерство образования и науки РФ. — 2010. — 28 с.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Большаков А.Г.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2010
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Образование
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Иркутская область
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №4_2010
Цитирумость документа: 1
18:47:24 22.03 2011   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.011401891708374 sec, Question: 78