Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Информационный бюллетень/Содержание журналов/№2(79)2011/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Редакционная статья

Какой закон об ИПД нам нужен?

На сайте ГИС-Ассоциации проходит обсуждение долгожданного проекта федерального закона об ИПД, геодезической и картографической деятельности в РФ, подготовленного Департаментом недвижимости Минэкономразвития России (см. http://gisa.ru/proekt_fz_ipd.html). Его разработчики попытались объединить в одном документе задачи реформирования отрасли геодезии и картографии и создания инфраструктуры пространственных данных страны. Не касаясь вопросов оформления идей в конкретные слова, заметим, что множественность задач сделала этот документ весьма спорным, так как реализация принципа «два в одном» никогда не обеспечивала качественного решения «каждого из двух». Это отмечают практически все участники обсуждения.

Еще в 2006 г. после одобрения Правительством РФ Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных РФ (далее — Концепция РИПД), коллектив разработчиков документа пришел к выводу, что законодательное обеспечение его реализации должно быть выстроено в два этапа (см. дискуссии на http://www.gisa.ru/conceptripd.html ).

На первом необходимо внести поправки в Федеральный закон «О геодезии и картографии»:
— вводящие понятие единой цифровой картографической основы и перечень ее видов;
— выводящие это понятие из сферы действия законов о государственной тайне и авторских правах;
— обязывающие органы власти использовать единую цифровую картографическую основу при любом картометрическом описании пространственных объектов;
— заменяющие обязательную регистрацию работ на уведомительный учет в виде метаданных;
— закрепляющие распределение полномочий между уровнями власти и различными ведомствами по предоставлению цифровых картографических основ и ведению картографо-геодезических фондов (принцип: кто заказал, тот хранит и предоставляет данные).

На втором этапе предлагалось разработать новый федеральный закон «Об инфраструктуре пространственных данных», в котором определить:
— основные понятия ИПД (пространственные данные, базовые пространственные данные, метаданные, базовые пространственные объекты и др.) и стандарты их представления;
— обязанность органов власти по предоставлению наборов базовых данных, соответствующих их властным полномочиям;
— обязанность органов власти по использованию базовых пространственных данных;
— основную форму предоставления данных и услуг ИПД — геопорталы, геосервисы и их стандарты;
— формы и порядок перехода от использования единой цифровой картографической основы к базовым пространственным данным;
— организационную структуру ИПД, полномочия и функции органов ее управления, источники финансирования.

В 2010 г. при выполнении НИР по заказу Минэкономразвития России авторский коллектив ГИС-Ассоциации предложил дополнить понятийный ряд Концепции РИПД понятием «фундаментальные данные», включив в них информацию, обеспечивающую единство геометрического описания пространственных объектов (единую геоцентрическую систему координат, пункты Государственной геодезической сети, составные геометрически корректные и географически привязанные ортофотоизображения и цифровые модели рельефа), и предложил свои редакции поправок в ФЗ «О геодезии и картографии» и проект ФЗ «Об инфраструктуре пространственных данных» (см. http://www.gisa.ru/65015.html ).

Очевидное запаздывание воплощения положений Концепции РИПД не делает ее идеи менее значимыми или менее реализуемыми. Жизнь и технологии берут свое. Ярчайший пример — развитие проекта «Яндекс.Карты». Его инициатива — «Народная карта» — по сути и есть РИПД, только данные поставляют граждане нашей страны, а не органы власти. Роль единой картографической основы играют предоставляемые «Яндексом» составные относительно геометрически корректные космоснимки и теперь уже профессионально изготовленная общедоступная векторная карта (открытая цифровая картооснова). Почему же мы так настойчивы в своих претензиях на законодательное закрепление РИПД? Все дело в том, что любое решение мы должны принимать исходя из оценки ситуации «де-юре» и «де-факто». Если ситуацию «де-факто» мы можем понять из оперативных данных ДЗЗ и проектов типа «Народная карта», «Ямки на дорогах», «Несанкционированные свалки» и др. гражданских инициатив, то ситуацию «де-юре» нам может предоставить только власть, ибо это ее эксклюзивные полномочия.

Главное в этом ряду проблем — единая геометрия описания пространственных объектов, обеспечивающая сопоставимость данных из различных источников. Это и есть первоочередная задача реконструкции действующего законодательства.

Не менее важно обеспечение эффективности затрат на создание новых наборов пространственных данных вне зависимости от их источника: бюджет, коммерческие или частные средства. Решение этой задачи связано с упрощением и дебюрократизацией форм государственного регулирования и контроля в сфере геодезии и картографии. При этом требования к качеству данных не снижаются, просто основной контроль должен быть перенесен в зону потребления, а также созданы механизмы реагирования на претензии. Пожалуй, это все, что надо бы учесть в поправках к ФЗ «О геодезии и картографии». Закон же об инфраструктуре пространственных данных — это отдельная задача. Ее решение тоже нельзя откладывать, но необходимо учесть, что очевидное для Интернета (множественность источников информации, распределенное хранение и обработка данных, софт и данные как услуги) далеко не очевидно для российской власти, несмотря на провозглашенный государственной программой «Информационное общество» перенос в виртуальное пространство взаимоотношений власти и общества.

С.А. Миллер, ГИС-Ассоциация


См. также:
Каталог Организаций:
   - ГИС-Ассоциация
Каталог Авторов:
   - Миллер С.А.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Публикации / Наши издания / Информационный бюллетень / Уникальные рубрики / От редакции
Нормы и право
Публикации / Наши издания / Информационный бюллетень / Содержание журналов / №2(79)2011
Тематич. разделы / Инфраструктура ПД
Тематич. разделы / Геодезия
Тематич. разделы / Картография, ГИС
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: ИБ №2(79)2011
Цитирумость документа: 1
08:53:46 06.07 2011   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.0099689960479736 sec, Question: 110