АНО БТИ: документы МЭР по нашим замечаниям сокращаются в объёме раза в три, а суть не меняется
На сайте АНО БТИ размещена статья "Министерств и ведомств в России много, а институт БТИ один", посвящённая прошедшей в Москве конференции ФСИ. Ознакомиться с материалом полностью можно по ссылке
15 декабря завершилась конференция Федеративного союза инвентаризаторов России (ФСИ) по вопросам технической инвентаризации и технического учёта строений, роли и месту БТИ в современных условиях.
В конференции приняли участие представители БТИ из 42 регионов РФ, а также специалисты профильных министерств и ведомств РФ, представители смежных профессиональных и общественных организаций, в т.ч. АНО БТИ.
Конференция прошла в режиме рабочего совещания, без излишних эмоций, оваций и агитаций, и завершилась принятием Резолюции, в какой-то мере отражающей общий настрой участников.
Последовательность выступлений участников была примерно следующей:
1. Выступления специалистов БТИ РФ из "пилотных" регионов, первыми приступивших к передаче сведений из БТИ РФ в ГКН (Иркутская, Самарская, Тверская области) ;
2. Выступления представителей Минэкономразвития РФ и Росреестра;
3. Выступления представителей общественных организаций и смежников;
4. Выступления специалистов из БТИ РФ.
Некоторое представление о тематике и сути выступлений участников можно получить из следующих выдержек из их выступлений (авторство в данной статье не указывается):
— документы МЭР по нашим замечаниям сокращаются в объёме раза в три, а суть не меняется, т.е. наши принципиальные замечания просто игнорируются…
— в документах кадастровых инженеров и БТИ зачастую несколько подписей, в т.ч. граждан или представителей собственников, которые не имеют и не намерены иметь электронных цифровых подписей (ЭЦП). Такие документы можно передавать только на бумажных носителях, да ещё и в трёх экземплярах. Однако по нормам МЭР при этом требуется ещё и электронная копия. По любой запятой ЗКП даёт отказ, и вся бумажно-электронная работа переделывается вновь. Двойной документооборот (электронный и бумажный), порождает бесполезные затраты времени и средств …
— затраты растут, а расценки на работы снижаются…
— БТИ выгружает информацию в базы данных Росреестра, а она там где-то оседает или теряется. Выдачи информации нет, как из чёрного ящика. Руководители регионов на свои запросы информации о конкретных участках и строениях получают отказы и озадачиваются вопросом типа "что-то я не пойму, почему у Росреестра нет информации"…
— с 1 января надо предоставлять Техплан ОКС в новом формате ХМL, а его на сайте Росреестра нет. На освоение нового формата надо минимум 3 недели. Мы не успеваем, а у ЗКП один ответ … "будем лишать аккредитации"…
— в "пилотных" регионах с 1 января 2012 г. "аккредитация" не требуется, а старый ЕГРОКС не работает…
— в 2010 г. году делали оцифровку техпаспортов БТИ, и сделали с браком, потратив миллионы рублей. Специалисты БТИ дали замечания и не стали подписывать копии. С нами согласились, но на подпись копий больше не предъявляли. Надо полагать, что эти бракованные копии или вошли в состав ГКН, или их просто выбросили в корзину. А в этом году эти же документы вдруг "цифруют" по второму разу…
— учредители БТИ и граждане не ведают, что с 2012 г. вступает в силу новый порядок учёта ОКС. Грозящие неприятности (удлинение сроков, удорожание работ и др.) могут стать неожиданностью. Кроме того, договор с гражданами надо заключать не на предмет техучёта в БТИ или в ЗКП, а на предмет передачи сведений в ЗКП. Надо написать письма учредителям и дать информацию в СМИ…
— в 2006 г. из БТИ в ЗКП передали сведения о 70% объектов по нашей области. Все ушло в буфер, а не в дело. Всего на сегодняшний день из БТИ в ЗКП передали сведения о 728 тысяче ОКС, а всего по области более 1 млн. объектов. Нет сведений об объектах в сельской местности…
— в создаваемом Государственном кадастре недвижимости (ГКН) есть сведения о координатах участков без строений и о координатах строений без участка. Если уж участки не стыкуются друг с другом, то как состыковать участки со строениями? Без сомнения, немалая часть строений наложится на чужие участки.
— сразу скажу, что 70% прочтений специалистами БТИ приказа №5772 некорректно и ошибочно понято. Формат XML есть на сайте Росреестра. Если есть электронный образ документа. То бумажный не нужен. Предлагаю вести диалог в режиме "Вопрос-ответ"…
— министр справедливо спрашивает, о какой плате за доступ к информации может идти речь? Какая плата? Это государственный информационный ресурс…
— МЭР РФ лишает БТИ источника дохода. Но одновременно требует бесплатного предоставления информации. Деньги не за доступ, а за обслуживание.
— разработка программного обеспечения для передачи данных в ГКН и подготовка специалистов требует значительных затрат…
— было поручение Президента о скорейшем введении единого налога на недвижимость. Мы должны дать оценщикам необходимые для оценки сведения к 1 июня. Это государственная задача…
— мы более трёх лет работаем с формированием базы данных в электронной форме. Понесли значительные затраты, но сейчас эти затраты окупаются…
— отчет 1 - жилфонд по Омской области представили 4 аккредитованные организации: ФКЦ Земля, ФГУП БТИ, ГУП БТИ, ВИСХАГИ. Кому верить? …
— ни учреждения БТИ, ни БТИ в оргформе казённых предприятий не получают бюджетного финансирования и вынуждены искать заказы и получать доходы от выполнения платных услуг и иных возмездных видов деятельности….
— кадастровый учёт и технический учёт - это два разных вида учёта.
— нотариусы нацелены на то, чтобы граждане не бегали по инстанциям, а получали комплекс услуг быстро и в одном месте. Если речь идет о наследстве, то нотариус пытается решить все вопросы сам, запрашивая нужную информацию у ведомств и/или у смежных организаций. Пока большинство нотариусов пользуются услугами БТИ: более оперативно и актуально…
Приведенные выдержки из докладов - это не доклады, но они во многом показательны.
По мнению представителя АНО БТИ, принявшего участие в конференции, по выступлениям участников конференции можно сделать следующие выводы:
— МЭР РФ более не считает, что кадастровый учёт заменяет и госучёт жилфонда, и техучёт строений и сооружений, являющихся недвижимостью, и другие виды специального учёта;
— специалисты БТИ укрепились в мысли, что неизбежно разделение кадастрового учёта земельных участков с строениями (для цели налогообложения и регистрации прав) и технического учёта строений с участками при них (для целей налогообложения, регистрации обязательств, а также для управления и организации эксплуатации);
— руководители БТИ осознают необходимость организационно-технологических преобразований БТИ (в т.ч. в части более ускоренного внедрения ЭЦП, материалов ДЗЗ, форматов передачи сведений для межведомственного взаимодействия) и имеют реальные варианты для этого, в т.ч. путём совмещения основной деятельности с кадастровой, оценочной и иными смежными видами деятельности;
— то обстоятельство, что специалисты БТИ в силу широкой области использования инвентаризационных сведений и иных документов БТИ вынуждены руководствоваться различными методиками (методики ЖКХ для использования сведений БТИ в сфере ЖКХ, методиками и указаниями Минфина и ФНС для использования информации БТИ в сфере налогообложения, методиками Росстата и МРР РФ для госучёта жилфонда, методиками Минкомсвязи и МЭР РФ для межведомственного обмена информацией, Методиками Минюста РФ и МЭР РФ для цели регистрации документов имеющих юридическую значимость) указывает не на подведомственность БТИ этим органам госвласти, а на необходимость разработки собственных стандартов, сочетающих в себе требования различных методик различных ведомств. Подведомственность БТИ определяется Уставом, а не ведомствами, которые вынуждают действовать БТИ по своим правилам и нормам.
— выбор оргформ деятельности БТИ многовариантен, но выбор предпочтительных вариантов целесообразнее производить после внесения изменений в ГК РФ. К предпочтительным оргформам деятельности целесообразно относить те, которые при конкретной структуре работ и доходов БТИ характеризуются меньшей зависимостью БТИ от административного и экономического волюнтаризма органов государственного и местного управления в части бесплатного предоставления информации и безвозмездного информационного обслуживания.