В рязанском художественном музее представлены образцы допетровской картографии
На сайте газеты "Рязанские ведомости", опубликована статья К.Лебедевой "Облик старой Рязани". В ней рассказывается о выставке "Архитектурная графика XVIII – начала XX веков", которая проходит в областном художественном музее имени И.П. Пожалостина. Полностью материал доступен по ссылке.
Это совместный выставочный проект музея и Государственного архива области. Широкому кругу зрителей впервые представлено около шестидесяти проектов, чертежей, зарисовок, выполненных губернскими архитекторами. На выставке можно увидеть графические работы людей, трудами которых преображалась провинциальная Рязань. Это Иван Сулакадзев, Сергей Щёткин, Николай Воронихин, Иван Цеханский, Александр Биндеман, Никифор Милюнов, Иван Стопычев, Антон Кандинов, Николай Шеин. Для чертежей использована обычная бумага, но сделаны все проекты акварелью.
По словам научных сотрудников музея, наибольший интерес вызывают уникальные образцы допетровской картографии. Географический чертёж окрестностей Богословского монастыря интересен тем, что у него нет масштаба, а обозначения объектов носят схематический характер. Есть и план архиерейского двора в Рязанском кремле из собрания чертежей и планов духовной консистории.
На выставке можно узнать, как раньше назывались многие улицы Рязани: современная улица Свободы – Мальшинская, Радищева – Левицкая. Представлено много проектов домов купцов, мещан. Одни не сохранились до сегодняшнего дня, другие полностью перестроены или утратили некоторые элементы первоначального декора (балконы, ворота, фасады), третьи же находятся в практически разрушенном состоянии (дом купца Рудакова на улице Кольцовой). На углу современных улиц Свободы и Садовой сохранился дом купцов Шульгиных с полностью перестроенным фасадом. Картинная галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская» расположена в доме мещанина А. Михайлова (сохранился в полностью перестроенном виде).
Любопытный экспонат – план усадьбы губернского архитектора Н.Воронихина, составленный как доказательство к следственному делу о краже: на чертеже пунктирной линией обозначены следы вора. Представлено много проектов административных и культурных зданий Рязани: это присутственные места, казённая палата, епархиальное училище, проект деревянного театра (он так и не был реализован). Целый зал занимают проекты фасадов дома губернской земской управы. В 1915 году проводился конкурс на лучший из них. Проекты выдвигались под девизами и условными знаками. Интересны они тем, что представляют почти все направления русской архитектурной мысли начала XX века.
Есть на выставке чертежи и зарисовки объектов Касимова, Сапожка, Скопина, Ряжска, планы этих городов. Представлена гравюра «Виды губернского города Рязани», полное собрание законов Российской империи (планы городов). Интерес вызывают и канцелярские перья начала XIX века: они попали в архив потому, что использовались в качестве закладок.
Как писал Н.В. Гоголь в статье «Об архитектуре нашего времени»: «Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе». Заместитель директора по научной работе Государственного архива Дмитрий Филиппов говорит, что в современной архитектуре очень мало души человеческой, в отличие от представленных на выставке работ.