НП: МФЦ по оказанию госуслуг в режиме "одного окна" дублируют работу государственных ведомств
На сайте интернет-журнала "Новая политика", опубликована статья О.Конюхова "Параллельные чиновники". В ней рассказывается о работе многофункциональных центров в России. Полностью с материалом можно ознакомится по ссылке.
В Госдуму поступил законопроект, призванный расширить возможности использования многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг – так называемой службы "одного окна". Документ внесло на рассмотрение депутатов российское правительство.
Новостные ресурсы просто захлебываются от перечисления всех тех добрых дел, которые смогут отныне сделать для рядовых (и не рядовых) граждан работники МФЦ. Работодатели смогут получать через центры информацию о ситуации на рынке труда. Антимонопольные органы через них можно будет уведомить об осуществлении сделок. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, смогут через МФЦ подать заявление, в том числе в электронной форме. Более того, центр сможет выдать копию решения о предоставлении земельного участка в собственность с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Один из популярных интернет-ресурсов написал даже, что "в Госдуму внесен законопроект, позволяющий по интернету жениться, жаловаться и просить о перепланировке". Хорошо, что никто еще не написал о законодательном закреплении за МФЦ услуг по деторождению через интернет.
Что же, на самом деле, происходит с центрами, которые начали появляться у нас в стране еще в 2006 году?
Тогда все начиналось как эксперимент. Сначала была высказана идея. Потом остановились на определенных формах ее воплощения. Потом договорились, какие там будут оказываться услуги. Затем были определены требования к МФЦ. И не все центры были тогда бюджетными организациями: некоторые из них создавались как общества с ограниченной ответственностью и услуги оказывали платные. Сейчас другое дело.
"Есть разные формы, в которых центры существуют, – говорит заместитель генерального директора АНО "ИКЦ "Бизнес-Тезаурус" Виктор Харченко, принимавший в свое время участие в разработке идеи МФЦ, – это может быть автономное бюджетное учреждение, государственное или муниципальное учреждение".
О столь радостно встреченном нашими СМИ увеличении количества услуг эксперт отозвался весьма меланхолично: "Дело в том, что регламентация их деятельности постоянно уточняется". Зато он обращает внимание на совсем иной аспект законопроекта: МФЦ созданы на региональном и муниципальном уровне, но оказывают услуги, относящиеся к ведению федеральных органов власти. Кто должен нести расходы по предоставлению этих услуг? Если работники МФЦ выполняют работу сотрудников федеральных органов, то федеральная власть должна выделять власти региональной какие-то субсидии. Есть ведь затраты на зарплату, накладные расходы и тому подобное. Но из федерального бюджета деньги на содержание МФЦ не выделяются.
"Дело в том, – объясняет Харченко, – что первоначально значительная часть МФЦ была создана за счет федеральных средств. Регионы подавали заявки, указывали, какое финансирование есть у них, и получали по конкурсу федеральные средства на создание центров. Федеральная помощь шла на строительство центров, их оборудование".
Теперь же федеральные власти считают: мы вам уже заплатили, давайте, работайте сами. А, между прочим, той же самой федеральной властью поставлена задача, чтобы к концу этого года в каждом районе каждого региона был МФЦ. Так что решение вопросов, связанных со взаимодействием различных органов власти, – задача отнюдь не второстепенная.
И тут возникает еще один крайне неприятный вопрос: а зачем вообще нужны эти центры? Ведь они, на самом деле, за бюджетные деньги выполняют ту самую работу, которую чиновники различных уровней должны выполнять в рамках своих должностных обязанностей.
Совсем недавно Росстат опубликовал данные, согласно которым зарплаты наших чиновников в несколько раз превышают средние по стране. За что же им платят такие деньги, если для выполнения их обязанностей приходится создавать столь разветвленную сеть многофункциональных центров?
Нам гордо заявляют: законопроект, если он будет принят, позволит ликвидировать существующие на сегодня ограничения на предоставление госуслуг в МФЦ, а также исключить необходимость личного взаимодействия гражданина с чиновниками. А кто такие работники самих МФЦ? Те же чиновники, только не получившие, во всяком случае пока, ряда чиновничьих привилегий. Но ИТАР-ТАСС, со ссылкой на аппарат нижней палаты парламента, утверждает: таким образом, законопроект должен стать еще одним шагом к ликвидации "кормушек" для коррумпированных чиновников.
Так ли это? А, может быть, сегодня создаются новые "кормушки" для завтрашних коррупционеров не очень высокого ранга?
Сегодня люди, отвечающие за развитие проекта, ссылаются на то, что 90 % опрошенных граждан, пользовавшихся услугами МФЦ, признает эти услуги качественными. Им больше нравится получать услуги в центрах, чем в органах власти. Здесь есть, где оставить ребенка, есть кондиционеры, есть, где посидеть, а сотрудники вам улыбаются. Очень хочется порадоваться за этих людей, особенно после того, как будет дан ответ на несколько вопросов.
Во-первых, почему госслужащие, работающие в МФЦ, могут улыбаться посетителям, а те, кто работает в органах власти, на это не способны? Ведь не секрет, что после пяти минут пребывания в приемной какого-нибудь руководителя низшего звена, без визы которого у вас не примут бумаги его начальники, вспоминается реплика из старой, еще советской юморески: "Почему секретарша без намордника?". Во-вторых, почему в МФЦ можно поставить кондиционеры в местах, где находятся посетители, а в органах власти нет? Наконец, почему все сведения о безмерной благодарности граждан нам сообщает исключительно Минэкономразвития – ведомство, напрямую отвечающее за внедрение МФЦ?
Скажем честно: под россказни о новом чуде создается абсолютно лишняя бюджетная структура. Чтобы одни чиновники могли спокойно заниматься любимым делом, известным как "распил – откат", не отвлекаясь на общение с рядовыми гражданами, другие чиновники, опять же за бюджетные деньги, будут общением с этими гражданами заниматься. А поскольку бюджет не резиновый, нам будут говорить о необходимости повышения пенсионного возраста и увеличении рабочего стажа до фантастических величин. Будут сокращаться расходы на образование, культуру и здравоохранение. В общем, мы все, в той или иной форме, будем оплачивать безбедную жизнь еще тысяч и тысяч людей, скромно именуемых госслужащими. И за это нам будут рассказывать сказки о том, что добрые дяди и тети по первому нашему интернет-зову оформят нам жилье, женятся за нас, нарожают нам детей и тут же за нас разведутся.
А, в общем, внесенный правительством в Госдуму законопроект о поправках в 23 закона, направленных на совершенствование работы МФЦ, вполне вписывается в череду других законов, бездумно принятых по указке сверху голосами парламентского большинства.
Статья конечно не без изъянов по терминологии и содержательной части, но суть ее и комментарии экспертов, по моему субъективному мнению, достаточно отражают фактическую действительность системы государственного и муниципального управления в России - бездумно успеть отчитаться о выполнении задач поставленных верховным руководством. Далеко за примерами ходить не надо, "полицейская реформа" сама все за себя сказала! У нас, как всегда - все начинается не с того конца. Чтобы эффективно реализовать идею электронного правительства, в первую очередь требуется наладить уровень взаимодействия между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government) с последующей проанализированной оптимизацией функций органов (что может выполнить электронная программа, что госслужащий, а что работник госучреждения, а что вообще лучше упразднить). Правовая база, как была на уровне 2006 года, так и остается практически на этом же уровне, за исключением отдельных направлений и общих подходов. Так что уважаемые граждане Зрите в корень!