Stavrpravda.ru: Управление Росреестра по Ставропольскому краю нацелено на эффективность госземконтроля
На сайте stavrpravda.ru, размещена статья Ю.Уткиной "Управление Росреестра по Ставропольскому краю нацелено на эффективность госземконтроля", в ней приводится интервью с с заместителем руководителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю Б. Файскановым. Полностью материал доступен по ссылке.
С 1 августа 2011 г. требования к нарушителям земельного законодательства в нашей стране заметно ужесточились. Как говорится, отступать от норм теперь стало накладнее. А кроме того, несколько изменились правила осуществления проверок в сфере Госземконтроля.
О свежих законодательных новациях и об эффективности земельного надзора в нашем регионе корреспондент «СП» побеседовал с заместителем руководителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю Б. Файскановым.
— Борис Фарисович, насколько для жителей Ставрополья актуален так называемый земельный вопрос, можно судить, к примеру, по содержанию почты редакции нашей газеты. Вопросов у населения и бизнеса немало. Потому в начале нашего разговора спрошу: что в целом является объектом Госземконтроля и с какими нарушениями ваша служба в последнее время сталкивается чаще всего?
— Государственный земельный контроль за использованием и охраной земель – одна из основных функций управления земельными ресурсами. От эффективности этого вида надзора, по сути, зависит их сохранение, в том числе и для будущих поколений. Объектом Госземконтроля являются земельные участки и правоотношения, связанные с их предоставлением, изъятием и использованием. Ведь собственники и арендаторы земли в идеале должны быть нацелены на ее рациональное использование в соответствии с целевым назначением и условиями предоставления. К примеру, не должны на пашне «вырастать» автозаправочные станции, а вместо жилых домов появляться торговые центры.
Госземконтроль осуществляется в форме проверок исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и отдельными гражданами требований земельного законодательства. При этом, подчеркну, выявление нарушений для инспектора не является единственной задачей. О реальном результате и эффективности контроля можно будет говорить, когда оно полностью устранено, все предписания исполнены и виновные привлечены к административной ответственности. Только тогда можно вести речь о восстановлении законности.
Как показывает практика, среди нарушений наиболее часто фиксируются самовольное занятие земельного участка или его использование без правоустанавливающих документов. И с жалобами на подобные случаи и другие факты несоблюдения земельного законодательства каждый может обращаться как в Управление Росреестра по Ставропольскому краю, так и в его территориальные отделы в муниципальных образованиях.
— Теперь давайте поговорим о конкретной статистике и тенденциях, которые можно проследить, к примеру, по первому полугодию.
— Его итоги уже известны. Так, за январь – июнь 2011 года в крае было проведено 4477 проверок соблюдения земельного законодательства, абсолютное большинство из которых являлись плановыми. В итоге выявлено 2423 нарушения, основную массу которых – более 1990 – допустили физические лица. Общая сумма штрафов, вынесенных государственными инспекторами по использованию и охране земель и мировыми судьями, превысила полтора миллиона рублей, из которых уже взыскано более 1,4 миллиона.
Естественно, штрафами законодательство не ограничивается и предусматривает меры, направленные на восстановление нарушенного права. Так, в первом полугодии нами было вынесено почти 1800 предписаний об устранении нарушений, 55 предупреждений о возможном прекращении прав на землю и 7 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. То есть, как видно из этих цифр, система Госземконтроля не строится исключительно на наказании. Как я уже говорил, основная задача – добиться порядка и удостовериться в устранении нарушения.
Конечно, при невыполнении предписания инспектора по использованию и охране земель в ход идут меры административного воздействия с дальнейшим направлением материалов дела в суд. Кроме того, в некоторых случаях Управлением Росреестра направляются материалы в органы прокуратуры и внутренних дел для привлечения лиц к уголовной ответственности и принятия мер по фактам нарушений земельного законодательства. Так, в январе – июне 2011 г. по результатам проверок туда был передан 31 материал.
— Кстати, о наказаниях. В свете последних изменений в законодательстве насколько строже государство стало к нарушителям? И достаточно ли сейчас у органов Госземконтроля инструментов для воздействия на них?
— 1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 242, который внес изменения в отдельные законодательные акты по вопросам осуществления государственного и муниципального контроля, в том числе и в Земельный кодекс. Кроме того, корректировки затронули и вопросы государственного воздействия на нарушителей.
В частности, теперь предусмотрена такая мера, как наложение административного штрафа за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа Госконтроля при проведении проверок или уклонение от них. Это то, с чем нередко приходится сталкиваться почти всем контролирующим ведомствам. Теперь гражданам за подобные нарушения грозит штраф от 500 до 1000 рублей, должностным лицам – от 2 до 4 тысяч рублей, юрлицам – от 5 до 10 тысяч рублей.
Также предусмотрен и административный штраф за действия (бездействие), если это повлекло невозможность проведения или завершения проверки. Здесь цифры уже больше. Размер штрафа для должностных лиц установлен в размере от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей.
И, на мой взгляд, справедливо, что ужесточена ответственность за повторное совершение административного правонарушения. То есть человеку или предприятию, скажем так, выгоднее будет исправить ситуацию, чем отвечать рублем. Ведь размер административного штрафа для должностных лиц составит от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года. А для юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Добавлю, что устранение нарушений земельного законодательства остается одним из самых проблемных направлений деятельности Управления при исполнении полномочий по государственному земельному контролю. Из 1050 вынесенных предписаний, срок исполнения которых наступил к окончанию первого полугодия 2011 года, устранено только 62% нарушений, по остальным мы продолжаем работать.
При этом нельзя сказать, что инструменты для принуждения лиц к устранению нарушений земельного законодательства, имеющиеся в распоряжении органов государственного контроля, неэффективны. Здесь особую значимость приобретает эффективное взаимодействие с органами местного самоуправления, прокуратурой и заинтересованными организациями.
— При этом упомянутые вами межведомственные контакты сейчас играют не последнюю роль и в процессе планирования, не так ли?
— Безусловно, в принципе результативность и эффективность государственного земельного контроля сейчас сильно зависит от того, насколько налажено взаимодействие Росреестра с прокуратурой, органами исполнительной власти и местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению земельного контроля. Ведь уже на стадии планирования проверок важно обеспечить полноценный обмен информацией, особенно в свете федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий государственного и муниципального контроля. Со стороны, конечно, не видно этого большого массива работы, которая проводится на подготовительных стадиях.
В Управлении Росреестра по СК вопросам взаимодействия с иными органами государственного контроля и органами власти придается особое значение. Планирование проверок госинспекторами осуществляется не только исходя из сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастра недвижимости, но и на основании информации, полученной в рамках информационного взаимодействия с другими ведомствами и муниципалитетами. При этом постепенный перевод этого взаимодействия в электронный режим делает эти процедуры более оперативными.
Напомню также, что все планы проверок мы в обязательном порядке согласовываем с прокуратурой. А если говорить о внеплановых мероприятиях, то одним из позитивных изменений законодательства, вступивших в силу 1 августа 2011г., на мой взгляд, можно считать уточнение оснований для проведения внеплановых проверок в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Одним из таких оснований является требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям.
— Борис Фарисович, традиционно много говорится о том, что причиной многих нарушений земельного законодательства является правовой нигилизм нашего населения. Вы с этим согласны?
— Знаете, если бы мне пришлось отвечать на этот вопрос лет десять назад, я бы согласился с вами и сказал о низком уровне правового просвещения бизнеса и населения. Однако сейчас ситуация кардинально меняется: бурное развитие новых технологий обеспечило всем нам простой доступ к информационным ресурсам, растет скорость принятия решений по всем вопросам. То есть следить за изменениями в законодательстве для современного человека не составляет особого труда. Как известно, в открытом доступе публикуются все планы проверок. И предприниматели, узнав, что их посетят инспекторы той или иной службы, смогут заранее подготовиться. Более того, на мой взгляд, земельное законодательство сейчас приведено в то состояние, в котором практически все его нормы реально работают, пробелов становится все меньше. А это значит, можно найти решение практически любого вопроса.
И конечно, в Росреестре есть понимание того, что уровень законности складывается не только в зависимости от того, как эффективно осуществляются государственными органами мероприятия по контролю, но и в немалой степени от уровня правовой культуры населения. Потому разъяснительная работа ведется очень широко и в СМИ, и в Интернете. В частности, по-настоящему полезным ресурсом стал сайт Росреестра. Там сосредоточена вся ключевая информация, в том числе касающаяся и государственного земельного контроля.