Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2010/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Иркутск: настоящее и будущее

Е.В. Протасова (ОАО «Иркутскгипродорнии»)
Н.В. Смирнов (ОАО «Иркутскгипродорнии»)

Протасова Е.В.
Смирнов Н.В.
Тему эффективной организации городского пространства обсуждают проектировщики и архитекторы многих стран. Как сделать, чтобы жить в городе было комфортно — этот вопрос на примере Иркутска рассматривали участники недавно завершившейся XII сессии Международного байкальского зимнего градостроительного университета. В ходе мероприятия было предложено попытаться заглянуть в будущее и представить образ Иркутска через 25 лет. Было озвучено много интересных идей, одни носили подчеркнуто футуристический характер, другие вполне можно рассматривать на предмет практического применения.

О том, каким должен быть город для людей, мы побеседовали с начальником Департамента градостроительного проектирования ОАО «Иркутскгипродорнии» Е.В. Протасовой и главным специалистом того же департамента Н.В. Смирновым.

Исторически деятельность «Иркутскгипродорнии» была ориентирована на проектирование дорог. Как получилось, что вы заявили о себе в сфере градостроительства?
Е.В. Протасова: Действительно, изначально «Иркутскгипродорнии» был именно дорожным институтом. Но он диверсифицировал свою деятельность и сегодня работает в различных направлениях: изыскательские работы; проектирование автомобильных и железных дорог, мостов и искусственных сооружений, промышленных и жилищных объектов; градостроительное проектирование. С одной стороны, нам, как проектной организации, выгодно предоставлять заказчикам широкий спектр услуг. С другой — это насущная необходимость, поскольку в процессе работы над дорожными объектами всегда возникали сопутствующие вопросы: проведение изысканий, особенности землепользования на прилегающих к дорогам территориях, понимание их перспективного развития и пр. Наша универсальность дает возможность создавать более профессиональную и качественную документацию. География заказов, которые выполняет «Иркутскгипродорнии», — от центральной части страны до восточных регионов. Стоит сказать, что специалисты, составляющие костяк департамента, в свое время были разработчиками большинства градостроительных документов по Иркутску — генерального плана города, проектов планировки и межевания территории, схемы территориального планирования Иркутского района. В конце 2009 г. «Иркутскгипродорнии» выиграл конкурс городской администрации на право внесение изменений в Генеральный план Иркутска. Основная задача состояла в анализе изменений, произошедших с момента утверждения документа, учете разработанных проектов планировки и обобщении их в генплане.

Получается, что вы лучше многих знаете, как сделать Иркутск городом для людей?
Н.В. Смирнов:
Город для людей — это решение не глобальных, а локальных задач, с которыми горожане сталкиваются ежедневно, т. е. это организация городского пространства, повышение качества городской среды.

Е.В. Протасова: Впрочем, мы эту проблему видим глубже и шире. Разумно, чтобы градостроительная документация не замыкалась в рамках Иркутска, а разрабатывалась в комплексе — Иркутск и Иркутский район. Ведь вокруг областного центра образовался целый пояс из коттеджных поселков, где живут иркутяне, там же расположены наши дачи и сады, даже инфраструктурные проблемы города невозможно решить без привлечения территориальных ресурсов района, например, для прокладки дорог, обеспечивающих подходы к городу, для строительства мусороперерабатывающего завода. Можно сказать, что назрела задача оценки перспектив развития города во взаимосвязи с районом, разработки градостроительной документации, территориально охватывающей Иркутск и пригороды, учитывающей интересы как города, так и района. Без этого сбалансированное и рациональное развитие Иркутска вряд ли возможно.

Рис.1. Проект внесения изменений в Генеральный план Иркутска (ОАО "Иркутскгипродорнии", 2010 г.)


Н.В. Смирнов: Нельзя замыкаться только в границах городского округа, поскольку Иркутск фактически срастается со своими пригородами. Идет интенсивный процесс субурбанизации, т. е. развития пригородов. Согласно статистике численность населения Иркутска стабилизировалась только в последние два-три года (до этого сокращалась), в то время как численность жителей пригородов в обозримом прошлом постоянно росла. Поселки Марково, Пивовариха, Молодежный, села Хомутово, Урик и другие за последние 20 лет выросли в полтора-три раза. Нельзя сказать, что только за счет жителей областного центра, но совершенно очевидно, что эти населенные пункты ориентируются на жизнь в сельской местности в доме с усадьбой и одновременно на работу в Иркутске, так как большой город предоставляет гораздо больше возможностей для выбора рода занятий, самореализации личности. Это мировая тенденция, впервые проявившаяся в США, затем охватившая Европу, теперь дошедшая и до нас. Улучшились система сообщений, дорожная сеть, вырос уровень автомобилизации, появились возможности дистанционной работы через Интернет и т. д.

Е.В. Протасова: В то же время градостроительная документация не учитывает описанные процессы в достаточной степени. Генплан Иркутска разрабатывался только на территорию городского округа. Схема территориального планирования Иркутского муниципального района формировалась в виде бублика, т. е. с «дыркой» посередине. Расчетов, как такой рост пригородов скажется на одной из самых больных проблем — транспортной, практически нет. Та же неизвестность в отношении влияния ускоренного развития пригородов на качество городской среды, жизнь горожан.

Н.В. Смирнов: Причем субурбанизация сейчас идет полустихийно, а это не лучший вариант. Подобная проблема была решена во Франции в конце ХХ в. Имеется в виду создание Парижской агломерации (так называемого Большого Парижа), когда на некотором удалении от столицы с сохранением необходимых экологических разрывов были запроектированы и построены города-спутники, связанные со столицей скоростным рельсовым транспортом, автомагистралями. Конечно, Иркутск — не Париж, но кто мешает применить подобный подход? Я не говорю, что Иркутск должен присоединить к себе территории Иркутского района. Существуют другие возможности: в той же Франции можно просто перейти улицу и попасть в другой город, настолько они срослись. При этом муниципалитеты договариваются друг с другом для обеспечения интересов жителей. А у нас муниципальные образования находить общий язык еще не научились или не считают нужным. Нужен регламентирующий документ.
Рис.2. Схема территориального планирования Иркутского района. Структура связей (ОАО "Иркутскгражданпроект", 2007 г.)


Вы считаете это предпосылкой развития Иркутской агломерации?
Н.В. Смирнов:
Я не стал бы здесь использовать термин «Иркутская агломерация», так как последняя включает Ангарск, Шелехов и, возможно, Усолье, хотя их тоже нужно учитывать. Но отношения Иркутска с его ближайшим окружением — проблема, которая должна быть решена, в частности, градостроительными методами.

Всегда надо иметь в виду историческую специфику Иркутска и его функции столицы региона. Являясь многофункциональным центром, исторически он развивался прежде всего как средоточие административной, торговой, транспортной и культурно-образовательной деятельности. В советский период значительное развитие получили промышленные функции, однако в конце прошлого века наметилась тенденция возврата к традиционному распределению. В настоящее время в отраслях, обеспечивающих в основном внешние функции города (транспорт и связь, управление, здравоохранение, специальное образование, финансы, обслуживание рынка), работает около половины общей численности занятых, в промышленности — 15%.

Ключевые факторы развития Иркутска — его выгодное транспортно-географическое положение и функции областного центра. Город расположен в центре Восточной Сибири, является крупным транспортным узлом регионального и федерального уровней (проходят Транссибирская магистраль и автомобильная дорога общегосударственного значения). Развитию международных связей способствует почти приграничное по отношению к Китаю и Монголии расположение города, а также статус регионального центра, раскинувшегося на путях экономической интеграции восточных районов России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Иркутск играет роль транзитного пункта, своеобразного моста между Европой и Азией. В то же время возможности использования преимуществ макроположения снижаются из-за большой удаленности от мировых и российских центров экономической активности и сосредоточения населения, ограниченности водного и воздушного сообщения.

Мезогеографическое положение Иркутска также весьма выгодно. Город является центром агломерации, где сосредоточено более половины населения области. Иркутск играет роль межрайонного центра для всех городов и районов южной части области, с которыми он связан сетью автомобильных дорог. Близость к объекту мирового наследия — озеру Байкал определяет возможности развития туризма.
Рис.3. Схема территориально планирования Иркутского района (ОАО "Иркутсгражданпроект", 2007 г.)


Микрогеографическое положение города представляется менее выгодным. В ближайших окрестностях мало пригодных для освоения площадок, а подготовка имеющихся требует больших затрат. В то же время ограниченные возможности экстенсивного развития служат побудительным мотивом интенсификации использования городской территории.

Одним из важнейших факторов развития Иркутска является выполнение функций центра области и групповой системы населенных мест. Здесь размещены подавляющее большинство региональных органов государственной власти и территориальных подразделений федеральных учреждений, многие объекты здравоохранения, образования и культуры областного значения.

А если ограничиться чертой города, то в чем заключается его эффективное устройство?
Е.В. Протасова:
Потребителями городской среды являются разные сообщества: бизнес, владельцы транспорта, дети, пенсионеры, ресурсоснабжающие организации и так далее. У каждого из них свои интересы и требования к тому, каким должен быть город. Бизнесу нужны площадки, на которых он может строиться, развиваться и получать прибыль. Дети должны быть обеспечены местами для строительства детских садов и школ, парками, игровыми, спортивными площадками. Транспорту нужна удобная дорожная сеть с адекватной пропускной способностью, стоянки, парковки. Разные сообщества часто конфликтуют во взглядах. Эффективность города лежит в плоскости компромиссов, а задача проектировщиков — рассмотреть все возможные сценарии развития и найти вариант, который окажется наиболее гармоничным. Например, транспорту нужна нормальная дорожно-уличная сеть. Но улица — это не только проезжая часть, это также пешеходное пространство, где человек должен чувствовать себя комфортно, ему должно нравиться окружение: нужны зелень, малые архитектурные формы, красивые витрины, определенной ширины тротуары. В городе таких зон должно быть много.

В Иркутске много деревянной исторической застройки, находящейся не в самом приглядном виде, т. е. довольно запущенной и разрушенной. Это препятствует созданию эффективной городской среды?
Е.В. Протасова:
Иркутску крупно повезло в том, что у него есть это уникальное наследие. Когда мы посещаем другие города, то чувствуем их эмоциональный настрой, энергетику. В родном городе это ощущение тоже присутствует, но несколько притупленное в силу привычки. У Иркутска энергетика благоприятная — он нравится приезжим. Это связано с тем, что центр города, где и расположена основная историческая застройка, соразмерен человеку. Наши предки прекрасно понимали важность правильно выбранного масштаба. К сожалению, то историческое наследие Иркутска, которое долгие годы охранялось, в том числе в советский период, сегодня утрачивается. Если посмотреть на города с богатым историческим наследием (например, Стамбул), то многие из них имеют форму чаши — ограниченная по высоте застройка в центре, рост этажности в направлении периферии. Это логично. Точечные внедрения высотных акцентов разрушают единство исторического полотна. Современная панорама Иркутска удручает — нет идеи, продуманности, все достаточно хаотично. К сожалению, процесс в определенный момент вышел из-под контроля.

Сегодня стоит задача начать смотреть на историческое наследие не как на источник обременений для строителей, а как на ресурс развития города, который можно использовать для усиления благоприятного впечатления, создания элементов имиджа, которые позволят привлекать инвестиционные и людские потоки.

Насколько получается использовать подобные ресурсы?
Е.В. Протасова:
Интересные результаты должна дать реконструкция 130-го квартала. Здесь меняется функциональная «начинка» — деревянные дома частично перестают быть жильем и становятся общественными местами: кафе, гостиницами, салонами, мастерскими. Это один из способов повысить эффективность историко-архитектурного наследия. Застройка может остаться и жилой, но с иными степенью благоустроенности и составом жильцов — избушка, где ютились несколько семей, станет, как и было изначально, усадьбой на одного рачительного хозяина.

Если вернуться к философскому взгляду на эффективность города, то это не только пространственные и эстетические решения. Город — живой организм, взаимодействие разных сообществ. Эффективность его с такой позиции заключается в том, что эти сообщества интересуются развитием территории, ее будущим, активно думают, каким оно должно быть. В прошлом году в Иркутске прошел цикл встреч в формате «круглого стола», посвященных градостроительной политике, состоялся ряд общественных слушаний по территориальному планированию, и горожане проявили большой интерес к этим мероприятиям, чего раньше не отмечалось. Это внушает надежду.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Протасова Е.В.
   - Смирнов Н.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2010
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Иркутская область
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №4_2010
Цитирумость документа: 2
18:53:11 22.03 2011   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.014566898345947 sec, Question: 74