На сайте Российской газеты опубликована точка зрения Г. Изотовой, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политики, о стратегии развития регионов. Полностью материал доступен по ссылке
15 августа в Петербурге прошло обсуждение стратегии Северо-Западного федерального округа. А осенью 2011г. в Северной столице пройдет десятый общероссийский форум "Стратегическое планирование в регионах и городах России", который подведет итоги конкурса региональных стратегий развития.
Главной идеей форума должны стать эффективные инструменты поиска новых ресурсов для регионального развития: нужен качественно новый подход в расходовании средств. Совместно с регионами необходимо искать новые источники роста.
Практически все регионы конкурируют друг с другом за инвестиции, за дополнительные ресурсы. Поэтому такой форум, где профессионально обсуждаются основные подходы к стратегическому планированию, где мы проводим мастер-классы, даем лучшие практики, чрезвычайно актуален. Так, одним из эффективных инструментов диверсификации региональной экономики является создание индустриальных парков. И если в 2009 году, когда мы провели первый конкурс региональных стратегий, эта идея только зарождалась и парки можно было пересчитать по пальцам, то к 2011 году уже более 25 субъектов реализуют подобные проекты. Это Самарская, Калужская, Ярославская, Вологодская, Московская, Владимирская области и многие другие.
Что сегодня является действительно важным для устойчивого развития российских регионов? Ничего нового! Стратегирование было и остается номером один - основой для любого развития. Проводится активная работа по совершенствованию Стратегии-2020. Создано несколько рабочих групп, которые занимаются актуализацией разделов и блоков Стратегии-2020. Однако необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу. Государственной Думой приняты пять законопроектов, в том числе в первом чтении проекты федеральных законов "О зонах территориального развития", "Об основах приграничного сотрудничества". Учитывая их значимость, мы планируем активизировать работу по указанным законопроектам во время осенней сессии.
На подходе Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Проект, разработанный минрегионом, который мы неоднократно поддерживали, все еще проходит согласительные процедуры.
Кроме того, находится в работе проект федерального закона "О государственном стратегическом планировании", разработанный еще в 2009 году. В эту осеннюю сессию планируем внести его в Госдуму.
Реализация процессов стратегирования на федеральном уровне осуществляется через Стратегии социально-экономического развития федеральных округов. Сегодня и эксперты, и политики, представители федеральных и региональных органов власти практически единодушно сходятся во мнении, что формат стратегий федеральных округов имеет свою специфику и полезность, но пока остается единственным рабочим инструментом для решения задач долгосрочного развития.
Система стратегического развития и территориального планирования регионов РФ в настоящее время находится в стадии формирования. Так, сейчас готовится стратегия СЗФО.
По данным минрегиона, в этом году на уровне субъектов Российской Федерации утверждено 60% (308) генеральных планов городских округов, 32% (573) генеральных планов городских поселений и лишь 14% (2661) генеральных планов сельских поселений.
Отсутствие схем территориального планирования у большинства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований негативно влияет на инвестиционную привлекательность и доходный потенциал соответствующей территории.
Для решения этой проблемы президентом подписан принятый Государственной Думой 9 марта 2011 года Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части вопросов территориального планирования".
Закон направлен на оптимизацию и упрощение процедур территориального планирования. Уточнены условия, при которых сельские поселения вправе не разрабатывать генеральные планы. Введена возможность подготовки проектной документации линейных объектов на основании документации по планировке территории без разработки градостроительного плана земельного участка. Перенесен на 1 год (до 31 декабря 2012 года) срок вступления в силу запрета на резервирование, перевод, изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, на предоставление земельных участков для строительства в случае отсутствия документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Не менее важным инструментом для инвестиционного развития потенциала регионов являются комплексные инвестиционные проекты, базирующиеся на принципах ГЧП. Ведь они способны не только сформировать вокруг себя зоны экономического роста, но и служить эффективным средством поддержки целых регионов.
Почему я акцентирую на этом внимание? Да потому что КИПы позволяют решать проблемы не только отдельных территорий, но и макрорегионов, например, таких как Северо-Запад России. Достаточно вспомнить проект индустриальных парков в Вологодской области.
Как КИПы будут работать? Инвестиционные проекты, разработанные и внесенные субъектами РФ в Экспертный совет минрегиона, получившие статус приоритетных, смогут рассчитывать на получение гарантий по федеральному закону N 39-ФЗ, с учетом готовящихся поправок к нему. Им полагается также финансовая и административная поддержка государства в первоочередном порядке.
В чем выражается финансовая поддержка? В приоритетном доступе к следующим инструментам государственной поддержки инвестиционных проектов, таким как инвестфонд, федеральные целевые программы, кредиты Внешэкономбанка и других банков с участием государства, предоставление государственных гарантий и другие.
Административная поддержка - это, в первую очередь, проводимый минрегионом и его Экспертным советом по региональной инвестиционной политике мониторинг реализации проектов; поддержка в прохождении различных видов государственной экспертизы; помощь в прохождении межотраслевых согласований, когда они касаются нескольких федеральных министерств и ведомств. Им будет оказано содействие в поиске инвесторов - через присвоение проектам статуса комплексных инвестиционных, снижение административных барьеров, формирование благоприятных инфраструктурных условий для инвесторов.