Компьютерра: как и зачем Google и «Яндекс» снимают панорамы городов
На сайте Компьютерра блоги размещена статья Кирилла Тихонова «Как и зачем Google и «Яндекс» снимают панорамы городов». Ознакомиться с текстом материала полностью можно по ссылке.
Когда выяснилось, что в России наконец открылся сервис Google Street View с панорамами Москвы и Санкт-Петербурга, я вспомнил о статье об этом и других подобных сервисах, которую я написал для «Компьютерры» в конце 2009 года. Хотя с тех пор прошло два года, она почти не устарела (и неудивительно — история вопроса и проблемы остались теми же). Поскольку тот номер журнала на сайт почему-то так и не выложили, исправляю упущение — читайте статью о том, что происходит за кулисами Google Street View и панорам «Яндекса».
За минувшее с момента публикации время Google Street View добрался до России и ещё нескольких восточноевропейских стран, панорамы «Яндекса» отсняли не только в Москве, но и во множестве других городов страны, а эпицентр скандалов, связанных с нарушением тайны частной жизни, переместился из Великобритании в Германию. Всё остальное по большей части осталось тем же.
Одна из главных причин, по которой в компании Gdeetotdom.ru решили заняться панорамной съёмкой городов, такова: это проще и дешевле, чем фотографировать каждое здание вручную. Раньше снимки домов для одноименного сервиса по недвижимости, который развивает компания, приходилось делать именно таким способом. В Москве на нее работали около шестидесяти фотографов, в Санкт-Петербурге — тридцать.
Прежде чем начать проект, Gdeetotdom обратился в Google, чтобы выяснить, планируется ли запуск Street View в России. В Google не ответили ничего определённого, и браться за дело пришлось самим. Опыта недоставало, поэтому вопросы возникали на каждом шагу. Как закрепить камеру на крыше автомобиля? Как не повредить её во время движения? Где взять 220 вольт для питания бортового компьютера? Как добиться высокого качества съёмки?..
Google делает аппаратуру для съёмки панорам самостоятельно, но такой подход не для всех. Панорамы улиц — отнюдь не самая важная функция Gdeetotdom. Стоит ли тратить на неё столько сил и заниматься непрофильной деятельностью? Вряд ли. «Мы же всё-таки портал по недвижимости, — говорит генеральный директор компании Рубен Акопов. — Мы не стали создавать своё собственное решение». Вместо этого Gdeetotdom приобрел камеры фирмы Point Grey.
Для съёмок переоборудовали обычные легковые автомобили. На переднем пассажирском сидении лежит компьютер для контроля информации и управления камерой — обычный системный блок с Windows, к которому подключены небольшой жидкокристаллический дисплей и клавиатура с мышкой; конвертор, преобразующий 12 вольт постоянного тока в 220 вольт переменного, спрятан в багажнике. Ноутбуки тут не годятся: чтобы обрабатывать и сохранять такие потоки информации, нужна хорошая видеокарта и внушительной емкости накопители.
С помощью камер Ladybug 2 Gdeetotdom.ru оцифровал 61 город России — все миллионники, за исключением Перми. Теперь снимают заново, уже более совершенной моделью Ladybug 3. В Москве повторная съёмка заняла шесть месяцев; до конца октября все панорамы московских улиц на сайте Gdeetotdom.ru будут обновлены.
Сперва экипаж автомобилей с камерами состоял из двух человек, но затем съёмку автоматизировали, и теперь с ней справляется сам водитель. Хотя Gdeetotdom.ru публикует не больше одной панорамы на двенадцать метров дороги, в действительности камеры записывают видео с частотой от 7–8 до 16 кадров в секунду; попутно приёмник GPS сохраняет географические координаты. Во время постобработки по ним отбираются снимки, сделанные в нужных точках улицы.
Панорамы обходятся недешёво. На каждую камеру Point Grey компания потратила примерно 20 тысяч долларов. Кроме того, у Gdeetotdom.ru пять автомобилей для съёмки: три Skoda Roomster и пара Volkswagen Golf. Ещё одна важная статья расходов — создание программной системы обработки и отображения информации. Правда, поскольку Gdeetotdom.ru преследует довольно узкие цели, траты на разработку софта удалось удержать в разумных пределах.
«Яндекс» пошел по другому пути. «Готового решения не было, оно разрабатывалось специально для нас», — рассказывает менеджер сервиса «Панорамы улиц» Мария Орлова. Работу поручили компании neq4, занимающейся созданием виртуальных туров, а вместо специализированных или промышленных камер, названия которых никому ничего не говорят, решили использовать профессиональные цифровые фотоаппараты — такие же, как у обычных фотографов.
Для съёмок на крыше автомобиля (именно «автомобиля», а не «автомобилей» — он был один) установили систему из четырёх фотоаппаратов, направленных в разные стороны. Системой управлял специальный программный комплекс. Каждые 20–30 метров все камеры синхронно делали снимки с разрешением 10 Мп. Панорамы, собранные из полученных кадров, нельзя назвать сферическими — угол обзора по вертикали относительно невелик. Зато «Яндексу» удалось избежать сильных искажений, встречающихся в Google Street View, да и чёткость изображения, кажется, повыше, чем у конкурентов (это субъективное впечатление, однако даже если разрешение Street View в действительности выше, впечатление портят то и дело попадающиеся даже на самых свежих панорамах Google пересвеченные кадры, цветовой шум и тому подобные недостатки).
Работа над проектом началась ещё в 2008 году. Съёмка велась около месяца осенью 2008 года и ещё три недели летом 2009 года. Дело в том, что для изготовления качественных панорам нужны хорошие условия. Частые осенние дожди и короткий световой день только мешают. С этой проблемой знакомы и в Gdeetotdom.ru: даже в хорошие дни до трети отснятого материала оказывается браком. Испортить снимок может любая малость, даже спрятавшееся за тучу солнце. Вечные московские пробки тоже не способствуют повышению производительности труда.
Google не спрашивает разрешения перед индексацией сайтов в интернете. Если веб-страница доступна для всех, то она доступна и для поисковых роботов. К съёмке городов в Google подошли с той же логикой. Если прохожего на панораме Street View легко узнать, что с того? Он же находился на улице, где его и без всякого Street View мог увидеть кто угодно. Снимки, сделанные в общественных местах, по определению не могут нарушать тайну частной жизни.
Далеко не все согласны с такими рассуждениями. Как только Street View открылся, его сразу же стали критиковать за нарушение приватности. Google не спорил и послушно стирал неугодные кадры, а летом 2008 года стал автоматически затушевывать на своих панорамах лица прохожих и номера автомобилей. Разработанный в Google алгоритм успешно находит и скрывает более 89% лиц и около 95% автономеров. Однако и это не помогло — поток жалоб не ослабевал.
Самую бурную реакцию Street View почему-то вызвал в Великобритании — стране с наибольшим количеством уличных камер на душу населения. Сначала Google атаковала правозащитная организация Privacy International, после чего известная на весь мир британская желтая пресса раздула вокруг Street View такой скандал, что на пресловутые автомобили с камерами стали обращать внимание даже далекие от Интернета люди. Дошло до того, что в одной из деревень в часе езды от Лондона жители перекрыли дорогу, чтобы не пустить автомобиль Street View. Потом они объясняли слетевшимся журналистам, что, с их точки зрения, Google пособничает грабителям, которые с помощью панорам улиц выбирают себе жертв.
В Японии Street View тоже встретили в штыки, но тут, похоже, причина в культурных различиях, о которых в Google не подумали заранее. Оказалось, что камеры Street View, закрепленные на высоте 2,5 метра, с легкостью заглядывают через высокие заборы и снимают частные дворы, которые обычно недоступны для чужих глаз. Вдобавок откуда-то взялся слух, что Street View — это, на самом деле, нечто вроде веб-камеры, непрерывно транслирующей все в Интернет.
Теперь Google собирается переделать все панорамы, снятые в Японии, опустив камеру на сорок сантиметров — так в кадр не попадет ничего, что не видно обычным прохожим. А дабы успокоить недоверчивых японцев, сняли рекламный ролик, в котором мультяшный человечек-камера сначала разъезжает по игрушечному городу и фотографирует дома, а потом трудолюбиво закрашивает на снимках имена на почтовых ящиках и номера автомашин.
Российские аналоги Street View пока обходятся без цензуры, но и претензий им еще никто не предъявлял. «Практически всегда мы встречали благожелательное отношение людей, которых снимаем, — говорит Рубен Акопов. — Очень часто наших водителей спрашивают, что они делают, интересуются самими камерами, узнают, когда съёмка будет опубликована». Правда, в Gdeetotdom.ru не исключают, что когда-нибудь им все же придется последовать примеру Google и начать затирать на панорамах лица прохожих.
Впрочем, ближайшие планы развития панорамного сервиса Gdeetotdom иные: кроме улиц, будут отсняты ещё и дворы. Это позволит увидеть на сайте строения, которые находятся в стороне от проезжей части. Вполне объяснимая цель, если вспомнить, зачем Gdeetotdom занялся съемкой троить на основе накопленной при съемке информации? Об этом можно только гадать.
Пару лет назад в статье, опубликованной в журнале IEEE Computer, технический руководитель Street View Люк Винсент подсчитывал суммарную длину асфальтированных дорог Земли (19,4 млн. км) и время, которое потребуется, чтобы сделать их панорамы (очень долго). Он шутил, но его шутка вполне укладывается в миссию Google: упорядочить всю информацию в мире. Судя по наcтойчивости, с которой развивается Street View, это не пустые слова.
ООО "ГИС Технологии" входит в группу "Проект поддерживают" портала ГИС-Ассоциации