Российская газета: общественный транспорт в обязательном порядке оснастят спутниковой навигацией
В Российской газете опубликована статья Т. Фомченкова "Автобус пустят в космос". В ней он предлагает комментарии к Проекту приказа Минтранса Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Полностью статья доступна по ссылке.
Оснащение приборами ГЛОНАСС и их подключение к абонентскому терминалу полностью ложится "на плечи" владельца транспортного средства - эта норма четко прописана в порядке оснащения транспортных средств. Как и обязательность ее выполнения. По мнению экспертов, к увеличению стоимости проезда на общественном транспорте это нововведение привести не должно.
Даже наоборот, сообщили в пресс-службе НИС ГЛОНАСС, "как показывает практика, внедрение навигационных технологий приводит к сокращению расходов на перевозки, в частности, за счет экономии горюче-смазочных материалов и контроля нецелевого использования транспортных средств". Это подтвердили "РГ" и в минтрансе. Как сообщили "РГ" в пресс-службе министерства, прибор стоит от 9 до 16 тысяч рублей.
В ходе оснащения транспортного средства аппаратурой ГЛОНАСС будет осуществляться установка приемника сигнала, к которому будет прилагаться дополнительное оборудование для взаимодействия с автоматизированным центром контроля и надзора на транспорте Ространснадзора.
Устройство будет подключено к диспетчерскому центру региона или транспортной организации, а также и к автоматизированному центру контроля и надзора на транспорте (АЦКН) Ространснадзора.
Также в качестве обязательной процедуры будет проведено тестирование абонентского терминала, его пломбировка. После чего владельцу транспортного средства выдадут документ, подтверждающий оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с включением информации о терминале в базу данных АЦКН Ространснадзора.
Для каких целей будут устанавливать ГЛОНАСС?
Во-первых, для улучшения логистики управления транспортом. С помощью спутниковой навигации можно точно знать, где в данный конкретный момент находится автобус или электричка, понять, сколько времени тратится на маршрут, и таким образом оптимизировать перевозки, сделать их более комфортными для пассажиров. И в итоге - сэкономить деньги.
Во-вторых, для повышения безопасности пассажирских перевозок. В случае возникновения форс-мажорных ситуаций оператор в диспетчерском центре может предупредить о них водителей. А если беды избежать не удалось - оперативно направить помощь.
Какие показатели будут отслеживать в центре? В приложении к проекту приказа их целый перечень: помимо стандартных координат широты и долготы, определяющих местоположение транспорта, в список входят скорость и направление движения, признак передачи сигнала бедствия. Естественно, отслеживается номер установленного спутникового терминала, а также время и дата получения информации.
При этом в проекте приказа сроки, в течение которых все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, должны быть оснащены приборами спутниковой навигации, не установлены.
Нет ясности и по санкциям - в настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы за невыполнение требований по установке ГЛОНАСС пока не предусмотрены. В минтрансе "РГ" подчеркнули, что к нарушителям будут все-таки применяться штрафы, законодательно это закрепят позже. А вот лишать лицензий не будут. В то же время получение соответствующей лицензии на перевозку пассажиров в будущем будет невозможно без наличия в транспортном средстве прибора спутниковой навигации.
Стоит напомнить, что проект приказа минтранса подготовлен в рамках выполнения технического регламента о безопасности транспортных средств. И касается он не только общественного транспорта. В список входят также космические средства (ракеты-носители, разгонные блоки, космические аппараты и корабли, спускаемые капсулы), воздушные суда государственной, гражданской и экспериментальной авиации, морские суда и суда внутреннего речного и смешанного плавания, а также автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки специальных и опасных грузов.