Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2011/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Общественный совет Минрегиона обсудил проблемы территориального планирования

О заседании Общественного Совета Минрегиона: Формирование системы территориального планирования РФ: проблемы и пути решения


28 ноября 2011 г. состоялось заседание Общественного совета при Министерстве регионального развития Российской Федерации, на котором члены Общественного совета, депутаты Государственной Думы, представители Аппарата Правительства, Счетной палаты, федеральных министерств и ведомств, представители субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, эксперты от научных и образовательных учреждений и общественных объединений обсуждали столь серьезную тему как «Формирование системы территориального планирования в Российской Федерации: проблемы и пути решения».
Заседание Общественного совета Минрегиона России, 28 ноября 2011 г.

С основным докладом выступил министр В.Ф. Басаргин, в котором обозначил основные мероприятия 2011 г., направленные на совершенствование территориального планирования в России. Министр отметил ключевые изменения, внесённые в Градостроительный кодекс, и дал им оценку, привёл статистические данные по количеству принятых в стране на различных уровнях документов территориального планирования, отметил ряд серьёзных проблем и обозначил пути их последовательного решения.

Создание системы документов территориального планирования В.Ф. Басаргин назвал одной из важнейших государственных задач и выделил основные цели территориального планирования, результаты которого являются реальным инструментом обеспечения устойчивого и комплексного развития территорий с учетом совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, развития инфраструктур, интересов граждан и их объединений.

Министр отметил значение территориального планирования при определении расчетных параметров планируемых объемов строительства, при размещении свободных экономических зон и отраслевых кластеров, при выборе и оценке эффективности управленческих решений по развитию территорий с учетом информации о функциональных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий и зонах, подверженных риску чрезвычайных ситуаций, и определил место территориального планирования, как верхнее звено единой градостроительной документации, участвующей в инвестиционном цикле от планирования объекта федерального значения до оформления градостроительного плана земельного участка для застройщика.

Министр отметил необходимость формирования «прозрачной» системы территориального планирования, так как доступность данных и открытость решений способствует устранению административных барьеров и борьбе с коррупцией.

В основном докладе Общественного совета прозвучала информация о статистике утверждения документов территориального планирования. Сегодня схемы приняты в 55 субъектах Российской Федерации. Утверждено 46% схем муниципальных районов. Приняты генпланы 67% городских округов, 40% городских поселений и 18% сельских поселений.

Есть регионы, в которых обеспеченность документами уже 100-процентная – это Чувашская Республика и Тюменская область. Министр обозначил необходимость на уровне регионов синхронизировать схемы терпланирования в части их соответствия инвестиционным программам субъектов естественных монополий, планам развития транспортной инфраструктуры и сетей связи.

В докладе был представлен подробный анализ проблем, сдерживающих разработку проектов схем и генпланов. Среди основных – это недостаток бюджетных средств, обновленных топографических карт и сведений в кадастре недвижимости о границах зон с особыми условиями использования территорий, необходимых для разработки документов территориального планирования, а также отсутствие правового регулирования процедур по расширению границ населенных пунктов за счет земель государственного лесного фонда.

Острой названа проблема профессиональных кадров и квалификационных требований к проектным организациям, так как сегодня претендовать на разработку документов может практически любое юридическое лицо. В результате чего, бюджетные средства зачастую расходуются на подготовку непрофессиональных документов, которые потребуют в дальнейшем серьезной переработки. В.Ф. Басаргин сообщил участникам заседания о намерениях министерства подготовить предложения по изменению Федерального закона № 94-ФЗ, чтобы положить конец такой практике, и так же, как в строительной отрасли, ввести систему так называемой предквалификации.

К необходимым мерам для преодоления выявленных проблем, докладчик отнёс повышение квалификации кадров и принятие местных нормативов градостроительного проектирования на муниципальном уровне, а на региональном уровне отметил необходимость разработать региональные градостроительные нормативы, обеспечить методическую, финансовую и законодательную поддержку муниципальных образований.

В отчёте участникам заседания был представлен перечень принятых мер и решённых в 2011 г. задач:
- подготовлены и утверждены методические рекомендации по разработке генпланов городских округов и поселений;
- разработаны методические рекомендации по разработке схем Российской Федерации и субъектов;
- подготовлены дополнения в Градостроительный кодекс, определяющие требования к составу региональных и муниципальных нормативов градостроительного проектирования;
- подготовлены требования к перечню объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах терпланирования Российской Федерации, а также к картографическому описанию и отображению объектов федерального, регионального и местного значения на картах территориального планирования;
- для организации межведомственного взаимодействия при решении проблем и ускорения подготовки схем по инициативе Минрегиона впервые в истории страны создана Правительственная комиссия по территориальному планированию. На основании ее решения определены сроки и этапы подготовки федеральных схем, организованы курсы повышения квалификации региональных и муниципальных специалистов в градостроительной сфере.

В.Ф. Басаргин отметил, что участие в Европейской Конференции Министров, ответственных за региональное/пространственное планирование Совета Европы – СЕМАТ, позволило применить при совершенствовании российской системы территориального планирования новые принципы, используемые европейскими партнерами.

Министр подчеркнул, что Россия не только заимствует зарубежные новации, но и делится своими наработками с зарубежными коллегами, которые проявляют огромнейший интерес к опыту Российской Федерации. Так, в России впервые в мире создан единый общедоступный информационный ресурс на уровне страны – федеральная государственная информационная система терпланирования. С сентября 2011 г. у каждого пользователя сети Интернет есть доступ к информации о развитии любой части территории России. Регионам и муниципалитетам переданы пароли, открывающие доступ к внесению информации в систему. Сейчас идет активное наполнение этой системы. Вместе с тем, докладчик сформулировал задачи, решение которых намечено в кратчайшие сроки:
– завершить в 2012 г. формирование комплекта методических рекомендаций и нормативных актов по всем видам документов терпланирования;
– отработать механизм наполнения и функционирования федеральной информационной системы терпланирования для обеспечения процедур согласования и создания единой системы документов;
– синхронизировать инструменты стратегического и территориального планирования;
– отработать механизмы эффективной реализации и дальнейшего совершенствования системы территориального планирования после 2012 г.

Министр назвал первоочередные задачи, которые должно решить министерство в целях завершения до конца 2012 г. формирования системы документов терпланирования в ближайшие 3 месяца:
- наладить информационное взаимодействие с Росреестром посредством геоинформационной системы;
- наполнить систему информацией по федеральным отраслевым схемам;
- подготовить изменения в законодательство в области установления зон с особыми условиями использования территорий;
- сформировать условия согласования документов терпланирования в части изменения границ населенных пунктов за счет земель лесного фонда;
- внести изменения в акты Правительства в части состава, порядка согласования схем Российской Федерации, совместной подготовки документов терпланирования и других актов;
- изменить показатели оценки эффективности деятельности органов региональной власти в части обеспечения документами территориального планирования.
Заседание Общественного совета Минрегиона России, 28 ноября 2011 г.

Для синхронизации инструментов стратегического и территориального планирования министерством в состав госпрограммы «Региональная политика и федеративные отношения» включена подпрограмма «Формирование системы стратегического и территориального планирования». В качестве следующего шага В.Ф. Басаргин предложил рассмотреть идею разработки Градостроительной стратегии России, которая должна стать основой схемы пространственной организации страны. Стратегия, с точки зрения министра, смогла бы зафиксировать государственную политику в сфере расселения, исключающую неравномерное развитие страны и концентрацию населения вокруг ограниченного числа территорий с благоприятным климатом и качественными ресурсами, а Общественный совет Минрегиона мог бы сыграть важную роль в подготовке такой стратегии.

Подчеркнув твердое намерение сделать все для подготовки системы документов территориального планирования до конца 2012 г., министр сказал, что это не означает окончания работы, система должна непрерывно совершенствоваться и развиваться. В целях повышения качества и эффективности реализации документов терпланирования министерство планирует в 2012-2013 гг. утвердить критерии оценки качества документов терпланирования, подготовить методики по включению в обосновывающие материалы отдельных карт с отраслевыми кластерами, по разработке документов морского и ландшафтного эколого-ориентированного территориального планирования. Также, по словам В.Ф. Басаргина, Минрегион планирует организовать совместно со странами, граничащими с Россией, разработку документов планирования приграничных территорий, а также создание комплексных схем терпланирования Российской Федерации применительно к территории федеральных округов, отдельных регионов, муниципальных образований и их групп.

Еще одним перспективным направлением министр назвал внедрение автоматизированного моделирования в процессы планирования и управления, что обеспечит переход от хаотичного строительства к системному комплексному развитию территорий. Произойдет повышение инвестиционной привлекательности России, рациональности землепользования, увеличение объемов строительства и реконструкции жилья, развитие инфраструктурного сектора.

Завершая свой доклад В.Ф. Басаргин обратился к профессиональному сообществу с просьбой делиться своим опытом, разрабатывать и направлять предложения в Минрегион России, способствующие внедрению градостроительных инноваций, повышению качества градостроительной деятельности в стране.

Общественный совет при Минрегионе принял решение поддержать идею В.Ф. Басаргина и рекомендовать министерству организовать подготовку проекта градостроительной стратегии России.

Проблемам качества схем территориального планирования и подготовленным на основе научных разработок РААСН, критериям оценки качества этих документов посвятил свое выступление почётный Академик РААСН М.Я. Вильнер.

О проблемах предоставления качественной картографической основы, о возможностях получения сведений из государственного кадастра недвижимости для целей территориального планирования и о начатых работах по созданию единого ресурса топографо-геодезических материалов и космоснимков высокого разрешения на территорию всей страны рассказал заместитель руководителя Росреестра С.А. Сапельников.

Начальник управления архитектуры Калужской области О.Н. Стрекозин поделился опытом организации межмуниципального взаимодействия при разработке субрегиональной схемы территориального планирования. Также, с беспокойством, он отметил несовершенство действующих механизмов по размещению сведений об объектах градостроительного регулирования в ГКН.

Заведующая кафедрой «Градостроительство и охрана объектов культурного наследия» Академии повышения квалификации и переподготовки кадров в области строительства и ЖКК Э.А. Шевченко обозначила важнейшие ключевые проблемы сохранения исторического культурного ресурса России. Суть противоречий найдена в стандартном отношении к территориям городов в градостроительной документации через термин «развитие», а по отношению к историческим объектам через термин «сохранение». Э.А. Шевченко призвала профессиональное сообщество изменить мировоззрение.

Заместитель министра А.П. Викторов. доложил высокому собранию о значении ФГИС ТП для создания системы документов стратегического и территориального развития, прокомментировал основные цели и задачи системы, охарактеризовал выполненные работы в 1-ой очереди создания ФГИС ТП, обозначил место системы в межведомственном взаимодействии. А.П. Викторов отметил, что решения системы, в первую очередь, направлены на упрощение получения исходных данных, необходимых для подготовки документов территориального планирования, ускорения процесса согласования указанных документов и, естественно, на снятие административных барьеров. Законом определено использование ФГИС ТП как информационно-аналитической системы органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие ведение своих информационных ресурсов и систем, обязаны обеспечить доступ посредством ФГИС ТП к содержащейся у них информации.

По мнению заместителя министра, упрощение работы с информацией, улучшение ее восприятия и анализа достигается за счет представления ее в едином информационном пространстве – в общем окне системы одновременно могут отображаться: картографическая основа документа территориального планирования; кадастровая информация; данные документов стратегического планирования; другая информация.

А.П. Викторов привёл примеры, подтверждающие возможности ФГИС ТП при решении сложных задач терпланирования, где важно учитывать весь комплекс обстоятельств и ограничений пространственного положения множества объектов. Например, ФГИС ТП позволяет отобразить в едином окне космический снимок и данные прогноза паводковой ситуации по рекам, предоставляя возможность оценивать и анализировать совмещенную информацию.

Внесенные в Градостроительный кодекс поправки определили необходимость согласования проектов документов территориального планирования непосредственно через ФГИС ТП, направленную на упрощение и оптимизацию данной процедуры. По мнению А.П. Викторова, после внедрения в 2012 г. во всех органах власти и местного самоуправления системы электронного взаимодействия и документооборота с цифровой подписью будет автоматизирован и механизм рассылки уведомлений о поступлении документов на согласование, а также заключений на согласуемые документы.

Заместитель министра обратил внимание участников заседания на то, что перечисленные возможности системы позволяют достичь сразу нескольких целей, способствующих комплексному социальному, экономическому и пространственному развитию:
– ускорение и облегчение процессов подготовки согласования документов территориального планирования;
– обеспечение информационной поддержки принятия органами государственной власти и местного самоуправления решений в сфере градостроительной деятельности;
– обеспечение публичности процессов стратегического социально-экономического и территориального планирования.

А.П. Викторов сообщил, что в рамках 2-й очереди планируется обеспечить интеграцию ФГИС ТП с существующими системами территориального планирования субъектов Российской Федерации и федеральных органов власти, расширить состав встроенных аналитических функций, обеспечить юридическую значимость процессов согласования, в том числе для документов с грифом ДСП, наладить обмен данными между информационными системами с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Подводя итоги выступления, заместитель министра подчеркнул, что в Российской Федерации впервые создана единая многоуровневая и многокомпонентная открытая информационная система на основе геоинформационных технологий, имеющая амбициозные и важные для всей страны цели: обеспечение стратегического и территориального планирования и, как следствие, гармоничного и эффективного пространственного социально-экономического развития Российской Федерации.

Положения протокола заседания Общественного совета Минрегиона России от 28 ноября 2011 г.

Участники заседания с учетом состоявшегося обсуждения констатируют:


Создание системы документов территориального планирования является одной из важнейших государственных задач.

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. № 41-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части вопросов территориального планирования.

В развития положений Федерального закона Министерством регионального развития РФ разработан и внесен в Правительство РФ План по его реализации. Всего План предусматривает подготовку 24 документов, из которых 2 указа Президента РФ, 18 постановлений Правительства России, 3 ведомственных нормативных правовых акта.

Разработаны Перечни видов объектов федерального значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования РФ (проходят согласительные процедуры), и Правила создания и ведения федеральной государственной информационной системы (внесены в ноябре 2011 г. в Правительство РФ).

Завершается разработка методических рекомендаций по подготовке документов территориального планирования РФ, документов территориального планирования субъектов РФ с учетом положений этого закона.

В соответствии с требованиями нового Федерального закона приказом Министерства утверждены методические рекомендации по подготовке генеральных планов поселений и городских округов.

Создается федеральная государственная информационная система территориального планирования, призванная интегрировать в режиме реального времени сведения информационных ресурсов, содержащиеся в кадастрах и реестрах, необходимые для подготовки документов территориального планирования, размещения проектных материалов и утвержденных документов территориального планирования.

В июле 2011 г. создана Правительственная комиссия по территориальному планированию в РФ, которая призвана обеспечить координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти по территориальному планированию.

При этом особое внимание должно быть уделено вопросам гармонизации смежных отраслей законодательства (земельное, лесное, водное и др.) с законодательством о градостроительной деятельности, упрощения административных процедур при предоставлении земельных участков для строительства и определения правового режима их использования на основе градостроительной документации, реализации мер, направленных на повышение качества разработки документов территориального планирования и совершенствование градостроительной политики в РФ.

Решили:

1. Принять к сведению доклад Министра регионального развития РФ В.Ф. Басаргина «Формирование системы территориального планирования в Российской Федерации: проблемы, пути решения».
2. Рекомендовать Министерству регионального развития РФ:

2.1. Продолжить работу по формированию единой системы стратегического и территориального планирования, способствующей достижению приоритетов долгосрочного развития России;
2.2. Организовать подготовку проекта Градостроительной Стратегии России с учетом актуализированной Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 г., стратегий федеральных округов, документов территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований;
2.3. Подготовить предложения по системе квалификационных требований к организациям и специалистам, осуществляющим разработку документов стратегического и территориального планирования;
2.4. Подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ в части конкурсных условий для подготовки документов стратегического и территориального планирования;
2.5. Подготовить предложения по дополнительным мерам стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по разработке документов территориального планирования и градостроительной документации, направленной на развитие рынка доступного жилья, повышения качества и комфорта среды жизнедеятельности, сохранения и использования историко-культурного потенциала территорий;
2.6. Определить критерии оценки качества документов территориального планирования на основе научных разработок РААСН;
2.7. Организовать в 2012 г. итоговую выставку-конкурс документов территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных образований с отдельной номинацией по историческим поселениям;
2.8. Продолжить совместную работу с Министерством культуры РФ по совершенствованию законодательства в части определения границ исторических поселений;
2.9. Подготовить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, касающихся вопросов организации и планирования морских территорий РФ;
2.10. Подготовить с привлечением РААСН предложения по организации учета использования инновационных технологий в предлагаемых документами территориального планирования мероприятиях по развитию инфраструктур.

3. Рабочей группе Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ по вопросам стратегического и территориального планирования с участием профильных департаментов Минрегиона России:
3.1. Подготовить предложения по формированию концепции Градостроительной Стратегии РФ;
3.2. Подготовить предложения по приведению в соответствие с Градостроительным кодексом РФ отдельных положений земельного законодательства, в том числе в части установления дополнительных случаев предоставления земельных участков без торгов (для строительства жилья и инфраструктуры с целью снижения цены), упрощения требований к составу и содержанию документов, представляемых в государственный кадастр недвижимости для внесения данных о границах территориальных зон и об установленных градостроительных регламентах, предложения о возможности внесения изменений в кадастровые планы на основании проектов межевания с гарантией сохранения имущественных прав по основным параметрам;
3.3. Продолжить работу по совершенствованию законодательства в области градостроительной деятельности в части градостроительного зонирования и документации по планировке территории (возможность разработки документации в электронном виде, введение в законодательство о градостроительной деятельности нового вида документации по планировке территории – проекта застройки, дифференциация состава и содержания, основания и порядок внесения изменений, перечень документов, необходимых для выдачи градостроительного плана земельного участка, основания для отказа и т. д.), установления градостроительных ограничений в некоторых видах проектов планировки территории;
3.4. Подготовить предложения по учету в документах территориального планирования предложений по созданию, реконструкции и модернизации объектов капитального строительства, содержащихся в инвестиционных программах субъектов естественных монополий;
3.5. Сформировать основные подходы для развития перспективных направлений территориального планирования, обеспечивающего условия реализации программ в области межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества с учетом международного опыта эколого-ландшафтного планирования;
3.6. Подготовить предложения по внедрению передовых информационных технологий в градостроительную деятельность и формирование пакета новых электронных услуг по предоставлению информации инвесторам, застройщикам, заинтересованным лицам о развитии территории, условиях ее использования, планах развития и размещения объектов федерального, регионального и местного значения.

4. Рекомендовать субъектам РФ:
4.1. Обеспечить контроль за выполнением сетевых графиков подготовки и утверждения органами местного самоуправления документов территориального планирования;
4.2. Предусмотреть в структуре органов исполнительной власти самостоятельные подразделения по формированию и проведению градостроительной политики с введением в штатное расписание должностей в соответствии с Общероссийским классификатором должностей РФ (главный градостроитель);
4.3. Активизировать работу по прохождению дополнительной подготовки по вопросам территориального планирования для должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц органов местного самоуправления и обеспечить ее финансирование;
4.4. Организовать создание региональных двухуровневых автоматизированных информационных систем градостроительной деятельности путем интеграции сведений создаваемых автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности муниципальных образований с учетом правил ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, в том числе с использованием поддержки Минрегиона России в их создании и развитии;
4.5. Представить в Министерство регионального развития РФ предложения по совершенствованию форм и методов контроля, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности.

5. Рекомендовать Федеральному Фонду содействия развитию жилищного строительства продолжить работу по определению в извещениях о проведении аукционов требований к параметрам и характеристикам планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрам застройки территории, характеристикам развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимым для развития территории, при подготовке документации по планировке территории.

6. Членам Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ организовать взаимодействие с Общественными советами Минобороны России, Минтранса России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минэнерго России в целях активизации работы экспертного сообщества по методической поддержке разработки документов территориального планирования РФ в следующих областях: обороны и безопасности, федерального транспорта и путей сообщения, здравоохранения, образования, энергетики.

Публикация подготовлена А.Н. Береговских, членом Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Минрегион России
Каталог Авторов:
   - Викторов А.П.
   - Сапельников С.А.
   - Басаргин В.Ф.
   - Вильнер М.Я.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Нормы и право
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2011
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №4_2011
Цитирумость документа: 4
13:02:35 23.01 2012   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.044553995132446 sec, Question: 77