Спутниковые технологии помогли в увеличении транспортной активности на Северном морском пути
В навигацию 2011 года активность транспортных операций на Северном морском пути в транзитном сообщении выросла не менее чем в 6 раз, и объём перевезённых грузов составил около 820 тысяч тонн. Всего в летне-осеннюю навигацию было выполнено 34 транзитных рейса, 12 судов имели водоизмещение более 70 000 тонн. ФГУП «Атомфлот» использует космические снимки для выбора безопасного и эффективного маршрута плавания ледоколов и судов по трассам Северного морского пути. Опытом внедрения космических технологий в практику поделился ведущий специалист ФГУП «Атомфлот» Анатолий Давыдов, выступая 1 декабря на 5-й Международной конференции «Земля из космоса — наиболее эффективные решения».
— Исходя из анализа ледовой обстановки, производимого на основе спутниковой информации, и прогноза поля давления у Земли на 1-7 суток вырабатывается наиболее благоприятный маршрут каравана по участкам с наиболее легкими ледовыми условиями, — отметил Анатолий Давыдов.
Источниками информации о ледовой обстановке служат данные MODIS спутников Terra и Aqua разрешением 250 м в оптическом диапазоне, радиолокационные данные Radarsat-1/-2 разрешением от 8 до 100 м, информация со спутников EROS A, EROS B и SPOT 5 разрешением 1,9 м, 0,7 м и 5 м, в частности предоставляемые ИТЦ «СКАНЭКС», а также донесения с ледоколов.
Всего в 2010 г. специалисты ФГУП «Атомфлот» получили и обработали более тысячи изображений, в том числе ИТЦ «СКАНЭКС» передал около 130 радиолокационных изображений и около двадцати изображений в оптическом диапазоне более высокого разрешения (до 0,7 м). В 2011 г. количество снимков, оперативно предоставленных ИТЦ «СКАНЭКС» в адрес ФГУП «Атомфлот», превысило 200. Вся полученная информация анализировалась в Штабе морских операций ФГУП «Атомфлот» и, затем по спутниковым каналам связи передавалась на атомные ледоколы вместе с рекомендациями Штаба.
Особый интерес с точки зрения анализа и прогнозирования ледовой обстановки на трассах Севморпути представляет обеспечение трансарктических рейсов, когда требуется получение снимков на всем протяжении трассы от островов архипелага Новая Земля до Берингова пролива по мере продвижения каравана.
— При выборе маршрута плавания при помощи спутниковых данных отслеживаются также формирование полыней, границы старого льда, положение айсбергов и стамух, — сказал Анатолий Давыдов.
Приобретённый опыт показывает, что активное применение оперативной спутниковой информации в 2010-2011 годах позволяет существенно повысить безопасность и результативность ледокольных операций в Арктике.
Инженерно-технологический Центр (ИТЦ) «СКАНЭКС» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации
Инженерно-технологический Центр (ИТЦ) «СКАНЭКС» (www.scanex.ru) предоставляет интегрированные решения на рынке ДЗЗ: — прием на сеть собственных станций УниСкан™ и распространение (http://catalog.scanex.ru ) данных Terra/MODIS, Aqua/MODIS, IRS-1D, Resourcesat-1 (IRS-P6), Cartosat-1 (IRS-P5), Cartosat-2, SPOT 2, SPOT 4, SPOT 5, Formosat-2, EROS A, EROS B, RADARSAT-1, ENVISAT-1; — распространение данных Landsat 4/5/7, ASTER, TerraSAR-X, IKONOS, GeoEye-1, QuickBird, WorldView-1/2, ALOS, — разработка и поставка универсальных аппаратно-программных комплексовАлиса-СК™ (L-диапазон) для приема метеоданных NOAA, MetOp, FengYun и УниСкан™ (X-диапазон) для приема и обработки данных с разрешением до 0.7 м (www.scanex.ru/ru/stations); — разработка и поставка программ обработки изображений Земли из космоса ScanMagic®, ScanEx Image Processor®, ScanEx SPOT Processor®, ScanEx SAR Processor®, ScanEx ENVISAT ASAR Processor® (www.scanex.ru/ru/software); — создание геопорталов с использованием изображений Земли из космоса (www.kosmosnimki.ru); — выполнение тематических проектов с использованием данных ДЗЗ; — предоставление оперативного доступа к данным датчиков MODIS через Интернет (http://eostation.scanex.ru ); — реализация некоммерческих проектов по популяризации использования спутниковых снимков Земли в образовании, экологии, туризме и др. (www.transparentworld.ru).