Обзор основных изменений в законодательстве о градостроительной деятельности в IV квартале 2011 г.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
Данный законопроект подготовлен Министерством экономического развития РФ, опубликован в «Российской газете» 13 октября 2011 г. Вносится в Государственную Думу РФ Правительством РФ.
Необходимость в принятии данного закона назрела уже достаточно давно, еще с момента принятия Градостроительного кодекса РФ 2004 г. Существование института категорий земель как инструмента осуществления государственной земельной политики в условиях централизованной плановой экономики, где основной собственник земельных ресурсов в стране – государство, вошло в противоречие с рыночными инструментами регулирования земельных правоотношений при многообразии форм собственности и владения земельными участками. Процедура перевода земельных участков из одной категории в другую стала дублироваться институтами функционального зонирования территорий в документах территориального планирования и разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в правилах землепользования и застройки. Кроме того, перевод земельных участков из одной категории в другую в силу своей значительной забюрократизированности и коррупциогенности стал тормозом на пути реализации инвестиционных намерений, государственных и муниципальных программ в области жилищного строительства.
Какие основные новеллы содержит в себе законопроект, получивший условное название «Об отмене категорий земель»?
1) Из семи категорий земель, представленных в настоящее время в ст. 7 Земельного кодекса РФ, предлагается оставить только три особо охраняемые категории земель, к которым отнесены: земли водного фонда, земли лесного фонда и земли особо охраняемых природных территорий. Порядок изменения границ указанных категорий земель устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.
2) Классификатор видов разрешенного использования и соответствующих им видов деятельности утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (далее – орган осуществляющий регулирование в области земельных отношений). Виды и состав территориальных зон подробно прописываются в Земельном кодексе РФ, соответствующие положения исключаются из Градостроительного кодекса РФ (ст. 35 ГрК РФ исключается).
3) Глава 15 Земельного кодекса РФ излагается в новой редакции и посвящена вопросам установления охранных и защитных зон как видов зон с особыми условиями использования территорий, чем устраняется ряд пробелов действующего федерального законодательства в части процедур принятия решений органами власти об установлении таких зон, об ограничениях, вызываемых такими зонами, о порядке вступления в силу для правообладателей земельных участков данных ограничений.
4) В Градостроительном кодексе РФ в ст. 1 определение понятия «градостроительный регламент» предлагается заменить понятием «регламент использования территорий». Вводится новое определение в законодательство о градостроительной деятельности – определение понятия «населенный пункт», под которым предлагается понимать «элемент планировочной структуры поселения, городского округа, определяющий территорию с высокой плотностью застройки, а также предназначенную преимущественно для проживания граждан». Не вдаваясь в детальный анализ предложенного определения, хочется отметить его неполноту. Так, населенные пункты образуются не только в городских и сельских поселениях, но и на межселенных территориях. Однако данный аспект не охвачен определением.
5) Глава 4 Градостроительного кодекса РФ «Градостроительное зонирование» переименовывается в главу «Территориальное зонирование» с последующей заменой в дальнейшем по тексту Кодекса градостроительного зонирования территориальным. Однако в ст. 1 в определении градостроительного зонирования такой замены не сделано. Очевидно, это техническая ошибка.
Сказанное в очередной раз обозначает остроту терминологической проблемы в градостроительном законодательстве. Остаются без ответа на официальном уровне следующие вопросы. Если градостроительное зонирование заменяется территориальным чисто внешне, без изменения содержания и сущности данного понятия, то почему функциональное зонирование нельзя именовать территориальным? Ведь функциональные зоны – это зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Функциональное зонирование – это тоже зонирование территорий. Можно ли считать понятие «градостроительное зонирование» родовым по отношению к функциональному и территориальному зонированию? Это было бы логично в свете предложений законопроекта о замене градостроительного зонирования.
6) Законопроектом вводится новая структура градостроительного регламента, в которой отсутствует указание на ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Градостроительный регламент устанавливается в отношении объектов недвижимости всех видов территориальных зон, за исключением зон сельскохозяйственного использования. Для них устанавливается сельскохозяйственный регламент, определяющий только виды разрешенного использования земельных участков и их предельные размеры.
7) Закрепляется процедура обязательного согласования проекта правил землепользования и застройки с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ в определенных случаях, когда затрагиваются земельные участки и объекты федерального и регионального значения.