А. Киселёв (РНТ): рынок спутниковых систем мониторинга и управления транспортом растёт на 80-100% в год
На сайте CNews.ru размещена статья Натальи Анищук "М2М в России: следующий этап развития", посвящённая развитию рынка М2М-услуг в России. Ознакомиться с материалом полностью можно по ссылке.
Аналитики оценивают российский рынок М2М в 2011 г. в 2 млн sim-карт, например исследовательская компания iKS-Consulting. Участники рынка – поставщики решений – согласны с этой оценкой. Динамика многообещающая: ежегодный прирост и мирового, и отечественного рынка М2М-решений составит 50–70% вплоть до 2015 г. "Количество активных sim-карт на российском рынке к 2015 году достигнет 17–18 млн", – прогнозирует Евгения Григорьева, руководитель дирекции по маркетингу бизнес-сегмента оператора "Вымпелком".
Ещё год назад управление транспортом было главной сферой приложения М2М-решений в России. В 2011 г., по оценкам участников, доля сектора не превышала 50%. Другие отрасли также прочувствовали возможный экономический эффект от внедрения систем.
Оценки рынка, сделанные поставщиками, заметно отличаются, но все достаточно оптимистичны. По данным компании Omnicomm, российский рынок систем мониторинга транспорта в 2011 г. составил не менее 8 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 г. на 50%. "Ведущие игроки прирастают на 100% в год", – уточняет заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов. "На рынке спутниковых систем мониторинга и управления транспортом сегодня настоящий бум", – говорит аналитик компании "Русские Навигационные Технологии" Алексей Киселёв. – Рынок растёт на 80-100% в год".
По мнению Сергея Пономарёва, заместителя генерального директора компании "Эшелон", объём российского транспортного рынка М2М в 2011 г. составил около 9-10 млрд руб. если учесть, что агентство Harbor Research оценило мировой рынок M2M на транспорте в 2011 г. почти в 1 млрд долл., то доля России – почти треть. Дальше будет только лучше. "В 2012 году мы ожидаем удвоения суммы, а в 2013 г. цифра может приблизиться к 35-40 млрд", – прогнозирует Сергей Пономарёв.
Сектор ожидает не только количественное, но и качественное развитие. На Западе системы мониторинга транспорта стали частью комплекса управления логистическими процессами, в России процесс интеграции постепенно набирает обороты. "Становятся реальностью страховые программы, основанные на анализе манеры вождения водителя и последующего расчета годового тарифа", – приводит ещё один пример Сергей Пономарёв.
Зато технологическое отставание от Запада невелико. "Только в производстве чипов навигационных приёмников используются не самые передовые технологические процессы. Но поскольку, в отличие от телефонов и мобильных компьютеров, в навигационных терминалах, устанавливаемых на транспорте, не слишком важны энергопотребление и массо-габаритные характеристики, то устаревший технологический процесс не играет особой роли, – считает эксперт. – Зато 90% российских приёмников работают с двумя спутниковыми навигационными системами".
Кроме того, отечественные разработки обладают таким бесценным качеством, как вандалоустойчивость, их очень тяжело снять с автомобиля или повредить. "В сфере борьбы с изобретательностью недобросовестных водителей российские производители значительно опережают зарубежных разработчиков", – считает Станислав Емельянов. Сложные климатические условия также диктуют более жёсткие, по сравнению с западными, требования к работоспособности оборудования. "По оценкам международных консалтинговых компаний, российский рынок М2М, как в количественных, так и в качественных показателях, находится на ведущих позициях в мире", – подтверждает Алексей Толмачев, коммерческий директор компании "Плюс Один".
Пока основной фокус внедрений М2М-решений на транспорте направлен на противодействие мошенничеству и злоупотреблениям. "Компания сразу получает ощутимый экономический эффект: экономию топлива за счёт выявления слива горючего, отклонений от маршрутов (левых рейсов) и простоев техники, приписок пробега. Это пока превышает эффект от других факторов: возможности организации эффективных логистических маршрутов, снижения рисков ДТП, износа транспорта, – объясняет Алексей Толмачев. – Благодаря высокой экономической эффективности, решения легко продаются и имеют высокую маржинальность".
За 2011 год сфера применения М2М-решений в России значительно расширилась, хотя транспорт продолжает главенствовать. По словам Алексея Толмачева, на сегмент транспортной телематики приходится до 50% рынка М2М в России.
Как ни странно, при прекрасной динамике развития поставщики решений М2М отмечают несколько сдерживающих развитие факторов. Во-первых, мешает привычка воровать. Зачастую генеральные директоры вступают в сговор с руководителями транспортных подразделений и выручку от злоупотреблений делят между собой. Конечно, таким представителям бизнеса невыгодно внедрять системы контроля, и акционерам преподносится искажённая информация о затратах на внедрение и сроках окупаемости. Далее, основная экспертиза сосредоточена в столице. "Ведущие компании-интеграторы М2М-решений находятся в Москве. В регионах очень мало сильных местных игроков, способных предложить качественное и недорогое решение", – говорит Алексей Толмачёв. На третьем месте стоит сервисная составляющая решений, дружелюбность интерфейса. "Зарубежные решения более "дружелюбны", более просто позволяют решать коммерческие задачи, в них выше качество документации и сервиса, но все эти особенности свойственны и любым другим цивилизованным товарам", – говорит Алексей Киселёв.
Интересно, что качество покрытия сетей уже не является сдерживающим фактором. В худшем случае клиент может обратиться минимум к одному федеральному оператору, сеть которого охватывает регион.
М2М-технологии активно применяются в интеллектуальных транспортных системах в США, Японии, Сингапуре. "Мы уже стоим на пороге использования таких систем, но реалии зарубежных городов несоизмеримы пока еще с Москвой, где ИТС должна заработать через год", – говорит Сергей Пономарёв.
По мнению Алексея Толмачёва, перспектива российского рынка на 2012 г. – 3,5 млн sim-карт, на 2013 г. – рост до 6-7 млн sim-карт. "С запуском в рамках проекта ГЛОНАСС таких федеральных программ, как "ЭРА ГЛОНАСС", возможен взрывной рост рынка – за счёт внедрения систем мониторинга в автотранспорте. Кстати, в Европе подобная программа eCall планируется к внедрению только с 2015 г.", – говорит он.
Ожидается рост такого показателя, как проникновение М2М-технологий. Евгения Григорьева считает, что в ближайшие 2 года Россия сможет догнать рынок Дании или Норвегии. По данным Berg Insight, показатель в Норвегии составляет 9%, в Дании – 7%. В целом в Европе 3%-ное проникновение М2М sim-карт, самый развитый рынок в Швеции – 17,9%.
Аналитики Harbor Research прогнозируют, что к 2014 году число беспроводных соединений М2М в мире вырастет до 490 млн, объём рынка M2M достигнет 16 млрд долл. По данным Berg Insight, в ближайшие 5 лет среднегодовые темпы роста мирового рынка М2М составят 32%. По оценкам аналитиков агентства, к 2015 году общее число мобильных соединений M2M достигнет 294 млн.