Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2011/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Регулирование роста городов

Нестерова А. И. ( «БайкалРегионСтрой», Иркутск)

Нестерова А.И.

Расползание городской ткани

Свыше 80 % населения крупнейших стран мира сосредоточено в городах и на урбанизированных территориях. Несмотря на очевидные преимущества жизни на собственной земле вдали от стрессов, неизбежных для горожан, большинство людей предпочитают мегаполисы или даже небольшие города, потому что они предлагают разнообразие возможностей. И чем больше возможностей, тем больше людей стремятся в города, что влечет за собой их неминуемый рост.

В последние несколько десятилетий в градостроительной теории и практике в контексте роста городов употребляется термин «urban sprawl» (расползание городской ткани), возникший в США в 60-е гг. XX в., когда на волне усиленно растущей автомобилизации населения и доступности земельных участков под частное использование города начали разрастаться вдоль магистралей, а также поглощать на своем пути сельскохозяйственные угодья и ценные природные ландшафты.

В настоящее время эти процессы характерны практически для всех современных городов, независимо от площади и плотности населения. Причинами расползания, помимо выше названных, являются сложные земельно-правовые отношения между муниципалитетами и частными лицами, стремление максимально оправдать интересы инвесторов.

Очевидно, что само явление расползания в корне противоречит принципам устойчивого развития, ведь в ходе активного застраивания пространственных резервов и ценных территорий из внимания пропадает ландшафтная сообразность, транспортно-инженерный каркас перестает обеспечивать стабильное функционирование систем, значительно ухудшается экологическое состояние и качество городской среды.

Для сдерживания подобных процессов необходимы компромиссные решения и стратегии долгосрочного развития городов. В 70-х гг. XX в. в США зародилась теория «Умного роста» (Smart growth). В основе данной теории лежит принцип компактного города, удобного для пешеходов с преимуществом общественного транспорта, с развитым «духом места» и активным участием всех городских сообществ в развитии города. Инструментами градостроительной деятельности в данном случае являются разработка локальных регламентов использования территории и определение воздействия объектов градостроительства на окружающую среду. Примерами применения теории «Умного роста» могут служить города США: Арлингтон, Миннеаполис, Денвер.

Группа американских архитекторов предложила в середине 80-х гг. новую идею – полицентрическую модель города. Согласно этой идее город состоит из кластеров, в пределах которых каждый житель может реализовывать все свои основные интересы. Границами кластеров выступают природные ландшафты – парки, реки, леса – а скоростной общественный транспорт призван соединять территориальные модули между собой. Принцип полицентризма применим в городах различного масштаба – от небольших до самых крупных. Среди примеров наиболее известны Сисайд (Флорида, США), Сток-он-Трент (Великобритания), Рурская область (Германия).

Идея полицентризма, или децентрализации, может быть применена в масштабах региона. Для многих регионов России характерной чертой является концентрация населения и деятельности в областных центрах и близлежащих населенных пунктах, при этом остальная (большая) часть территорий остается слабо заселенной и недостаточно освоенной.

В основе применения любой теории лежат грамотная и четкая организация и строгое регулирование земельных отношений как инструментов сдерживания расползания мегаполиса. Необходим постоянный контроль соответствия использования территорий функциям, определенным генпланом. В противном случае любые начинания в конечном итоге приведут к еще большему ухудшению градостроительной ситуации.

Анализ роста г. Иркутска

Исторически Иркутск развивался как богатый купеческий город на пересечении торговых путей и являлся так называемыми воротами в Азию. Сибирский город славился также уникальным архитектурным обликом, составленным деревянным зодчеством с искусно украшенными домами, изящными церквями и большими публичными садами и парками. Октябрьская революция и последующий советский период значительно изменили имидж города, иркутяне потеряли половину культовых сооружений, территории парков начали застраиваться. Параллельно активно развивались жилые районы, научно-образовательная и общественная инфраструктуры.

В последние десятилетия в контексте роста города наблюдаются различные процессы, указывающие на разрастание и уплотнение городской ткани, что не является критичным, поскольку Иркутск – сравнительно небольшой по площади и населенности город, но это не подразумевает и качественных преобразований городской среды (рис.1).
Современное состояние г. Иркутска


Одной из основных тенденций роста является превращение дачных кооперативов в пригородах в коттеджные поселки. Безусловно, это говорит о повышении уровня жизни населения и о закреплении понятия «частная собственность» в сознании жителей. Однако в отличие от дачного кооператива коттеджному поселку требуется развитая инфраструктура, но на данный момент параметры и характер застройки территорий не позволяют ее создать, и жители вынуждены постоянно перемещаться в центр города на места работы, учебы, отдыха и досуга.

Превалирующим принципом освоения селитебных территорий в Иркутске в настоящее время является точечная застройка. Использование свободных территорий под жилую застройку не противоречит функциям, заложенным в генеральном плане города. Тем не менее, отличительной чертой данной тенденции является стремление построить максимальное количество арендных площадей на отдельно взятом участке без учета ценности используемого ландшафта, с нарушением градостроительных норм и зачастую с ущербом для открытых пространств. Эта тенденция говорит об отсутствии какой-либо стратегии развития городской территории и стопроцентном преобладании интересов застройщика. Так же в широком доступе отсутствуют статистические данные о соотношении введенных в эксплуатацию площадей и фактически купленных.

В последние годы архитекторы и девелоперы вернулись к районному проектированию как форме жилой застройки. Примером реализации подобных проектов служат жилые микрорайоны «Ершовский» и «Зеленый берег», позиционированные застройщиком как экологически чистые жилые районы с новым качеством пространства и жизни, – фактически они представляют собой довольно плотную структуру, качество пространства которых значительно ниже, чем в соседнем микрорайоне, построенном в 70-е гг. XX в.

В историческом центре города, несмотря на включение его в список кандидатов в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, активно и бесконтрольно разрастается китайский рынок. Наиболее популярным способом освобождения площадок от объектов деревянного зодчества под торговые площади является поджог. По качеству среды китайский рынок напоминает трущобы, его расширение способствует увеличению числа нелегальных мигрантов, приезжающих в центр города торговать. Вечерами центральный рынок представляет собой крайне непривлекательный социально опасный район.

Увеличение числа объектов торгово-развлекательной функции стало преобладающей особенностью развития социально-общественной инфраструктуры города, в особенности в историческом центре. Объекты культуры, искусства, образования, здравоохранения, спорта, рекреационные и прибрежные территории на данный момент остаются вне сферы интересов девелоперов.

Характер развития города определяют, прежде всего, интересы застройщика, и эти интересы ограничиваются только объектами жилищной и торгово-развлекательной сферы. Качественная городская среда не привлекает инвесторов, потому что не является арендной площадью под продажу.

Кроме того, в масштабе области наблюдается миграция населения в Иркутск и его города-спутники. Значит, в будущем Иркутск будет расти еще интенсивнее, и если сохранятся современные тенденции роста, то город потеряет свою идентичность навсегда.

Чтобы не допустить утраты городом своего исторического облика и превращения его в современные трущобы с преобладающей торгово-развлекательной функцией, необходимо руководствоваться следующими принципами.

В основе всякой деятельности должна лежать ответственность, в первую очередь ответственность застройщика, использующего территориальный потенциал города. И если материальное является в данном случае определяющим, то действенным инструментом для взывания к совести и сознательности может послужить финансовая компенсация ущерба окружающей среде, наносимого новым строительством.

Необходима новая стратегия регионального развития, учитывающая сбалансированное инвестирование и развитие поселков и небольших городов. В основу данной стратегии может быть положен простейший механизм – «мне интересно в моем поселке, здесь есть, чем заняться».

В масштабах города необходимо применить принцип выделения и развития локальных городских территорий, для которых будут разработаны локальные градостроительные регламенты и правила землепользования и застройки. Причем данные регламенты должны иметь юридическую силу, и их несоблюдение должно караться на практике.

Важно соблюдать принцип зеленого пояса. Леса и природные ландшафты, окружающие город, представляют собой не только потенциальные площадки под новое строительство, но, прежде всего, поддерживают экологический баланс и компенсируют ущерб окружающей среде, наносимый жизнедеятельностью города. Также сохранение параметров зеленого пояса и неприкосновенность сельскохозяйственных угодий препятствуют бесконтрольному расползанию городской ткани.

Все перечисленные меры должны приниматься в контексте продуктивного диалога между властями, инвесторами и горожанами, ведь каждый является участником городского сообщества, и от того, насколько сознательным и ответственным будет это участие, зависит будущее города.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Нестерова А.И.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2011
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Иркутская область
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 8


Источник: УРТ №2_2011
Цитирумость документа: 1
15:36:21 01.10 2011   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.066986083984375 sec, Question: 74