Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

А. Высоковский (ВШУ): о наболевших градостроительных проблемах Москвы

На портале «Большой город» размещён материал Ирины Калетеевской «Гудит как улей», в котором Александр Высоковский, декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, рассказывает об основных градостроительных проблемах Москвы. Ознакомиться с текстом публикации полностью можно по этой ссылке.

«Такие решения московских властей, как строительство Сколково, перенос правительства за МКАД и строительство там фи­нансового центра, расширение границ Москвы до Калужской области — это всё удачные или не очень, но попытки решить главные проблемы Москвы. К сожалению, никто не разъясняет людям, в чём заключаются эти проблемы и каким образом эти действия должны их решить, хотя всё это принципиально важно.

Спальные районы и деловой центр
На протяжении последних 50 лет Москва непрерывно расширяется, в основном за счёт строительства на периферии массового высокоплотного жилья низкого качества. Все районы вдоль МКАД за­строены гигантскими массивами типовых «панелей», это примерно 80% всего жилищного фонда столицы. То есть фактически Москва — это новый город, не­смотря на свою почти тысячелетнюю ис­торию. В западных городах процесс экстенсивного территориального роста прекратился уже в 1960-х годах, а в Москве продолжается по сей день. ­Сейчас, например, на Люберецких полях аэрации строится очередной новый рай­он на 150–170 ты­сяч жителей, недавно застроили Новокосино и Южное Бутово. В новых районах жильё гораздо дешевле, и потому спрос на него сохраняется.

При этом большинство людей работа­ет в центре, где сейчас концентрирует­ся от 30 до 40% рабочих мест. Там из-за экономической политики предыдущей городской власти все клочки и закоулки застроены офисами и крупными торговыми комплексами.

В этом корень транспортной проблемы: мил­лионы людей вынуждены совершать ежедневные поездки на большие расстояния с периферии в центр и обратно. То есть дело не в том, что правительственные чиновники работают в центре и ез­дят по нему с мигалками, а в том, какие ­решения, в том числе планировочные, они принимают. Для того чтобы снизить транспортную нагрузку, надо строить многоэтажные дома не в районе МКАД и ближнего Подмосковья, а в срединной зоне города — и там же создавать современные рабочие места.

Москва и Подмосковье
Москва — это не просто мегаполис, но ещё и ядро крупной агломерации множества разных муниципальных районов, городских округов и поселений. Между всеми этими территориями ежедневно перемещаются люди, грузы, машины, Интернет-сообщения, электричество, нефть, газ… Однако до самого последнего времени при планировании все эти процессы практически не принимались в расчёт. Если вы посмотрите Генеральный план Москвы, вы увидите, что город в нём на­ходится в гордом одиночестве, а, соответственно, в Схеме территориально­го планирования Московской области на месте Москвы — пустое место. Никакие вопросы, требующие взаимодействия двух субъектов федерации, не решались в принципе, а жизнь людей, вынужденных постоянно ездить между разными районами Москвы и области, не улучшалась, а ухудшалась. Странное решение с выбросом границ Москвы в одном лучике до Калужской области — как раз и есть ненормальная реакция на то, что между администрациями Москвы и Московской области не происходит нормального взаимодействия.

При этом если создать новые места при­ложения труда в срединной зоне Москвы — в комплексе с объектами обслуживания, культуры, развлечений и спорта, — эти территории станут новыми центрами развития, удобными точками притяжения, и дорога для жителей Подмосковья заметно сократится.

Промышленный пояс
Надо отметить, что срединная часть Москвы (это плюс-минус территории вдоль Малого кольца Московской железной дороги) и сама по себе представляет серьёзную проблему для экономики го­рода. Сейчас это промышленный пояс, состоящий, как правило, из неконкурентоспособных производств, фонд зданий и оборудования которых уже давно морально и физически устарел. Типичные примеры — ЗИЛ или АЗЛК, которые, ка­жется, давно вообще ничего не производят. Понятно, что заводы и фабрики в любом случае не должны находиться в Москве и уж тем более в центре города, где земля дороже золота. А ведь кроме старых заводских территорий есть ещё товарные дворы, например гигантские территории за Киевским и Павелецким вокзалами: то есть прямо в центре, сра­зу за Садовым кольцом, отстаиваются и разгружаются вагоны, обрабатывают­ся и складируются грузы. Эта си­туация так же вредна для города, как, например, новодел на месте гостиницы «Москва» или снос всех трёхзвездочных гостиниц в центральной части города. Именно на этих промышленных терри­ториях и нужно развивать новые городские центры.

Сделать это невероятно трудно: все ­территории имеют государственных и частных собственников, и их интересы, конечно, далеки от интересов города. Как показывает опыт строительства «Москвы-Сити», гармонично и слаженно согласовывать эти интересы мэрии пока не удаётся. При этом все давно понимают, что надо развивать срединную часть Москвы и создавать здесь большие транспортно-пересадочные узлы. Эта идея заложена и в последнем Генплане. В этом документе прописано много чего другого, ненужного и даже вредного, но эта мысль как раз правильная.

Вопрос только в том, кто будет пре­образовывать эти территории, зачем и за чей счёт. Ещё недавно это наверня­ка был бы какой-нибудь крупный девелопер с огромным коммерческим проектом жилья на продажу и офисов под аренду. Но сейчас стало ясно, что эти площади — стратегический резерв города, отдавать их под коммерцию нельзя. Эти территории должны стать катализатором новой, современной экономики знаний, на них должна возникнуть привлекательная городская среда, общедоступная, гостеприимная и для жителей города, и для туристов, и тогда вокруг неё уже сами начнут аккумулироваться частные ин­вестиции.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Высшая школа Урбанистики

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / г. Москва
Тематич. разделы / Градоустройство
Организации
Наши конференции / Подробно о: / 2012.07. Выборг. 10-я Всероссийская конференция «Градостроительство и планирование территориального развития России»
Новости
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.bg.ru/article/10326/ 13:13:16 14.03 2012   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров

    Наши предложения
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Реклама на сайте
  Конференции ГИС-Ассоциации
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.020109176635742 sec, Question: 77