Татарстан: кадастровую оценку можно будет оспорить
Как сообщает пресс-служба управления Росреестра по РТ, в Татарстане будет создана специальная комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Так как в настоящее время в республике проводится государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, в составе земель водного фонда и объектов капитального строительства, обратиться в комиссию смогут все те, кто не согласен с результатами оценки именно этих объектов.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) будет создана Управлением Росреестра по Республике Татарстан в 4 квартале 2011 года - когда закончатся работы по оценке земель сельскохозяйственного назначения, водного фонда и объектов капитального строительства. В ее состав помимо представителей органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке (Росреестра), также войдут представители органов исполнительной власти, кадастрового учета, саморегулируемых организаций оценщиков, Национального совета по оценочной деятельности и другие.
Возможность оспорить результаты определения кадастровой стоимости в досудебном порядке появилась впервые, благодаря внесенным в 2010 году изменениям в Федеральный закон «Об оценочной деятельности», а также Земельный кодекс РФ. Указанные изменения внесены Федеральным законом №167-ФЗ от 22.07.2010 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, в данный Закон была включена глава, регулирующая порядок формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, порядок определения кадастровой стоимости, порядок утверждения результатов определения кадастровой стоимости и т.д., а также порядок рассмотрения споров в специальных комиссиях. А по мнению специалистов отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Республике Татарстан, их возникновение неизбежно.
Дело в том, что при проведении государственной кадастровой оценки, которая, понятно, носит массовый характер, учесть все индивидуальные особенности, в данном случае, того или иного земельного участка сельхозназначения, (например, состав почвы, плодородность и тому подобное), по объективным причинам не всегда возможно. Поэтому если кто-то, будь то физическое/юридическое лицо или органы государственной/муниципальной власти, не согласится с результатами определения кадастровой стоимости, то он может их обжаловать, обратившись с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов в создаваемую для этих целей Комиссию, таким образом, минуя судебные инстанции.
Как показывает практика, чаще всего спорные ситуации возникают тогда, когда кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную его стоимость. А так как кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, то желание ее понизить становится вполне очевидным.
Итак, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в Комиссии по таким основаниям, как недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, или если на дату установления кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости была установлена его рыночная стоимость. Сделать это можно в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Также надо иметь в виду, что Комиссией будут рассматриваться результаты работ по государственной кадастровой оценке, выполненные в соответствии с договорами, заключенными по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона №167-ФЗ от 22.07.2010. Что касается результатов кадастровой оценки, проведенной в Татарстане в 2010 году, то данные поправки, к сожалению, не могут к ним применяться, поскольку статья пятая данного закона гласит, что «поправки, внесенные Законом №167-ФЗ не применяются к ГКОЗ, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня официального опубликования названного закона и работы по проведению которой не завершились в этот срок». А это значит, что, например, в Комиссии не могут быть рассмотрены обращения по результатам кадастровой стоимости земель населенных пунктов, так как договор на проведение ГКОЗ Управлением Росреестра по Республике Татарстан был заключен в июле 2010 года, а вышеуказанные изменения вступили в силу в сентябре 2010 года.
Комиссия рассматривает споры о результатах определения КС на основании заявления о пересмотре КС с приложением следующих документов:
— кадастровый паспорт объекта недвижимости;
— нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости;
— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости (если заявление о пересмотре КС подается по основанию ошибочности указанных сведений);
— отчет об оценке рыночной стоимости (если заявление о пересмотре КС подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости);
— положительное экспертное заключение СРО оценщиков;
— иные документы.